УИД: 66RS0009-01-2021-001871-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2021 года г. Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Ершовой Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,
с участием Григорьевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1164/2021 по иску Григорьевой Е. Н. к Администрации города Нижний Тагил, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Свердловской области о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Свердловской области, в котором просит зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, по договору пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между истцом и ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Григорьевой Е.Н. был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, по условиям которого истец взяла на себя обязательства по уходу и содержанию ФИО1, а также обязанности по содержанию ее квартиры, а ФИО1 передала в собственность Григорьевой Е.Н. квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> Взятые на себя обязательства по договору пожизненного содержания с иждивением Григорьева Е.Н. исполняла надлежащим образом. Договор был удостоверен нотариально, однако в регистрационной палате зарегистрирован не был, поскольку получатель ренты ФИО1 находилась в тяжелом состоянии, сильно болела, ей требовался постельный режим и постоянный уход. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. После ее смерти истец обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности в отношении спорного жилого помещения на основании договора пожизненного содержания с иждивением, однако получила отказ, поскольку для регистрации права необходимо было присутствие обеих сторон договора.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация города Нижний Тагил.
В судебном заседании истец Григорьева Е.Н. заявленные требования поддержала по доводам и основания, указанным в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил, представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, в том числе в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посредством размещения информации на официальном сайте Ленинского районного суда в сети интернет: leninskytag.svd@sudrf.ru. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Суд исходит из следующего:
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации при осуществлении гражданских прав разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В силу ст. 18 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане могут иметь имущество на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 583 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
В силу ст. 584 Гражданского кодекса Российской Федерации договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.
В соответствии со статьями 601 - 603 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
В соответствии с ч. 2 ст. 585 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда договором ренты предусматривается передача имущества за плату, к отношениям сторон по передаче и оплате применяются правила о купле - продаже (глава 30), а в случае, когда такое имущество передается бесплатно, правила о договоре дарения (глава 32) постольку, поскольку иное не установлено правилами настоящей главы и не противоречит существу договора ренты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязательным условием для применения указанных разъяснений является отсутствие у продавца правопреемников.
В силу пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя (пункт 62).
Судом установлено, что между ФИО1 (получатель ренты) и Григорьевой Е.Н. (плательщик ренты) заключен договор пожизненного содержания с иждивением, по которому получатель ренты передает в частную собственность плательщика ренты под выплату ренты – квартиру под номером <адрес>. Договор удостоверен нотариусом ФИО5, номер записи в реестре №
Согласно п. 3 договора стоимость отчуждаемого имущества оценивается сторонами в 1 175 000 руб.
На основании п. 4 договора плательщик ренты обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением получателя ренты. В этих целях он обязуется обеспечить получателя ренты питанием, одеждой, медикаментами, уходом. необходимой помощью, стоимость которых определена сторонами в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законом, ежемесячно.
Согласно п. 5 договора получатель ренты приобретает право бесплатного пожизненного пользования квартирой, которую передает плательщику ренты в соответствии с настоящим договором.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру площадью 34,4 кв.м., расположенной по адресу: г. <адрес> зарегистрировано за ФИО1
Согласно свидетельству о смерти V-АИ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам наследственного дела № после смерти ФИО1 с заявлением о принятии наследства обратилась Григорьева Е.Н. В материалах наследственного дела имеется завещание, согласно которому ФИО1 завещала все свое имущество Григорьевой Е.Н.
В подтверждение несения расходов истцом представлены чеки об оплате коммунальных услуг, документы подтверждающие несение расходов на погребение ФИО1
Как установлено в судебном заседании, переход права собственности по спорному договору к Григорьевой Е.Н. в установленном порядке не был зарегистрирован в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Однако отсутствие государственной регистрации нотариально удостоверенного договора ренты в силу ст. ст. 165, 550 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет недействительность сделки, не лишает стороны права произвести такую регистрацию в будущем. Положение Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не устанавливают каких – либо сроков, в т.ч. пресекательных, для предъявления документов на государственную регистрацию прав.
Предметом договора ренты, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Григорьевой Е.Н. является передача права собственности на жилое помещение, что при условии обязательной государственной регистрации определяет последний как существенное условие договора и обязанность сторон. Однако в настоящее время соблюдение Григорьевой Е.Н. установленного порядка государственной регистрации прав на основании договора невозможно ввиду смерти ФИО1, что подтверждается свидетельством.
Согласно ч. 3 ст. 551 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.
Все условия данного договора истицей по обязательствам в отношении к ФИО1 были выполнены. Признаков ничтожности договора судом не установлено. ФИО1 при жизни не обращалась с заявлениями о расторжении договора в связи с неисполнением рентодателем его условий.
Ссылаясь на невозможность государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в установленном порядке, Григорьева Е.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
При этом действующим законодательством не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о государственной регистрации.
Таким образом, несмотря на то, что в полном объеме выполнены обязанности по договору, имущество фактически передано, зарегистрировать переход права собственности рентоплательщик не может по не зависящим от него причинам, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация перехода права осуществляется на основании заявлений обеих сторон договора, однако рентополучатель умер, иными словами, у заявителя отсутствует возможность зарегистрировать право собственности на имущество в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты нарушает права истца и не позволяет ей в полной мере осуществлять правомочия собственника, поскольку единственным доказательством наличия права собственности на недвижимое имущество является в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" его государственная регистрация.
Однако отсутствие в законе соответствующих особенностей регистрации права собственности покупателя при отсутствии продавца не должно служить препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю на основании судебного решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 N 1069/03.
Указанные положения свидетельствует о необходимости вынесения судебного акта по такому требованию.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (рентополучателя) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его смерти.
С учетом разъяснений, содержащихся в абзацах первом и втором пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иск о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства по передаче имущества. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ передача отчуждаемого имущества произведена перед подписанием договора без подписания передаточного акта.
Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности (абзац четвертый пункта 62 Постановления N 10/22).
Кроме того, при вынесении настоящего решения судом учитывается то, что согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области сведений о правопритязаниях, арестах на жилое помещение не имеется.
На основании изложенного, учитывая, что договор ренты, переход права по которым подлежит государственной регистрации, фактически исполнен обеими сторонами: объект передан, обязательства по договору выполнены в полном объеме, что подтверждается документально, спорное недвижимое имущество находится во владении истца, исходя из принципа правовой определенности, суд считает, что заявленные требования о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество подлежат удовлетворению.
С учетом заявленных требований суд приходит к выводу, что надлежащим ответчикам по требованию о переходе права собственности является Администрация города Нижний Тагил. Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Свердловской области как регистрирующий орган не является участником гражданско-правовых отношений, не имеет материально-правовой интерес в споре.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации судебное решение является также основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Григорьевой Е. Н. о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Зарегистрировать переход права собственности к Григорьевой Е. Н. на жилое помещение площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> по договору пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и Григорьевой Е. Н..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила.
Мотивированное решение суда окончательно изготовлено 28 мая 2021 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.