РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Одинцово |
11 июня 2015 г. |
Одинцовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Воробьева К.С., при секретаре Демченко М.Ю., с участием прокурора - помощника военного прокурора Солнечногорского гарнизона лейтенанта юстиции Томс К.А. и заявителя, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № майора запаса ФИО1 об оспаривании действий Командующего войсками Западного военного округа (далее – Командующий войсками ЗВО), связанных с увольнением заявителя с военной службы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что на основании приказа Командующего войсками ЗВО от 2 октября 2014 года № 438 уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом указал, что 25 декабря 2014 года ему было доведено о досрочном увольнении его с военной службы.
В заявлении также указано, что с увольнением ФИО1 не согласен поскольку не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, не был направлен для прохождения ВВК и по настоящее время ему не выплачена денежная компенсация взамен положенного вещевого имущества.
Считая приказ Командующего войсками ЗВО от 2 октября 2014 года № 438 нарушающим его права по указанным выше основаниям, ФИО1 в заявлении просит суд признать данный приказ незаконным, отменить его и зачислить заявителя в распоряжение командира войсковой части №.
В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении заявления в полном объеме, пояснив при этом, что он узнал о своем увольнении 25 декабря 2014 года, когда ему довели о таковом в воинской части. После этого он обратился в органы военной прокуратуры с жалобой на указанные действия.
Кроме этого указал, что фактически жильем не обеспечен, поскольку договор социального найма с ним не заключен.
Прокурор полагал необходимым в удовлетворении заявления ФИО1 отказать поскольку заявитель пропустил трехмесячный срок на обращение в суд.
Рассмотрев дело по существу, заслушав объяснения заявителя и заключение прокурора, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их достаточной совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Аналогичное требование закреплено и в ч. 1 ст. 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
В силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
ФИО1 в суде пояснил, что о существовании обжалуемого приказа ему стало известно 25 декабря 2014 года, однако в суд с заявлением он обратился только 4 июня 2015 года, то есть за пределами указанного выше срока.
Оценивая указанные обстоятельства, даже с учетом того, что заявителю стало известно об этом приказе только 25 декабря 2014 года, срок на обжалование приказа им пропущен. ФИО1 не представлено суду никаких доказательств в подтверждение того, что у него имелись какие-либо обстоятельства, препятствовавшие его обращению с заявлением в суд в предусмотренный законом срок. Следовательно, срок на обжалование приказа Командующего войсками ЗВО от 2 октября 2014 года № 438 пропущен заявителем без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его заявления без исследования судом фактических обстоятельств дела. Кроме того, ФИО1 не заявлял и ходатайств о восстановлении ему пропущенного срока, поскольку, как представляется, никаких исключительных обстоятельств, препятствующих совершению действий по своевременному обращению в суд с заявлением у него не имеется.
Поскольку истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер судебного решения, в связи с чем суд приходит к убеждению о необходимости отказать ФИО1 в удовлетворении заявления по указанному основанию.
При этом суд считает необходимым отметить, что действующее законодательство под указанным выше сроком понимает срок для защиты права по заявлению лица, право которого нарушено. Данный институт права имеет своей целью упорядочить гражданско-правовые отношения, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению правовых норм, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов заинтересованных лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом срока на обжалование действий должностных лиц защищает участников гражданско-правовых отношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Кроме того, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений в том числе в сфере обороны государства.
Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела судом осуществляется в разумный срок. Применительно к делам, отнесенным к компетенции военных судов, соблюдением разумного срока судопроизводства обеспечивается также правовая определенность и стабильность в сфере воинских правоотношений. Этим целям служат, согласно статье 107 ГПК РФ, сроки совершения процессуальных действий, назначаемые судом или установленные федеральным законом. К числу последних относится и срок для подачи заявления в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ.
Вместе с тем, несмотря на то, что в силу ст. 198 ГПК РФ, в данном случае в решении может быть указано только на пропуск заявителем процессуального срока, суд считает необходимым отметить следующее.
Из копии рапорта ФИО1 от 6 октября 2011 года видно, что он просит уволить его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после обеспечения всеми положенными видами довольствия и жильем.
Из копии выписки из приказа командующего войсками ЗВО № 307 от 19 декабря 2011 года видно, что ФИО1 зачислен в распоряжение командира войсковой части №, дислоцированной в <адрес>.
Из копии договора пользования жилым помещением № Д-234 от 21 ноября 2012 года видно, что ФИО1 и членам его семьи (всего 4 человека) предоставлена отдельная трехкомнатная квартира в <адрес>, общей площадью 71,69 кв.м.
Из заявления ФИО1 от 25 марта 2014 года видно, что он обратился в ДЖО МО РФ с просьбой предоставления дополнительной площади жилья по причине рождения сына в марте 2014 года и соответственно изменения состава семьи.
На указанное заявление начальником 1 отдела ДЖО МО РФ ФИО1 сообщено о том, что тот состоит на жилищном учете и в настоящее время прорабатывается вопрос о предоставлении помещения в дополнение к занимаемому, что также видно из извещения от 19 декабря 2014 года.
Из копии выписки из приказа командующего войсками ЗВО от 2 октября 2014 года № 438 видно, что заявитель уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
ФЗ "О статусе военнослужащих", определяя особый правовой статус военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает также права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
Так, в силу п. 1 ст. 15 указанного закона, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из смысла указанных норм права следует, что реализовать свое право на получение жилого помещения по избранному месту жительства военнослужащие с выслугой 10 лет и более могут только в процессе увольнения с военной службы по соответствующему основанию, что прямо вытекает из абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в противном же случае предоставление им таких жилых помещений не основано на законе.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом жилищное обеспечение военнослужащих регулируется как ЖК РФ, так и специальными нормами, содержащимися в ФЗ "О статусе военнослужащих", других федеральных законах, а также издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Российской Федерации. Специальное регулирование обеспечения жильем военнослужащих, помимо предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, предусматривает и иные формы.
Так, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, закон допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей, при их согласии, жилых помещений при отсутствии права собственности Российской Федерации на эти жилые помещения, что прямо указано в п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.
Согласно ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.
Аналогичная правовая норма содержится и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237. При этом в данном пункте уточнено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто таковым обеспечен, между тем из закона такое равенство не вытекает. Следовательно, препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
Решением Совета депутатов Красногорского района Московской области от 25.08.2005 № 542/8 "Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" утверждена учетная норма жилого помещения в размере 10 кв. м. общей площади для проживающих в отдельных квартирах.
Таким образом, поскольку ФИО1 предоставлено жилое помещение общей площадью 68,9 кв.м., в котором он проживает с членами своей семьи, то они обеспечены жильем с превышением учетной нормы, даже с учетом того, что состав семьи изменился и в настоящее время составляет 5 человек.
Таким образом, рассматривая требования ФИО1 с учетом указанных правовых норм, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, тщательно проанализировав доводы участвующих в деле лиц, в том числе и доводы заявителя, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО1 обеспечен жилым помещением, то он правомерно уволен с военной службы в запас.
Также следует отметить, что заявитель отказывался 4 раза от распределенных ему жилых помещений, в том числе по причине предоставления таковых не по избранному им месту жительства, что следует из карточки очередника, а также ему дополнительно распределена квартира площадью 37 кв.м.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым отметить, что действия воинских должностных лиц не только соответствуют требованиям закона, а также не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, поскольку направлены на упорядочение отношений по предоставлению заявителю жилого помещения и прекращению военной службы ФИО1 и обусловлены объективными причинами и потребностями военной организации.
Что касается доводов заявителя о том, что перед увольнением с военной службы он не был направлен на ВВК и ему не выплачена денежная компенсация взамен положенных предметов вещевого имущества, то они не могут повлиять на законность приказа Командующего войсками ЗВО от 2 октября 2014 года № 438.
Так, поскольку заявитель изъявил желание уволиться с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, то в данном случае не предусмотрено обязательного направления его на ВВК. В свою очередь ФИО1, уволенный с военной службы, не лишен возможности пройти военно-врачебную экспертизу по направлению, в том числе, военного комиссара.
Что касается невыплаты ФИО1 денежной компенсации взамен положенных предметов вещевого имущества, то закон не содержит требования об увольнении военнослужащих с военной службы в запас только после обеспечения таковым.
Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к убеждению, что заявление ФИО1 не может быть признано обоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 98, 194-199, 256, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий Командующего войсками Западного военного округа, связанных с увольнением заявителя с военной службы – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Одинцовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты> |
|
Председательствующий |
К.С. Воробьев |
<данные изъяты> | ||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |