Дело № 2-610/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 24 сентября 2013 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
при секретаре Устимкиной Р.А.,
с участием истца ФИО2,
представителя истца ФИО6,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия ФИО7, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 25 лет, так как, по мнению комиссии согласно имеющихся документов его специальный стаж составил - 22 года 11 месяцев 20 дней. В специальный стаж не был включен период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 года 15 дней - период военной службы в Вооруженных Силах СССР.
Просит обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 года 15 дней и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО6 поддержали заявленные требования по указанным в исковом заявлении основаниям, суду пояснили, что в период военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При исчислении льготного стажа необходимо руководствоваться вышеуказанным Положением, на что непосредственно указывает Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, так в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Более того, суду показали, что при составлении искового заявления была допущена техническая ошибка при исчислении периода – 2 года 15 дней, просят правильно считать 2 года 16 дней.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Инсарскому району Республики Мордовия ФИО7 исковые требования не признал и суду объяснил, что включение периода прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы ФИО2, дающего право на досрочную трудовую пенсию, Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 не предусмотрено. Кроме того, спорный период не может быть включен в льготный стаж, поскольку на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ, а именно на ДД.ММ.ГГГГ истец не отработал положенных 2/3 стажа.
Суд, заслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Так в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.5).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7), ФИО2 было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия специального стажа работы – 25 лет, поскольку специальный стаж ФИО2 составил 22 года 11 месяцев 20 дней.
Из трудовой книжки ФИО2 серии № № (л.д.14-19), следует, что на основании приказа № по Инсар. роно от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен учителем НВП в Русско-Паевскую неполную среднюю школу (ДД.ММ.ГГГГ реорганизованной в среднюю общеобразовательную школу, с ДД.ММ.ГГГГ – в муниципальное учреждение «Русско-Паевская средняя общеобразовательная школа, ДД.ММ.ГГГГ – в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Русско-Паевская средняя общеобразовательная школа»), приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен учителем физического воспитания с ДД.ММ.ГГГГ года, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен преподавателем-организатором основ безопасности и жизнедеятельности и физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ года. В данной школе истец работает учителем по настоящее время.
Согласно копии военного билета серии № (л.д.8-13), ФИО2 действительно проходил срочную военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. Так ДД.ММ.ГГГГ он был призван на действительную военную службу, а ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по окончании срока службы.
Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, не содержит оснований для включения периода военной службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж для установления досрочной пенсии.
Включение спорного периода в стаж работы, не предусмотрено и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Так, в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с пунктом 4 настоящего Положения время работы, указанной в пункте 1, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Указанное Постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953.
Период службы ФИО2 в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы ФИО2 в Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о том, что истец ФИО2 должен был выработать не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а именно на 1 октября 1993 г. являются необоснованными.
Так, как следует из Постановления от 29 января 2004 г. N 2-П, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
С учетом изложенного, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Таким образом, ФИО2 выработал стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3 стажа), в связи с чем, суд приходит к выводу, что спорный период службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в специальный стаж истца.
Согласно ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку на момент обращения с заявлением в Управление ПФР о назначении пенсии досрочно специальный стаж истца составил - 22 года 11 месяцев 20 дней, то при включении судом периода военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 года 16 дней, специальный стаж будет составлять 25 лет. Следовательно у истца возникло право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем суд находит возможным обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия» назначить пенсию ФИО2 с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью ФИО2 период военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 2 года 16 дней и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Судья
Инсарского районного суда
Республики Мордовия В.Н. Адушкин