Дело № 2-1362/2020
18RS0023-01-2020-001751-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Майоровой Л. В.,
при секретаре: Дыньковой Е. А.,
при участии истца Ляминой Т. В., представителя истца Павловой А. В., представителя ответчика Меньковой М. В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляминой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Лямина Т. В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле (межрайонному) (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав.
В исковом заявлении указала, что 24.07.2019 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ от 10.09.2019 года в установлении пенсии ей было отказано. Не согласившись с указанным решением она обратилась с иском в суд. Решением Сарапульского городского суда от 21.01.2020 года исковые требования были удовлетворены частично, зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период работы в должности медицинской сестры с 29.01.1988 года по 15.11.1998 года. 04 февраля 2020 года она вновь обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении пенсии. В назначении пенсии ей было отказано, поскольку требуемая продолжительность исчисления стажа учтена ГУ УПФ с даты вступления решения суда 26.02.2020 года. С указанным отказом не согласна, просит признать его незаконным, обязать сотрудников ГУ УПФ исполнить решение Сарапульского городского суда и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 25.07.2019 года (даты первоначального обращения).
Впоследствии истица свои требования уточнила, просит обязать сотрудников ГУ УПФ исполнить решение Сарапульского городского суда и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 24.01.2020 года.
В судебном заседании истица Лямина Т. В. заявленные требования поддержала.
Представитель истца Павлова А. В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что первоначально с заявлением о назначении пенсии Лямина Т. В. обратилась в ГУ УПФ 24 июля 2020 года. В связи с изменениями пенсионного законодательства право на досрочную пенсию у истицы возникло через шесть месяцев после первоначального обращения, т.е. с 24.01.2020 года. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Менькова М. В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Суду пояснила, что письменные возражения поддержала, указав, что 18.11.2019 года <данные изъяты> обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в соответствии с пп. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия назначается независимо от возраста с применением положений части 1.1 вышеуказанной статьи. Согласно части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ). В соответствии с приложением 7 к Закону № 400-ФЗ срок назначения страховой пенсии по старости в 2019 году установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Пунктом 3 статьи 10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлены более льготные сроки назначения пенсии: «Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков». 03.04.2020 года решением Управления № в назначении досрочной страховой пенсии по старости Ляминой Т. В. как медицинскому работнику было отказано, так как на дату подачи заявления о назначении пенсии не было соблюдено условие, предусмотренное частью 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Лямина Т. В. при подаче заявления о назначении пенсии 04.02.2020 года предоставила решение Сарапульского городского суда от 21.01.2020 года по делу №, вступившее в законную силу 26.02.2020 года, о включении в стаж, дающий истице право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов курсов повышения квалификации за отдельные периоды и период работы с 29.01.1988 года по 15.11.1988 года в должности медицинской сестры. Исковые требования Ляминой Т. В. в части обязания Управления назначить страховую пенсию по старости досрочно оставлены судом без удовлетворения. Согласно положениям статей 13 и 210 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для исполнения, и должны исполняться после вступления их в законную силу. Следовательно, у ответчика не возникает обязанности по исполнению решения суда, не вступившего в законную силу. Решение Сарапульского городского суда от 21.01.2020 года по делу № является документом, подтверждающим включение в стаж, дающий истице право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов курсов повышения квалификации и периода работы с даты вступления его в законную силу. Соответственно, требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ, для медицинских работников – 30 лет, Лямина Т. В. приобрела со дня вступления в законную силу решения суда – 26.02.2020 года. С учетом изложенного, страховая пенсия по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при наличии рассматриваемого решения суда, вступившего в законную силу 26.02.2020 года, может быть назначена не ранее чем через 18 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Реализовать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Лямина Т. В. может в любое время после возникновения права путем подачи заявления о назначении пенсии, которая назначается со сроков, установленных ч. 1 ст. 22 Закона 400-ФЗ, - со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. На день обращения 04.02.2020 года стаж работы Ляминой Т. В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как медицинскому работнику, в связи с осуществлением лечебной деятельности, составил 30 лет 9 месяцев 5 дней. В связи с тем, что на дату подачи заявления о назначении пенсии не соблюдено условие, предусмотренное частью 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ право у <данные изъяты> на назначение досрочно страховой пенсии по старости отсутствует. Просит Ляминой Т. В. в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ - каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
24.07.2019 года Лямина Т. В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ УПФ от 10.09.2019 года в назначении досрочной страховой пенсии Ляминой Т. В. отказано в связи с наличием специального медицинского стажа в виде 28 лет 04 месяцев 28 дней, вместо требуемых 30 лет.
Не согласившись в суд с данным решением ответчика, <данные изъяты> обратилась в суд с исковыми требованиями о восстановлении пенсионных прав.
Решением Сарапульского городского суда УР от 21.01.2020 года вступившим в законную силу 26.02.2020 года, исковые требования Ляминой Т. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) № от 10.09.2019 года в части исключения из расчета стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 24.05.1995 года по 26.05.1995 года, с 19.11.1996 года по 17.12.1996 года, с 30.09.1997 года по 25.11.1997 года, с 02.12.2002 года по 28.12.2002 года, с 22.01.2007 года по 16.02.2007 года, с 12.03.2012 года по 06.04.2012 года, с 25.03.2013 года по 27.03.2013 года, с 14.10.2013 года по 18.10.2013 года, с 21.04.2014 года по 04.06.2014 года, с 19.03.2015 года по 20.03.2015 года: обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Ляминой <данные изъяты> периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24.05.1995 года по 26.05.1995 года, с 19.11.1996 года по 17.12.1996 года, с 30.09.1997 года по 25.11.1997 года, с 02.12.2002 года по 28.12.2002 года, с 22.01.2007 года по 16.02.2007 года, с 12.03.2012 года по 06.04.2012 года, с 25.03.2013 года по 27.03.2013 года, с 14.10.2013 года по 18.10.2013 года, с 21.04.2014 года по 04.06.2014 года, с 19.03.2015 года по 20.03.2015 года; обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) включить в стаж осуществления лечебной деятельности Ляминой <данные изъяты> период работы с 29.01.1988 года по 15.11.1988 года в должности медицинской сестры травматологического отделения в БУЗ «Сарапульская ГБ М3 УР» в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Исковые требования Ляминой Т. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) произвести назначение пенсии Ляминой Т. В. в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» оставлены без удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (п. 7 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года Федерального закона № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального стажа), подтвержденного соответствующими документами.
Право медицинских работников на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ), согласно которой лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу п. 1.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года Федерального закона № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, с 01.01.2019 года пенсия лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Статья 10 Федерального закона N 350-ФЗ от 03.10.2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусматривает, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 24.07.2019 года.
При этом, с учетом периодов признаваемых ответчиком и судебным постановлением от 21.01.2020 года, специальный стаж Ляминой Т. В. на 24.07.2019 года составил 30 лет 02 месяца 17 дней, после чего истица вела трудовую деятельность в течение шести месяцев, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ.
Соответственно 30-летний стаж медицинской деятельности выработан истицей на день обращения в ГУ УПФ – 24.07.2029 года. Поэтому с учетом положений ч.1.1. ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ и ч.3 ст.10 Федерального закона N 350-ФЗ Лямина Т. В. имеет право выйти на пенсию через 6 месяцев после возникновения права на указанную пенсию, т.е. с 24.01.2020 года.
Из материалов дела следует, что за назначением пенсии истец обратилась 04.02.2020 года. По данному обращению Управления принято решение № от 03.04.2020 года об отказе в установлении пенсии Ляминой Т. В. со ссылкой на то, что льготный стаж Ляминой Т. В. составляет 30 лет 09 месяцев 5 дней, при требуемом стаже 30 лет. Одновременно пенсионный орган указал, что с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ пенсия истице может быть назначена через 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда от 21.01.2020 года (вступило в законную силу 26.02.2020 года), а именно, с 27.02.2020 года.
Однако суд не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.
Так, в соответствии с нормами Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникновение права лица на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения законодатель связывает с наличием необходимого специального стажа, дающего право на назначение указанной пенсии. В настоящем случае 30-летний стаж медицинской деятельности выработан истицей на день первоначального обращения за пенсией 24.07.2019 года, данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Соответственно предусмотренное положениями ч.1.1. ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ и ч.3 ст.10 Федерального закона N 350-ФЗ отложенное право выхода на пенсию через 6 месяцев после возникновения права на указанную пенсию следует исчислять с указанной даты, т.е. с 24.07.2019 года, а не с момента вступления в законную силу решения суда от 21.01.2020 года, считает ответчик, поскольку исчисление указанных отложенных сроков назначения пенсии законодателем определено с момента возникновения права на данную пенсию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что необходимый стаж для досрочного назначения пенсии истицей выработан на 24.07.2019 года, соответственно, пенсия ей может быть назначена через 6 месяцев, т.е. с 24.01.2020 года.
Обращение в пенсионный орган за назначением пенсии позднее даты, когда гражданином выработан необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не препятствует реализации права на назначение такой пенсии с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, Приложения 7 к указанному Федеральному закону, ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ - не ранее 6 месяцев с даты возникновения права. Сроки назначения страховой пенсии по старости исчисляются со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, а не с даты обращения за ее назначением, что прямо следует из приведенных нормативных положений. В силу указанных норм закона наличие у истицы с 24.07.2019 года права на досрочное назначение страховой пенсии по старости безусловно позволяет назначить ей пенсию по истечении 6 месяцев с указанной даты с 24.01.2020 года вне зависимости от факта ее обращения с заявлением о назначении пенсии, поскольку по смыслу данных норм закона право на назначение пенсии связано только с наступлением отложенного на 6 месяцев срока после возникновения у лица права на досрочную пенсию.
Поэтому факт обращения Ляминой Т. В. с заявлением о назначении пенсии 04.02.2020 года не может явиться основанием для отказа в назначении ей пенсии с указанной даты - с 24.01.2020 года.
При таких обстоятельствах отказ ответчика в установлении пенсии Ляминой Т. В. не может быть признан законным, требования истицы о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости на основании п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ с 24.01.2020 года подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ ввиду наличия основания для удовлетворения исковых требований Ляминой Т. В. в ее пользу с ответчика подлежат взысканию понесенные по данному делу судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Ляминой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) от 04.04.2020 года в установлении досрочной страховой пенсии незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) произвести назначение пенсии Ляминой <данные изъяты> в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях», начиная с 24 января 2020 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) в пользу Ляминой <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение принято судьей в окончательной форме 06 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л. В. Майорова