Решение по делу № 2-487/2013 ~ М-501/2013 от 07.08.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2013 г.                                     с.Турунтаево

Судья Прибайкальского районного суда РБ Ваганова Е.С., при секретаре Добрыниной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Семёнова С.А. об отмене решения избирательной комиссии МО «<данные изъяты>» об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>»,

установил:

Обращаясь в суд с заявлением Семенов С.А. просил отменить решение Избирательной комиссии Муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в его регистрации в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>».

В судебном заседании заявитель Семенов С.А. заявление поддержал в полном объеме, указав, что несмотря на имеющуюся в его трудовой книжке запись о месте работы – <данные изъяты> районный Совет депутатов, указанный орган не является таковым для него, поскольку он, является главой МО «<данные изъяты>» - высшим выборным должностным лицом возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Будучи Главой муниципального образования он входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. Заработную плату он получает только как глава МО «<данные изъяты>». Полагает, что в подписных листах, представленных для проверки он указал о себе достаточные и достоверные сведения, в связи с чем решение Избирательной комиссии является незаконным и подлежит отмене. Одновременно, в случае удовлетворения заявленных требований, ходатайствовал об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку проведение предвыборной агитации возможно лишь после регистрации в качестве кандидата.

Представитель Избирательной комиссии МО «<данные изъяты>» Б.А.Н., действующий в силу должностных полномочий, с заявлением не согласился, указав, что Семенов С.А. не выполнил требований к форме подписного листа, не указал место работы в соответствии с записью, произведенной в его трудовой книжке – <данные изъяты> районный Совет депутатов, чем произвольно уменьшил объем обязательной к указанию информации. В соответствии с подп.8 п.8 ст.25.1 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ» все подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата были признаны недействительными и на основании подп. «д» п.20 ст.26 вышеуказанного Закона Семенову С.А. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы МО «<данные изъяты>».

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Отношения, возникшие между указанными лицами, регулируются положениями главы 26 ГПК РФ, Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в РБ» от 17.09.2003 г. № 417-III.

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдумов, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, избиратели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 1 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Решением Избирательной комиссии Муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Семенову С.А. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>». В суд с заявлением об отмене вышеуказанного решения Семенов С.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленные законом сроки.

Выборы главы муниципального образования в Республике Бурятия проводятся на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции Республики Бурятия, Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ» и иных законов Республики Бурятия. Закон РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ» от 17.09.2003 г. № 417-III (далее Закон РБ № 417-III) определяет порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования в Республике Бурятия.

Выдвижение и регистрация на должность глав муниципальных образований осуществляется в соответствии со статьями 32-34, 37, 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, статьями 21-23, 25-26 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в РБ» от 17.09.2003 г. № 417-III.

В ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. и в ст.21 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. № 417-III указаны условия выдвижения кандидата с указанием какие документы обязан предоставить кандидат в избирательную комиссию.

Согласно ст.23 Закона РБ от 17.09.2003 г. № 417-III самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.

Статья 25.1 Закона РБ № 417-III регламентирует порядок проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, и основания для признания подписей недействительными.

В соответствии с подп.8 п.8 ст.25.1 Закона РБ № 417-III недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидатом либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

В ст.26 Закона РБ № 417-III закреплен порядок регистрации кандидатов, а также определены основания отказа в регистрации кандидата.

Одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подп. «д» п.20 ст.26 Закона РБ № 417-III).

Из материалов дела следует, что кандидатом Семеновым С.А. для проверки представлены подписные листы на 15 листах, количество подписей 117. Из итогового протокола проверки подписных листов, а также ведомости проверки подписных листов, следует, что было проверено 117 подписей избирателей; 117 подписей избирателей признаны недействительными в соответствии с подп.8 п.8 ст.25.1 Закона РБ № 417-III.

В соответствии с решением Избирательной комиссии Муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Семенову С.А. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>» на основании подп. «д» п.20 ст.26 Закона РБ № 417-III.

Из приложения № 6 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что федеральный законодатель предписывает кандидату указывать место работы, занимаемую должность или род занятий.В указанной графе подписных листов Семеновым С.А. записано: «Глава муниципального образования «<данные изъяты>».

Принимая ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО «<данные изъяты>» Избирательная комиссия МО «<данные изъяты>» сослалась на неполноту сведений о кандидате в подписном листе, а именно на отсутствие указания о месте работы в соответствии с записью в трудовой книжке.

Из трудовой книжки заявителя следует, что он избран главой Муниципального образования «<данные изъяты>» на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии МО «<данные изъяты>», о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись. Местом работы указан <данные изъяты> районный Совет депутатов.

Вместе с тем, анализ представленных суду документов, свидетельствует о том, что <данные изъяты> районный Совет депутатов не является местом работы Семенова С.А.

Так, решением Избирательной комиссии МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ постановлено, признать выборы главы МО «<данные изъяты> состоявшимися; признать избранным главой МО «<данные изъяты>» Семенова С.А.

Данное решение, послужившее основанием для внесения записи в трудовую книжку Семенова С.А., не содержит указаний на место работы – <данные изъяты> районный Совет депутатов.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (Ч.1, 2).

Статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (п. 1 ч. 2). Структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (п. 4 ч. 1 ст.44).

В соответствии с Уставом МО «<данные изъяты>» структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют: представительный орган муниципального образования – районный Совет депутатов и глава муниципального образования, районная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования – ревизионная комиссия <данные изъяты>. (ч.1 ст.12). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования имеют следующие наименования: 10 представительный орган местного самоуправления – районный Совет депутатов, который возглавляется председателем Совета депутатов; 2) глава муниципального образования; 3) исполнительно-распорядительный орган – <данные изъяты> районная администрация (далее администрация); 4) глава местной администрации – руководитель <данные изъяты> районной администрации; 5) контрольный орган муниципального образования – ревизионная комиссия. (ч.3 ст.12).

Совет депутатов – выборный коллегиальный представительный орган местного самоуправления. Совет депутатов состоит из Председателя Совета депутатов – главы муниципального образования и депутатов (ч.1, 2 ст.15). Работу Совета депутатов организует его Председатель – глава муниципального образования (ст.21).

Глава муниципального образования – высшее выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава муниципального образования входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, созывает сессии Совета депутатов, подписывает правовые акты Совета депутатов. (ч.1, 5 ст.23).

Глава муниципального образования как выборное должностное лицо местного самоуправления - представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты; заключает контракт с руководителем районной администрации; вправе требовать созыва внеочередной сессии Совета депутатов; проводит прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, Уставом и нормативно-правовым актами Совета депутатов (ст.24).

Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что <данные изъяты> районный Совет депутатов не является местом работы Семенова С.А., последний, будучи высшим выборным должностным лицом, в соответствии с Уставом МО «<данные изъяты>», входит в состав Совета депутатов и возглавляет его. Судом также достоверно установлено, что заработную плату Семенов С.А. получает как глава МО «<данные изъяты>», что следует из штатного расписания, работа в качестве председателя Совета депутатов не оплачивается и данные обязанности (председателя) являются безусловными в силу Устава.

При таких обстоятельствах, суд, исходя из особенностей правового статуса Главы муниципального образования, приходит к выводу, что указав в подписном листе «Глава МО «<данные изъяты>» Семенов С.А. сообщил о себе достоверные и достаточные сведения, в связи с чем у избирательной комиссии МО «<данные изъяты> отсутствовали основания для признания всех подписей, содержащихся в подписных листах недействительными.

В соответствии с Решением от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества подписей избирателей для регистрации кандидатов на выборы глав Муниципальных районов <данные изъяты>, для регистрации кандидата на должность главы МО «<данные изъяты>» требуется не менее 106 подписей избирателей.

Судом также проверены документы, требуемые в соответствии с законодательством для регистрации кандидата, а также подписные листы в количестве 15 штук и иных оснований для отказа в регистрации кандидата Семенова С.А. не установлено.

В силу ч.1 ст.261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Способы восстановления права конкретизированы в законодательных актах об избирательной системе.

Согласно п.3 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, ч.2 ст.66 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в РБ» от 17.09.2003 г. № 417-III и ст.6 Федерального конституционного закона «О судебной системе в Российской Федерации» решение суда обязательно для исполнения, в том числе и для избирательных комиссий, и служит достаточным основанием, в частности, для регистрации кандидата, не требуя какого бы то ни было подтверждения с их стороны.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым отменить решение Избирательной комиссии Муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>» Семенова С.А. и обязать Избирательную комиссию Муниципального образования «<данные изъяты>» зарегистрировать Семенова С.А. в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>».

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Что касается ходатайства заявителя об обращении решения суда к немедленному исполнению, то суд с учетом мнения сторон, заключения прокурора, а также конкретных обстоятельств дела, полагает возможным его удовлетворить.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья

Решил:

Заявление Семенова С.А. удовлетворить.

Отменить решение Избирательной комиссии Муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>» Семенова С.А..

Обязать Избирательную комиссию Муниципального образования «<данные изъяты>» зарегистрировать Семенова С.А. в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования «<данные изъяты>».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение пяти дней.

Федеральный судья:

2-487/2013 ~ М-501/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семёнов Сергей Александрович
Фалилеев Олег Олегович
Другие
Батурин Андрей Николаевич
Районная избирательная комиссия
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Ваганова Е.С.
Дело на странице суда
pribaikalsky--bur.sudrf.ru
07.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2013Передача материалов судье
07.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2013Подготовка дела (собеседование)
08.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2013Судебное заседание
12.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2013Дело оформлено
29.10.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее