Решение принято в окончательной форме 02 июля 2018 г.
Дело № 2-1481/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Паутовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Елены Владимировны, Зайцева Вячеслава Валерьевича в своих интересах и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО1 к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля, Зайцеву Давиду Валерьевичу, Зайцевой Ирине Владимировне о признании разными семьями, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Зайцева Е.В., Зайцев В.В. в своих интересах и несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля, Зайцеву Д.В., Зайцевой И.В. о признании разными семьями, просили обязать территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля принять семью истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ссылаясь на то, что проживают в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, пользуются квартирой на условиях договора социального найма совместно с ответчиками Зайцевым Д.В., Зайцевой И.В. и их несовершеннолетними детьми. Стороны не являются членами одной семьи, так как проживают отдельно, общего хозяйства не ведут. Ответчики Зайцевы отказываются предоставить в территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля документы, необходимые для принятия истцов на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в том числе согласие на обработку персональных данных. Распоряжением главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля № 68 от 19 февраля 2018 г. семье истцов отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием для отказа явилось непредставление согласия на обработку персональных данных лиц, не являющихся заявителями или их законных представителей: Зайцевой И.В., Зайцевой В.Д., Зайцева А.Д.
В судебном заседании Зайцева Е.В., Зайцев В.В., представитель истцов по устному ходатайству Мараева Е.П. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Зайцев Д.В. по существу исковых требований не возражал, подтвердил те обстоятельства, на которые истцы ссылались в обоснование своих требований.
Ответчики: Зайцева И.В., территориальная администрация Дзержинского района мэрии г. Ярославля, третьи лица: Зайцев А.Д., Департамент строительства Ярославской области, Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, мэрия г. Ярославля, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От территориальной администрации поступил письменный отзыв по существу исковых требований. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав объяснения истцов, их представителя, ответчика Зайцева Д.М., показания свидетеля ФИО13, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы по заявлению Зайцевой Е.В., представленные территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля, материалы гражданского дела № 2-3046/2017 по иску Зайцевой Е.В., Зайцева В.В. к Зайцеву Д.В., Зайцевой И.В., ООО «Норская управляющая компания» о признании разными семьями, определении порядка оплаты жилья и коммунальных услуг, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы,
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Законом Ярославской области от 11 июля 2005 г. № 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма», постановлением мэра г. Ярославля от 28 февраля 2005 г. № 761 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» в г. Ярославле установлена учетная норма в размере 12 и менее кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Постановлением Правительства Ярославской области от 26 января 2011 г. № 9-п утверждена региональная программа «Стимулирования развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011 - 2020 годы», предусматривающая улучшение условий многодетных семей, в том числе утвержден Порядок предоставления областных жилищных субсидий многодетным семьям на улучшение жилищных условий в рамках задачи по улучшению жилищных условий многодетных семей региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011 - 2020 годы (приложение № 32 к программе).
Согласно пункту 3 Порядка, его действие распространяется на многодетные семьи, а именно семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью под опеку или попечительство, в том числе по договору о приемной семье) (далее - многодетные семьи), состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования области. Членами многодетных семей являются родители (единственный родитель) и их дети, проживающие совместно. Факт совместного проживания членов многодетной семьи в случае наличия у них регистрации по месту жительства по разным адресам подтверждается актами материально-бытового обследования условий проживания семьи с детьми, составленными органом социальной защиты населения соответствующего муниципального образования области.
Согласно п. 6.1 Порядка, условием участия в данной задаче и предоставления областных жилищных субсидий является согласие всех совершеннолетних членов многодетной семьи, включая согласие одного из родителей (единственного родителя), являющегося представителем несовершеннолетнего ребенка (несовершеннолетних детей), на обработку ОМС, органами исполнительной власти области персональных данных членов многодетной семьи, которое должно быть оформлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Постановлением мэрии г. Ярославля от 17 ноября 2011 г. № 3112 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (далее – Административный регламент).
Согласно п. 1.3 Административного регламента, структурными подразделениями мэрии города Ярославля, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу, являются территориальные администрации мэрии города Ярославля.
Пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрен перечень необходимых документов, в соответствии с которым истцы должны были представить в территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля одновременно с заявлением о принятии на учет документы, подтверждающие согласие лиц, не являющихся заявителями, или их законных представителей на обработку персональных данных.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
На основании ч. 4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Судом установлено, что Зайцев В.В. и Зайцева Е.В. состоят в браке. От брака имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истцы зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Данная квартира предоставлена в пользование по договору социального найма семье истцов, а также ответчикам: Зайцеву Д.В., Зайцевой И.В., их несовершеннолетним детям: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Изложенные обстоятельства подтверждены договором социального найма жилого помещения, выписками из домовой книги и лицевого счета, материалами по обращению Зайцевой Е.В., представленными территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля.
Как следует из объяснений истцов, ответчика в судебном заседании, показаний свидетеля ФИО13, письменных материалов дела, истцы и ответчики не являются членами одной семьи по смыслу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, так как проживают отдельно, общего хозяйства не ведут.
Кроме того, данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 01 декабря 2017 г. по делу № 2-3046/2017 по иску Зайцевой Е.В., Зайцева В.В. к Зайцеву Д.В., Зайцевой И.В., ООО «Норская управляющая компания» о признании разными семьями, определении порядка оплаты жилья и коммунальных услуг. В удовлетворении исковых требований Зайцевой Е.В., Зайцева В.В. о признании разными семьями было отказано в связи с тем, что материалы дела не содержали доказательств, подтверждающих факт какого-либо нарушения прав истцов, либо необходимость защиты каких-либо его прав, в том числе доказательств обращения в орган местного самоуправления в установленном порядке с целью признания его малоимущим и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Из дела видно, что 23 января 2018 г. истцы обратились в территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля с заявлением о принятии их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, в рамках вышеуказанной программы. В заявлении в качестве членов семьи были указаны супруги Зайцева Е.В. и Зайцев В.В., а также их несовершеннолетние дети.
Распоряжением главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 19 февраля 2018 г. № 68 истцам отказано в принятии на учет в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, п.2.9 Административного регламента – согласия на обработку персональных данных со стороны Зайцевой И.В. и несовершеннолетних ФИО5, ФИО4
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Частью 4 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно пункту 2.9 Административного регламента, для признания заявителя (заявителя и членов его семьи) малоимущим(и) и принятия его (их) на учет в качестве нуждающегося(ихся) в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заявителем предоставляются (с одновременным предоставлением копий) при предоставлении в целях получения муниципальной услуги документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем, документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц.
Как следует из материалов дела, при обращении 23 января 2018 г. в территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, со стороны истцов не было представлено согласие Зайцевой И.В. и законного представителя несовершеннолетних ФИО5, ФИО4 на обработку их персональных данных.
Вместе с тем, судом установлено, что ответчики Зайцева И.В., Зайцев Д.В., их дети не являются членами семьи истцов. Зайцева И.В. отказывается предоставлять в территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля согласие на обработку их персональных данных.
При таких обстоятельствах дела имущественное положение и жилищные условия ответчиков Зайцева Д.В., Зайцевой И.В., их несовершеннолетних детей не имеют значения для разрешения вопроса о принятии семьи истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласие ответчиков на обработку их персональных данных, и персональных данных несовершеннолетних ФИО5, ФИО4 не требовалось. Правовых оснований для отказа истцам в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля не имелось.
Исходя из общей площади квартиры, количества проживающих в квартире лиц, на долю истцов приходится 7,62 кв.м (68,6 кв.м/ 9 чел.), что менее учетной нормы. Другого жилья у истцов нет, что подтверждается материалами по обращению Зайцевой Е.В., представленными территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля.
С учетом изложенного, с целью восстановления нарушенных прав истцов, Зайцеву Е.В., Зайцева В.В., а также несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО1 по отношению к Зайцеву Д.В., Зайцевой И.В., ФИО5, ФИО4 следует признать разными семьями.
Поскольку распоряжение Главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля от 19 февраля 2018 г. № 68 об отказе Зайцевой Е.В. и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным, на территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля следует возложить обязанность принять семью истцов на учет с момента первоначального обращения в орган местного самоуправления, то есть с 19 февраля 2018 г.
Доводы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля о том, что на момент издания оспариваемого распоряжения территориальная администрация не располагала сведениями о том, что истцы и ответчики являются разными семьями, представляются несостоятельными, поскольку заявление истцов от 23 января 2018 г. содержало необходимые сведения о составе семьи. В данном заявлении ответчики не были указаны в качестве членов семьи истцов.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1 по отношению к ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО5, разными семьями.
Обязать Территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г. Ярославля принять ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 19 февраля 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина