ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года <адрес>
Тайшетский городской суд Иркутской <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-179/2021 по иску Администрации Бирюсинского муниципального образования к Соколов Е.Э,, Соколова А.В. о возложении обязанности по сносу жилого дома, признанного непригодным для проживания, утилизации строительного мусора, снять жилое помещение с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Бирюсинского муниципального образования обратилась в суд с иском к Соколову Е.Э., Соколовой А.В., указав в обоснование своих требований, что Указом Губернатора Иркутской <адрес> №-уг от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес> <адрес>» на территории <адрес> <адрес> с 13-00 час. ДД.ММ.ГГГГ. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № с 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ определены границы ЧС на территории <адрес> муниципального образования, согласно которого жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, попал в зону затопления.
На основании акта обследования данного жилого дома межведомственной комиссией с учетом заключения специализированной организации выдано заключение о признании его непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Распоряжением администрации Бирюсинского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
Как указывает истец, собственником данного жилого дома являются Соколов Е.Э. и Соколова А.В., которые реализовали свое право в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения – приобретение жилого помещения.
Пострадавшие в результате наводнения жилые дома, признанные межведомственной комиссией непригодными для проживания и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежат сносу их собственниками. Снос индивидуального жилого дома собственник может осуществлять самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании договора.
Собственники вышеуказанного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, в администрацию <адрес> муниципального образования заявление о несогласии на снос указанного дома не предоставляли.
Истец также указывает, что эксплуатация указанного жилого дома в соответствии с его функциональным назначением невозможна, т.к. он признан непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению. Жилой дом, как объект права собственности, уничтожен в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку непригодное для проживания жилое помещение по своему статусу не соответствует минимальным требованиям пожарной безопасности, оно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью как проживающих в нем граждан, так и неопределенного круга лиц.
Собственники жилого дома Соколов Е.Э. и Соколова А.В. не желают осуществить снос дома в добровольном порядке, а также обратиться в кадастровую палату с заявлением о снятии с жилого дома с кадастрового учета.
При этом требование о сносе и прекращении права собственности на жилой дом направлено на прекращение негативных последствий чрезвычайной ситуации и обеспечение общественной безопасности.
Жилой дом, принадлежащий ФИО8, находится в ненадлежащем техническом состоянии, фактически уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью как для проживающих в нем лиц, так и для неопределенного круга граждан, в связи с чем, необходимо снять с кадастрового учета и прекратить право собственности.
В связи с чем, Администрация <адрес> муниципального образования просит суд возложить на Соколова Е.Э. и Соколову А.В. обязанность снести (разобрать) признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и хозяйственные постройки; возложить на ответчиков обязанность осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора; возложить на ответчиков обязанность обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области) с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по адресу: <адрес>.
Представитель истца – Администрации Бирюсинского муниципального образования Сидорова А.А., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчики Соколов Е.Э. и Соколова А.В. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений против заявленных исковых требований и доказательств, их опровергающих, суду не представили.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст.167 и 233 Гражданского процессуального кодекса РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая, что ответчики в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительности причин неявки и не просили об отложении рассмотрения дела, суд, учитывая согласие представителя истца, рассмотрел дело по существу в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Представитель третьего лица – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» в судебное заседание не явился, согласно поступившего заявления, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (в редакции от 18.02.2020г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.26.3-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории <адрес>», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019г. № «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету <адрес> <адрес> на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории <адрес> <адрес>» Правительством <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление №-пп, которым (п. 2) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории <адрес> <адрес> (далее – Положение).
Пунктом 1 указанного Постановление №-пп (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории <адрес> <адрес> (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Судом установлено, что Соколов Е.Э. и Соколова А.В. являются собственниками жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/2 доли каждый, указанное подтверждается выпиской из ЕГРН.
Как следует из акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. №, при участии собственника помещения Соколовой А.В., произведено обследование помещения по адресу: <адрес>.
Согласно заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации <адрес> муниципального образования, от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам рассмотренных документов выявлены основания для признания жилого помещения (жилого дома) по адресу: <адрес> <адрес>, непригодным для проживания.
Распоряжением Главы Бирюсинского муниципального образования «О признании жилых помещений (жилых домов) непригодными для проживания граждан, аварийными, подлежащими сносу на территории <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Администрация <адрес> муниципального образования направила Соколовой А.В. уведомление о необходимости обратиться в Управление Росреестра по <адрес> <адрес> с заявлением о снятии с кадастрового учета и аннулировании государственной регистрации права на жилое помещение и земельный участок, признанное непригодным для проживания, его сносе и снятии с регистрационного учета по месту жительства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия по сносу аварийного жилья и утилизации строительного мусора завершить до 01.06.2020г.
ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» было принято решение о назначении «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации», о чем Соколовой А.В. было направлено уведомление.
Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения документов Соколовой А.В. решено выдать свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом (п. 2 ст. 235 ГК РФ).
Обращаясь с настоящим иском, администрация <адрес> МО, ссылалась на обстоятельства, которые возникли в результате наводнения на территории <адрес> по состоянию на июнь ДД.ММ.ГГГГ года.
В данном случае основанием для принятия решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания являлась чрезвычайная ситуация - наводнение на территории <адрес> <адрес>, вследствие которой жилой дом ответчиков попал в зону затопления, целью чего являлось предоставление гражданам компенсаций и социальных гарантий, в том числе получение ГЖС.
Действительно целью предоставления государственного жилищного сертификата является приобретение на средства ГЖС взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.
Снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчика, по мнению истца представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, может быть осуществлен в соответствии с установленным законом порядком.
Так, согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (ч. 10).
Таким образом, положениями статьи 32 ЖК РФ определено, что если собственник жилого дома, получивший соответствующее уведомление, в установленный в уведомлении срок не осуществил снос аварийного жилого дома, орган местного самоуправления обязан приступить к процедуре изъятия соответствующего земельного участка и жилого помещения.
Судом установлено, что истцом как органом местного самоуправления, не соблюдена, предусмотренная данной нормой права, процедура изъятия жилого дома.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Сведений о том, что администрацией <адрес> МО была соблюдена необходимая процедура выкупа жилого дома, в том числе, решен вопрос о выплате компенсации, истцом не представлено.
При решении вопроса о признании за ответчиком права на получение государственного жилищного сертификата согласие ответчиков на снос жилого дома не выяснялось, соглашение о том, что жилищный сертификат предоставляется взамен изъятия спорного жилого дома, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, с ответчиками не заключалось.
Указанное подтверждается ответом ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>».
Возможность обращения органа местного самоуправления в суд с иском о возложении на собственника обязанности по сносу жилого дома, в случае получения государственного жилищного сертификата, действующими нормами права не предусмотрена.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Постановления Правительства <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле ДД.ММ.ГГГГ. на территории <адрес> до внесения изменений Постановлением Правительства <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-пп, на момент выдачи сертификата не содержали положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние. Иное соглашение об изъятии жилого дома между сторонами (как на момент выдачи сертификата, так и на момент рассмотрения дела в суде) не заключалось.
Истец, обращаясь в суд с иском и указывая, что жилой дом уничтожен и представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, доказательств в соответствии со ст.56 ГПК РФ своим доводам не представил.
Поскольку, по общему правилу жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственник жилого помещения в таком доме в предоставленный ему срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Учитывая, что администрацией <адрес> муниципального образования в отношении ответчика процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ не соблюдена, земельный участок, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд не изымался, какое-либо решение об этом не принималось, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о понуждении собственников снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания жилой дом, осуществления мероприятий по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета аварийного жилого дома, снятии с регистрационного учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> муниципального образования к Соколову Е. Э., Соколовой А. В. о возложении обязанности снести (разобрать) признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и хозяйственных построек; возложении на ответчиков обязанности осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора; возложении на ответчиков обязанности обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <адрес>) с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по адресу: <адрес>, отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительных причинах неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тайшетский городской судв течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Н.С. Павленко