Дело № 2-370/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2015 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Кемского района Макеевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Мартыновой В.А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в Кемский городской суд с иском в интересах Мартыновой В.А. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что Мартынова В.А. на основании трудового договора от 19.12.2009 года состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ № 3 в должности рабочей по обслуживанию и ремонту здания. Дополнительным соглашением от 10.10.2013 года к трудовому договору работнику установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля, выплаты компенсационного характера, стимулирующие выплаты, с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Согласно расчетному листку заработная плата Мартыновой В.А. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила за апрель 2015 года - <данные изъяты> из них: оклад - <данные изъяты> руб., стимулирующая надбавка - <данные изъяты>. Прокуратура района полагает, что заработная плата истцу выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истца без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время составила менее установленного минимального размера оплаты труда, действующего на тот период, сумма недоначисленной и недовыплаченной заработной платы Мартыновой В.А. составила <данные изъяты> руб.
На основании изложенного прокурор просил взыскать с МБОУ «СОШ № 3» в пользу Мартыновой В.А. задолженность по заработной плате за апрель 2015 года в размере <данные изъяты> руб.
Прокурор Макеева Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Мартынова В.А., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в поступившей телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» - директор Назарова М.Г. в судебное заседание не явилась, в поступившем ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица - администрации Кемского муниципального района в суд не явился, от представителя 3-го лица по доверенности ведущего специалиста юридического отдела Тюленева А.В. поступила телефонограмма, в которой он просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и оставил принятие решения на усмотрение суда.
Представитель третьего лица: МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района и администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
На основании ст. 167 ГПК ПРФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора Макееву Ю.Н., изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Установлено, что истец Мартынова В.А. на основании трудового договора № 9 от 19.12.2002 года с 03.01.2001 г. работает у ответчика в должности рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту здания. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 10 октября 2013 года истцу установлен оклад - <данные изъяты> рубля и надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, а также выплаты стимулирующего характера. Согласно расчетному листку истца за апрель 2015 года ее начисленная заработная плата без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила <данные изъяты> руб.
Истец осуществляет свою трудовую деятельность в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» Кемского муниципального района, учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляются администрацией Кемского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.5 - 1.7 Устава, утвержденного Постановлением администрации Кемского муниципального района РК от 22.12.2011 г. № 977).
В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 4.1 Устава источниками финансового обеспечения и формирования имущества Учреждения являются: субсидии из бюджета Кемского муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ), а также субсидии на иные цели; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; доходы, получаемые от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные не запрещенные законодательством РФ источники.
В соответствии с пунктом 5.3 Устава непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения, который в числе иных права, действует от имени учреждения, осуществляет прием на работу и увольнение, заключает трудовые договоры, утверждает структуру, штатное расписание, графики работы, утверждает положение об оплате и стимулировании труда работников, устанавливает заработную плату работников учреждения, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом Учреждения.
Директором МБОУ «СОШ № 3» Назаровой М.Г. 01 сентябре 2011 года утверждено Положение об оплате труда Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» Кемского муниципального района, из которого следует, что система оплаты труда работников устанавливается с учетом, в том числе, государственных гарантий оплаты труда, перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характеров, утверждаемых администрацией Кемского муниципального района. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившему норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размер оклада работнику Учреждения устанавливается директором Учреждения, исходя из рекомендуемых Учредителем средних окладов. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств бюджета Кемского муниципального района и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (разделы 1,2, пункт 4.3 Положения). В соответствии с Приложением № 1 к Положению рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту здания установлен должностной оклад в размере 3632 рубля.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Республике Карелия, заключенным между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, которое действует с 01.01.2015 года, установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) - 7213 рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ) с 01.01.2015 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5965 рублей в месяц.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 TК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм права и положений статей 315-317 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда истца не может быть меньше установленного федеральным законодательством МРОТ равного 5965 рублей плюс районный коэффициент - 40 % и надбавка за работу в районах крайнего севера - 80%, то есть не менее: 5965 руб. + (5965 руб. х 120 %) = 13123 руб. 00 коп.
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению. Расчет суммы невыплаченной заработной платы, заявленный прокурором, ответчиком не оспаривается, проверен судом, и принимается к взысканию. На основании чего суд удовлетворяет заявленные требования, и взыскивает с ответчика недоначисленную заработную плату в пользу истца в сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и ст. 103 ГПК РФ с МБОУ «СОШ № 3» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Кемского муниципального района, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в суд, в размере 400 руб. по требованиям имущественного характера о взыскании заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» в пользу Мартыновой В.А. заработную плату за апрель 2015 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: В.С. Гордевич