Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3172/2019 ~ М-2891/2019 от 15.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2019 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

Председательствующего Дудусова Д.А.,

При секретаре Витютневой П.С.,

с участием представителя Управления образования Администрации г. Минусинска Утюмовой Е.В.(доверенность от 17.10.19г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению Возминой Валентины Николаевны, Возмина Сергея Анатольевича, действующего в своих интересах и в интересах малолетней ФИО8 к Администрации г. Минусинска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Возмина В.Н., Возмин С.А. действующий в своих интересах и в интересах малолетней ФИО9., обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Минусинска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В исковом заявлении и в судебном заседании истцы свои требования мотивировали следующим. Истица Возмина В.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; вместе с ней в качестве членов семьи собственника проживают ее сын Возмин С.А. и внучка ФИО10 29.08.18г. в доме произошел пожар, в результате пожара ее квартира значительно пострадала. Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-1615-п от 28.09.19г. многоквартирный дом по адресу: г<адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчик временно предоставлял истцам для проживания жилое помещение по договору коммерческого найма, из которой истцы выселились 19.09.19г.; на требование истцов о предоставлении им квартиры по договору социального найма ответчик отвечает отказом.

Вместе с тем, Возмина В.Н. является инвалидом 3 группы, получает пенсию в размере 14 838 рублей 16 копеек, Возмин С.А. также является инвалидом третьей группы, получает пенсию в размере 10 351 рубль 47 копеек; общий доход их семьи из трех человек составляет 25 000 рублей. Приобрести жилое помещение самостоятельно они не имеют финансовой возможности. Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-1923-п от 16.11.18г. Возмина В.Н. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с правом внеочередного предоставления жилого помещения. Несмотря на это, жилое помещение по договору социального найма им не предоставляется.

Согласно статье 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

С учетом изложенного, просят обязать Администрацию г. Минусинска предоставить Возминой В.Н., Возмину С.А. и Возминой Д.С. жилое помещение- двухкомнатную благоустроенную квартиру, площадью не менее 39,8 кв.м. по договору социального найма.

Представитель ответчика- Администрации г. Минусинска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в своем отзыве на иск исковые требования истцов полагал не подлежащими удовлетворению, свою позицию мотивировал следующим.

Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-1615-п от 28.09.19г. многоквартирный дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения из указанного жилого дома предусмотрен в течение 7 лет, то есть, до 28.09.25г.. Истица Возмина В.Н. постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-1923-п от 16.11.18г. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с правом внеочередного предоставления жилого помещения, номер ее очереди 455. Кроме того, ответчиком семье истцов была предоставлена квартира по договору коммерческого найма по адресу: г<адрес>, от использования которой истцы отказались 27.09.19г..

Переселение граждан из ветхого аварийного жилья осуществляется в соответствии с региональной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; на 2020 год дом по <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда. Ответчик готов вновь предоставить семье истцов жилое помещение по адресу: <адрес> до решения вопроса о переселении.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищные права собственников жилого помещения в признанном аварийным доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупную цену,

Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение данной категории граждан осуществляется при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья.

Согласно разъяснениям, содержащимся в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Предусмотренная статье 32 ЖК РФ процедура Администрацией г. Минусинска не производилась: решение об изъятии жилого помещения не принималось, соглашение о выкупной цене между сторонами не достигалось. Кроме того, срок для расселения жильцов дома, определенные Администрацией г. Минусинска не истек.

С учетом изложенного, ответчик полагает, что требования истцов не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, просят в иске отказать в полном объеме.

Выслушав истцов и представителя Управления образования Администрации г. Минусинска, полагавшего иск удовлетворить, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим.. . органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. В соответствии с п. 49 данного Постановления на основании полученного заключения соответствующий.. . орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

В соответствии с 1, 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно требований статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Федеральный закон от 21 июля 2007г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в том же "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014): «Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.».

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Возмина В.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес>; вместе с ней в качестве членов семьи собственника проживают ее сын Возмин С.А. и внучка Возмина ФИО11 29.08.18г. в доме произошел пожар, в результате пожара ее квартира значительно пострадала. Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-1615-п от 28.09.19г. многоквартирный дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу; срок отселения из указанного жилого дома предусмотрен в течение 7 лет, то есть, до 28.09.25г.. Истица Возмина В.Н. постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-1923-п от 16.11.18г. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с правом внеочередного предоставления жилого помещения. Ответчик временно предоставлял истцам для проживания жилое помещение по договору коммерческого найма, из которой истцы выселились 19.09.19г.; на требование истцов о предоставлении им квартиры по договору социального найма ответчик отвечает отказом.

Также судом установлено, что решения об изъятии данного жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что возложение на ответчика обязанности по предоставлению истцам во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма, будет являться нарушением положений статьи 32 ЖК РФ.

Кроме того, Возмина В.Н., приобретая в собственность квартиру, в соответствии с нормами статей 210, 211 ГК РФ приняла на себя и бремя содержания имущества, а также несла риск гибели или повреждения данной квартиры; а сам по себе факт признания истца малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не влечет, по мнению суда, за собой возникновения обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцами исковых требований, полагает в иске отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Возминой Валентины Николаевны, Возмина Сергея Анатольевича и ФИО12 к Администрации г. Минусинска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма- отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий:

2-3172/2019 ~ М-2891/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Возмина Валентина Николаевна
Ответчики
администрация г. Минусинск
Другие
Информация скрыта
Возмин Сергей Анатольевич
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Дудусов Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
15.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2019Передача материалов судье
16.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2019Подготовка дела (собеседование)
07.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2019Судебное заседание
12.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее