Дело № 2-6033/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Шиленковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василенко Н.Г. к Министерству обороны РФ, военному комиссариату Калининградской области об установлении факта нахождения на иждивении и назначении пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Василенко Н.Г. обратилась в суд с иском, указав, что состояла в браке с И. с 29 сентября 1984 года. ДД.ММ.ГГГГ И. умер. И. являлся военнослужащим в отставке и получал пенсию по линии МО РФ. Истица находилась на иждивении умершего, так как его доходы являлись основным источником средств к существованию для нее. Истица получает пенсию по старости в размере 7876,32 рубля. На момент смерти И. истица являлась нетрудоспособной в силу достижения пенсионного возраста – старше 55 лет. Несмотря на то, что истица и И. были зарегистрированы по месту жительства по разным адресам, проживали они вместе, что может быть подтверждено свидетельскими показаниям. Согласно уточненным требованиям, просит установить факт нахождения ее на иждивении И. и обязать военный комиссариат Калининградской области назначить ей пенсию по случаю потери кормильца.
Истица Василенко Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что ее брак с И. был вторым, как и у И. Она имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> – это квартира, оставшаяся ей после первого брака. После заключения брака с И. она стала проживать с ним в военном городке по адресу: <адрес>, вместе со своими детьми и детьми И. после первого брака, и проживала по этому адресу до смерти последнего. После увольнения с военной службы ее муж работал в ВОХР воинской части, работала и она в ВОХР. Пенсия и заработная плата мужа были основным источником дохода их семьи. В случае удовлетворения исковых требований она откажется от выплачиваемой ей в настоящее время пенсии по старости.
Представитель ответчика военного комиссариата Лысенко Л.Н. в судебном заседании удовлетворения требований оставила на усмотрение суда, указав на то, что разница между доходами И. и Василенко Н.Г. несущественна.
Представитель ответчика МО РФ, будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием ходатайства не заявил.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные виды пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Учитывая требование действующего законодательства, решение суда в части обязания ответчика выплачивать пенсию по случаю потери кормильца, судебная коллегия полагает подлежащим отмене, поскольку законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.
В силу ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи. К нетрудоспособным членам семьи относятся отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет.
Установлено, что Василенко Н.Г. состояла в браке с И. с 29 сентября 1984 года. И. ранее проходил военную службу и являлся получателем пенсии по линии МО РФ с 18 июня 1998 года. По состоянию на ноябрь 2013 года размер его пенсии составлял 10191,40 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ И. умер.
На момент смерти И. Василенко Н.Г. достигла 55-летнего возраста и являлась получателем пенсии по старости в сумме 7876,32 рубля. Таким образом, в силу положений ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" она относится к категории лиц, которые имеют право на получение пенсии по потере кормильца независимо от нахождения на иждивении кормильца.
Василенко Н.Г. и И. на момент смерти последнего проживали совместно по адресу: <адрес>, что подтверждается, в частности, свидетельскими показаниями.
Так, свидетель В. пояснил, что Василенко Н.Г. является его матерью. В 1984 году она вышла замуж за И., после чего они стали совместно проживать в <адрес>. После окончания школы он переехал в г. Калининград, мать осталась проживать в <адрес> с И., они жили совместно по указанному адресу до момента смерти последнего.
Аналогичные показания дала свидетель С.
На основании изложенного, с учетом положений ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, суд приходит к выводу о том, что Василенко Н.Г. имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца И.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, независимо от того, являлась ли его пенсия основным источником дохода для нее.
Право на получение пенсии по случаю потери кормильца Василенко Н.Г. имеет при условии отказа от пенсии по старости.
Требование об установлении факта нахождения истицы на иждивении И., по существу, является не самостоятельным требованием, а основанием иска, в связи с чем отдельному рассмотрению как требование не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Василенко Н.Г. удовлетворить.
Признать за Василенко Н.Г. право на получение пенсии по случаю потери кормильца И.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2016 г.
Судья: Д.В. Шубин