Дело № 2-5275/15
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
11ноября 2015 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего по делу – судьи ФИО11
при секретаре судебного заседания – ФИО4,
с участием:
истца – ФИО3,
представителя ответчика Администрации <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Департамента социальной защиты населения <адрес>- ФИО8, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело
по иску ФИО3 к Администрации <адрес>, Департаменту социальной защиты населения <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес>, Департаменту социальной защиты населения <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать – ФИО2 решением Октябрьского районного суда г. иваново от ДД.ММ.ГГГГ объявлена умершей.
Отец ФИО5 умер в ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец направлена в учреждение общественного питания. С сентября 2004года истец обучалась Федеральном государственном образовательном учреждении «<адрес> школа-интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. ФИО6». В ДД.ММ.ГГГГ поступила в <адрес> государственный университет и с ДД.ММ.ГГГГ по 2013год проживала в студенческом общежитии <адрес> государственного университета. В ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В настоящее время проживает в комнате в общежитии по договору коммерческого найма.
Исходя из изложенного, со ссылкой на ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и закон <адрес> области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит суд обязать Администрацию <адрес> предоставить истцу благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта - <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела истец изменила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, просила суд обязать Департамент социальной защиты населения <адрес> выделить в 2016году Администрации <адрес> субвенцию на обеспечение ФИО3 благоустроенным жилым помещением, применительно к условиям населенного пункта-<адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям;
обязать Департамент социальной защиты населения <адрес> включить ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированных жилых помещений в 2016году;
обязать Администрацию <адрес> обеспечить истца в 2016году благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта - <адрес>, жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время оснований для удовлетворения требований истицы нет, однако при достаточном финансировании и в порядке очередности ФИО3 будет предоставлено по договору найма специализированное жилое помещение.
Представитель третьего лица – Департамента социальной защиты населения <адрес> –ФИО8, действующая на основании доверенности, истец включена в список детей-сирот в 2008году и настоящее время номер ее очереди – 40. Жилое помещение будет предоставлено по мере поступления средств из федерального бюджета. Департамент формирует список, требования, которые истец предъявляет к Департаменту – не подлежат удовлетворению, поскольку очередность на 2016год законом не предусмотрена.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.8.<адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ), <адрес> передает в рамках реализации государственной программы <адрес> «Социальная поддержка граждан в <адрес>» opганам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.8.<адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», органы местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, вправе: получать субвенции из областного бюджета для исполнения переданных им государственных полномочий; дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Согласно ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца: мать – ФИО2 объявлена умершей решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное подтверждено свидетельством о рождении 1-ФО №, свидетельством о смерти 1-ТН № и решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнюю ФИО3, направили в учреждение общественного воспитания ФГОУ «<адрес> школа-интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей ФИО12».
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список общей очереди и в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время порядковый номер ФИО3 в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по <адрес> значится №, в областном списке – №.
Судом установлено, что Решением комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 было предоставлено жилое помещение (комната жилой площадью 18,7 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес> ком. 1 по договору коммерческого найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования, сроком на 5 лет.
Таким образом, у ФИО3, как нуждающейся в жилом помещении, после выбытия из учреждение общественного воспитания ФГОУ «<адрес> школа-интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей ФИО13», то есть еще в 2008 году, возникло в соответствии с действующим законодательством право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей до настоящего времени не было предоставлено. Доводы ответчика относительно отсутствия достаточного финансирования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований.
Ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него ФИО3 не может являться препятствием для защиты ее жилищных прав.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку ФИО3, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением не реализовала, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования об обязании Администрацию <адрес> предоставить истцу благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта - <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению требования истца об обязании Департамента социальной защиты населения <адрес> выделить в 2016году Администрации <адрес> субвенцию на обеспечение ФИО3 благоустроенным жилым помещением, применительно к условиям населенного пункта-<адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированных жилых помещений в 2016году, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Статьей 8.<адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, вправе: получать субвенции из областного бюджета для исполнения переданных им государственных полномочий.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Таким образом, переданные полномочия по обеспечению жилым помещением истца не профинансированы, предусмотренная законом обязанность не исполнена, следовательно, такая обязанность может быть возложена на <адрес> обязанности по финансированию предоставления жилья истцу.
Требований к <адрес> истцом не заявлялось.
Требования истца о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2016год удовлетворению не подлежат, поскольку как установлено судом в ходе рассмотрения дела и не отрицалось сторонами, истец включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2008году и по <адрес> она значится за №, в областном списке – за №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░14
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░ №
░░░░░░░
░░░░1
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░.░░.░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░15
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░4,
░ ░░░░░░░░:
░░░░░ – ░░░3,
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░7, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>- ░░░8, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░ ░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.194-198 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░16