РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск Самарской области «12» февраля 2015 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Воложанинова Д.В.,
с участием: заместителя прокурора <адрес> Коробова А.В.,
при секретаре Степановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-125/2015 по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Ломакина ФИО7 к администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах Ломакина А.А., обратился в суд с иском к администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить ему благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указал, что Ломакин А.А. остался без попечения родителей его <данные изъяты> ФИО3 лишена родительских прав решением Сергиевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ломакин А.А., как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда муниципального района <адрес>, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Несмотря на наличие у него права на получение жилого помещения по договору найма в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, <адрес> от 28.12.2012 № 135-ГД “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>” администрация муниципального района <адрес> ему такого жилого помещения не предоставляет.
В судебном заседании прокурор Коробов А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истец Ломакин А.А. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> ФИО5 в судебное заседание не прибыла, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, в соответствии с которым просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь, что на основании договора, заключенного между Министерством строительства <адрес> и администрацией муниципального района Сергиевский ДД.ММ.ГГГГ за № 28, бюджету муниципального района Сергиевский выделены средства из областного бюджета в сумме <данные изъяты>, из федерального бюджета в сумме <данные изъяты>, на которые закуплены жилые помещения и обеспечено пять граждан указанной категории. Предоставление жилого помещения истцу поставлено в зависимость от факта распределения из бюджета <адрес> и перечисления Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес>, являющимся главным распорядителем средств областного бюджета, денежных средств на указанные цели. Администрацией муниципального района <адрес> в адрес министерств направлялись обращения об увеличении финансирования обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшиеся без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ на указанные цели запланировано выделить <данные изъяты>, что позволит обеспечить 6 граждан указанной категории.
Третье лицо - представитель <адрес> в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. <адрес> 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов дела следует, что Ломакин ФИО8, зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое признано аварийным по заключению от ДД.ММ.ГГГГ Истец относится к категории детей, оставшихся в <данные изъяты> без попечения родителей. <данные изъяты> - одиночка ФИО3 лишена родительских прав решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. № Ломакин А.А. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Ломакин А.А. не имел и не имеет в собственности и в социальном найме жилых помещений, что подтверждается информацией ГУП СО “ЦТИ”, уведомлением Управления Росреестра по <адрес>.
Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у Ломакина А.А. возникшего с момента окончания школы права на предоставление права на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
В п.6 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24.12.2014 г., разъяснено, что ни ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного закона не устанавливают очерёдность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного 16 фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью. В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, ссылка представителя администрации муниципального района <адрес> на предоставлением лицам указанной категории жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты постановки на первичный регистрационный учет, является несостоятельной.
Доводы представителя ответчика - администрации муниципального района <адрес> об отсутствии муниципального специализированного жилищного фонда и достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд не принимает во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, поскольку исходя из буквального толкования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории, к категории которых относится истец, после окончания образовательного учреждения снимаются с полного государственного обеспечения, поэтому должны быть незамедлительно обеспечены жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
При таких обстоятельствах требования прокурора об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заявленные в интересах Ломакина А.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает, что жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений должно быть предоставлено истцу не менее нормы предоставления площади жилого помещения согласно действующему законодательству, поскольку данные нормы могут быть в последующем изменены соответствующим законом.
Требование о соответствии предоставляемого жилого помещения санитарным и техническим требованиям, его благоустроенности отдельного судебного постановления не требует, так как в силу требований ч.5 ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов Ломакина ФИО9 к администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить Ломакину ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления площади жилого помещения согласно действующему законодательству.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 12 февраля 2015 года.
Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов