Гражданское дело № 2-938/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Енисейск 07 декабря 2017 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яковенко Т. И.,
с участием помощника Енисейского межрайонного прокуратура Яричиной Т.П.,
при секретаре Енговатых А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственность Производственная компания «Удача» о возложении обязанности провести оценку условий труда рабочих мест работников,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственность Производственная компания «Удача» (далее по тексту – ООО ПК «Удача») о возложении обязанности провести оценку условий труда рабочих мест работников, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «Специальной оценке условий труда».
Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении Енисейской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения трудового законодательства в ООО ПК «Удача» было установлено, что ответчиком не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест. Данное обстоятельство подтверждается вступившим, и не обжалованным в установленном законом порядке Постановлением Государственной инспекции труда в Красноярском крае № 82-82-17/4 о назначении административного наказания. Согласно штатному расписанию, утвержденному на 01.03.2017 года в состав должностей по штату включены 1 единица директора, 1 единица заведующего гаражом, 1 единица водителя мусоровоза, 2 единицы водителя автомобиля МАЗ (АС машины), 3 единицы сторожа.Табелями учета рабочего времени подтверждается, что указанные должности не являются вакантными и замещены работниками, вместе с тем до настоящего времени специальная оценка условий труда работодателем не проведена. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда". Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также -вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников ( ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями ( ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В судебном заседании истец помощник Енисейского межрайонного прокурора – Яричина Т.П. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ООО ПК «Удача» надлежащим образом извещенный о разбирательстве дела, своего представителя в суд не направил, о причине неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, возражений по существу заявленных требований не представил.
Третье лицо - Государственная инспекция труда в Красноярском крае извещенное о разбирательстве дела, в судебное заседание не явилось, дело просило рассматривать в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание, что ответчик ООО ПК «Удача» в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, с заявлением о рассмотрении дела в своё отсутствие не обращался, а также с учетом позиции представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным разрешить спор в порядке, предусмотренном главой 22 ГПК РФ (заочное производство).
Исследовав материалы дела, выслушав позицию истца помощника Енисейского межрайонного прокурора Яричиной Т.П., суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарного предприятия на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается выпиской их ЕГРЮЛ, а также Уставом ООО ПК «Удача» - Общество с ограниченной ответственностью ПК «Удача» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с 25 июня 2012 года основным видом экономический деятельности которого является деятельность по сбору и обработке сточных вод, а дополнительными видами деятельности являются: лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность; производство пиломатериалов; производство прочих химических органических основных веществ; производство мебели для офисов и предприятий торговли; строительство жилых и нежилых зданий; строительство автомобильных дорог и автомагистралей; разборка и снос зданий; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, и.др.
Согласно п.3.5 Устава ООО ПК «Удача» общество обеспечивает своим работникам безопасные условия труда и несёт ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30 марта 2017 года Енисейским межрайонным прокурором в адрес директора ООО ПК «Удача» Тюрюмина А.Н. вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда.
Согласно штатному расписанию, утвержденному на 01.03.2017 года, в состав должностей по штату включены: 1 единица директора, 1 единица заведующего гаражом, 1 единица водителя мусоровоза, 2 единицы водителя автомобиля МАЗ (АС машины), 3 единицы сторожа,указанные должности не являются вакантными и замещены работниками, вместе с тем до настоящего времени специальная оценка условий труда работодателем не проведена.
21 июля 2017 года Федеральной службой по труду и занятости Государственная инспекция труда в Красноярском крае вынесено постановление № 82-82-17/4 о привлечении директора ООО ПК «Удача» Тюрюмина А.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.25.1 КоАП РФ, т.е. за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её не проведение.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что с момента создания ООО ПК «Удача» обществом проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, или специальная оценка условий труда, а также о заключении ответчиком гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда.
Отсутствие специальной оценки условий труда, а также отсутствие у работодателя перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, может повлечь за собой неблагоприятные последствия, в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Поскольку не проведение специальной оценки условий труда ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц (работников, работающих в ООО ПК «Удача» в настоящее время, а также тех, которые будут приняты в дальнейшем), т.е. затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с данным иском, избрав надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц, суд полагает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнение истца, а также то обстоятельство, что выполнение указанных мероприятий требует значительного времени, в том числе проведения организационных мероприятий, следует установить ответчику разумный срок для исполнения решения суда – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199,233-235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственность Производственная компания «Удача» о возложении обязанности провести оценку условий труда рабочих мест работников, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственность Производственная компания «Удача»в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести оценку условий труда рабочих мест работников, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «Специальной оценке условий труда».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ