Решение
по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу
об административном правонарушении
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья Шебалинского районного суда Республики Алтай З.Н. Раднаева, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении сельской администрации муниципального образования Верх-Апшуяхтинское сельское поселение по жалобе главы сельской администрации муниципального образования Верх-Апшуяхтинское сельское поселение на постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай в Шебалинском, Чемальском районах, которым сельская администрация муниципального образования Верх-Апшуяхтинское сельское поселение, расположенная по адресу: <адрес>, <данные изъяты> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника ТОУ Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском, Чемальском районах от ДД.ММ.ГГГГ сельская администрация МО Верх-Апшуяхтинская сельская администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Так, из постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – отсутствуют документы о прохождении аттестации рабочих мест, на рабочем месте с ПК установлен обычный стул, на территории хозяйственной зоны имеется надворный туалет фильтрационного типа, возле туалета непосредственно на земле имеется куча шлака, в старой силосной яме при въезде в село со стороны <адрес> имеется несанкционированная свалка бытового мусора, по <адрес>, возле <адрес> ложбине имеется больших размеров куча навоза, ограждение свалки имеет множественные нарушения целостности, отсутствуют входные ворота, вследствие чего имеется свободный доступ животным, на свалке имеются очаги горения, по <адрес> возле <адрес> имеется большая куча опилок, на территории села имеется два родника, которые не оборудованы капотажными камерами и переливными трубами, павильоны находятся в ветхом состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ в Шебалинский районный суд поступила жалоба главы сельской администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение Г.С. Чаптыновой на вышеуказанное постановление, в котором она просит постановление по делу об административном правонарушении отменить.
В обоснование жалобы указано, что наказание за наличие шлака и опилок нецелесообразно, поскольку данными шлаком и опилками укреплены места затопления учреждений сельского поселения (сельский клуб и начальная школа), а также жилых домов по <адрес> от <адрес> до <адрес>. Наледью территория сельского поселения подтопляется ежегодно, начиная с ноября по март месяцы. Сельская администрация не имеет возможности ежегодно зимой завозить, а весной вывозить шлак и опилки, так как больше нечем останавливать наледь.
В части нарушений целостности ограждения свалки указано, что в настоящее время сельская администрация ведет работу по межеванию новой территории свалки, утвержденной градостроительной документацией. Однако, финансовые средства в настоящее время не позволяют одновременно вести работы по межеванию земельного участка под новую свалку и по строительству старой свалки.
Согласно доводам жалобы, куча навоза, имеющаяся возле <адрес> в ложбине, фактически находится на территории <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года ливневые потоки снесли стоящий в ложбине пригон для скота, образовав огромный котлован. Хозяева данного пригона в течение нескольких лет заполняли данную ложбину навозом для того, чтобы снова загородить пригон. Поскольку данная куча навоза расположена на частной территории, ответственность за наличие указанной кучи навоза сельская администрация нести не может.
Глава сельской администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение Чаптынова Г.С. в судебном заседании подержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснив, что опилки и шлак по <адрес> специально свезены для предотвращения затопления жилых домов и учреждений наледевыми водами. <адрес> ежегодно подтопляется, в связи с чем, было вынесено распоряжение о подготовке к зимнему сезону и принятии мер по борьбе с наледью и подтоплением. В бюджете сельского поселения денежные средства на создание специальных ограждений для сдерживания наледи отсутствуют. В связи с этим, был применен доступный способ борьбы – это кучи опилок и шлака в наиболее опасных зонах подтопления.
В части повреждений изгороди свалки глава сельского поселения пояснила, что в настоящее время ведутся работы по формированию земельного участка для размещения новой свалки. Денежные средства в бюджете сельского поселения на одновременное проведение работ по межеванию места под новую свалку и ремонт изгороди старой свалки нет.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что проживает по адресу: <адрес>. Ложбина, находящаяся возле <адрес> как указано постановлении по делу об административном правонарушении, расположена на его земельном участке, то есть на приусадебном участке возле его дома. Он специально в течение длительного времени заполнял ложбину навозом. Территория, на которой находится навоз, принадлежит ему. Ранее в данной ложбине располагался пригон для скота, принадлежащий ему. В ДД.ММ.ГГГГ году данный пригон был снесен ливневыми потоками. В настоящее время он раскидал навоз по земельному участку, кучи навоза не имеется.
Представитель ТОУ Роспотребнадзора в Шебалинском, Чемальском районах Мендешев А.П в судебном заседании пояснил, что не может предоставить доказательства принадлежности земельного участка, где в ложбине имеется больших размеров куча навоза, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении не является полным основанием для освобождения сельской администрации от ответственности. Документы предоставленные главой сельского поселения, свидетельствующие о чрезвычайной обстановке, сложившейся в <адрес> датированы ДД.ММ.ГГГГ года, при этом акт проверки составлен в ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив жалобу и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что постановление начальника ТОУ Роспотребнадзора в Шебалинском, Чемальском районах подлежит изменению по следующим основаниям.
Так, согласно 6.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит юридическое лицо, гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, совершившие нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с п.п. 2.1.1., 3.1., 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки от твердых, жидких бытовых и пищевых отходов являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Согласно п.п. 4.4., 5.7. СП 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.Таким образом, наличие на <адрес> шлака и опилок, сваленных в кучи, а также навоза в ложбине возле <адрес> является нарушением требований СанПиН 42-128-4690-88. Нарушение целостности ограждения и отсутствие входных ворот на свалке является нарушением СП 2.1.7.1038-01.
В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Учитывая пояснения главы сельской администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение о том, что опилки и шлак свалены в кучи для предотвращения затопления жилых домов по <адрес> и объектов социальной сферы, суд приходит к выводу о наличии в действиях сельской администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение крайней необходимости.
О необходимости осуществления мероприятий по предотвращению затопления свидетельствует также представленные главой сельского поселения Распоряжение администрации МО «Шебалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление главы сельской администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям от ДД.ММ.ГГГГ №. Из пояснений данных в судебном заседании главой сельского поселения следует, что этой ДД.ММ.ГГГГ года удалось избежать чрезвычайной ситуации, подтопления жилых домов, здания школы, столовой и детского сада наледевыми водами за счет опилок и шлака, за наличие которых сельской администрации вменяется нарушение санитарных правил.
Учитывая данное обстоятельство, суд считает, что наличие кучи шлака и опилок не может ставиться в вину сельской администрации ввиду необходимого осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций, то есть затопления жилых домов, здания школы, столовой и детского сада.
Суд также учитывает, что проверка ТОУ Роспотребнадзора в Шебалинском, Чемальском районе проводилась в конце апреля, начале мая 2013 года – в период весеннего половодья и наибольшего риска затопления наледевыми водами.
В связи с изложенным, из состава вмененного сельской администрации правонарушения подлежит исключению указание на нарушение требований п.п. 2.1.1., 3.1., 3.2. СанПиН 42-1258-4690-88, выразившихся в наличии кучи опилок возле <адрес> в <адрес>.
Оценивая вменение сельской администрации в вину наличие кучи навоза возле <адрес>, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, территория, на которой находится данная куча навоза, принадлежит гражданину ФИО1 Учитывая, что бремя по содержанию земельного участка несет гражданин ФИО1, наличие кучи навоза на данном земельном участке не может быть вменено в вину сельской администрации.
Таким образом, нарушение п.п. 2.1.1., 3.1., 3.2. СанПиН 42-1258-4690-88, выразившееся в наличии кучи навоза в ложбине возле <адрес> также подлежит исключению из состава вмененного сельской администрации правонарушения.
При этом, суд находит несостоятельными доводы главы сельской администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение об отсутствии денежных средств для содержания существующей свалки и формировании в настоящее время земельного участка для размещения новой свалки.
Поскольку в настоящее время отходы утилизируются на старой, то есть действующей свалке, она должна быть приведена в соответствие с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Доводы о начале работ по подготовке места для размещения новой свалки не могут служить основанием для освобождения от обязанности содержать действующую свалку, на территории которой происходит хранение и утилизация отходов, в состоянии, отвечающем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В связи с изложенным, вменение в вину администрации нарушения требований п.п. 4.2., 4.4., 5.7 СП 2.1.7.1038-01, выразившегося в нарушении целостности ограждения свалки, наличии очагов горения мусора является обоснованным и правомерным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что все процессуальные документы при возбуждении дела об административном правонарушении и его рассмотрении в остальной части составлены в соответствии с требованиями административного законодательства, в связи с чем, оснований для отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает.
Вышеуказанное излишнее вменение в вину администрации существующих нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства является основанием лишь для изменения постановления начальника ТОУ Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском, Чемальском районах.
Вместе с тем, учитывая, что установлено наличие иных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных сельской администрацией МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение, а также то, что назначенное постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ наказание является минимальным, предусмотренным ст. 6.3 КоАП РФ, суд не усматривает оснований для снижения размера назначенного штрафа.
Суд также считает необходимым внести изменения в постановление по делу об административном правонарушении в части разъяснения срока уплаты назначенного административного штрафа.
Так, в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 32.2. КоАП РФ Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Между тем, в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что штраф должен быть уплачен в течение тридцати дней с момента вступления постановления в законную силу.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай в Шебалинском, Чемальском районах № от ДД.ММ.ГГГГ, которым сельская администрация муниципального образования Верх-Апшуяхтинское сельское поселение, расположенная по адресу: <адрес>, <данные изъяты> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, изменить.
Исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушение сельской администрацией муниципального образования Верх-Апшуяхтинское сельское поселение требований п.п. 2.1.1., 3.1., 3.2. СанПиН 42-1258-4690-88, выразившееся в наличии кучи опилок возле <адрес> в <адрес>, а также указание на нарушение требований п.п. 2.1.1., 3.1., 3.2. СанПиН 42-1258-4690-88, выразившееся в наличии кучи навоза в ложбине возле <адрес> в <адрес>
Внести изменение в постановление в части разъяснения срока уплаты административного штрафа, указав, что «Уплата административного штрафа должна быть произведена не позднее шестидесяти дней после вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу…».
В остальной части постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай в Шебалинском, Чемальском районах № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Федеральный судья З.Н. Раднаева