Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 24 июня 2019 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова Ивана Александровича к Министерству социального развития Московской области о признании факта постоянного проживания семьи
в Московской области и об обязательстве предоставить ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения,
Установил:
Истец Чернышов И.А. предъявил к ответчику – Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха иск о признании факта постоянного проживания семьи в Московской области и об обязательстве предоставить ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения, в котором просит суд признать факт постоянного проживания его семьи в Московской области в соответствии с договором найма специализированного жилого помещения, обязать Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха предоставить ежемесячную компенсацию по оплате жилого помещения, как ветерану боевых действий, с момента прекращения выплаты компенсации (апрель 2018 года). В обоснование иска указывает о том,
что он является ветераном боевых действий, проходит военную службу
по контракту в войсковой части <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу дислокации воинской части: <адрес> Согласно договору найма специализированного жилого помещения № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, он и члены его семьи фактически проживают по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения городского округа Балашиха о предоставлении ежемесячной компенсации по оплате жилого помещения по договору пользования специализированным жилым помещением, как ветерану боевых действий,
на что получил письменный отказ. Фактически он и члены его семьи проживаем в Московской области в соответствии с договором пользования специализированным жилым помещением, но данный договор запрещает регистрацию по месту жительства по адресу жилого помещения. В отказе Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха указывает, что компенсация предоставляется по месту жительства, а не по месту фактического проживания. Получив отказ о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения, считает, что его права нарушены. Ранее, до ДД.ММ.ГГГГ года, он получал ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения (л.д. 3-5).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года с согласия истца допущена замена ненадлежащего ответчика Управление социальной защиты населения
по г.о. Балашиха надлежащим ответчиком - Министерство социального развития Московской области (л.д. 19).
В судебном заседании истец Чернышов И.А.. поддержал иск, который просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам. Также пояснил, что последняя выплата была ему произведена в ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому он просит возобновить данную выплату с ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области по доверенности (л.д. 40-41; 42-44) – Гаврилова В.А.
в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 45), ранее представила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 36-38), в которых просила отказать в удовлетворении иска, поскольку у истца отсутствует постоянная регистрация по адресу: <адрес>, в связи с чем, принятое решение об отказе
в назначении меры социальной поддержки является законным.
С учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного, и не сообщившего суду о причинах своей неявки.
Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»
(далее – Федеральный закон, ФЗ «О ветеранах», ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг
по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные
в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие
в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях
на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие
в операциях при выполнении правительственных боевых заданий
по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года,
в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года
по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий
для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие
с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона
и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах», данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан
и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным
в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий).
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии
у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки
по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий
из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона,
в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений
(в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу ст. 27 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ветераны имеют право
на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении
ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации,
как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах».В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту,
и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе
по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок), который определяет условия предоставления мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление),
а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению,
и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель).
Согласно п.п. 2 и 3 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства)
по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии с п.п. 18 и 19 указанного Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела.
Истец Чернышов И.А. проходит военную службу по контракту
в войсковой части 3492, в связи с чем, он и члены его семьи проживают
в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате
не имеет. Истец зарегистрирован по адресу части: <адрес>. Ранее истец получал соответствующую компенсацию в период по ДД.ММ.ГГГГ года включительно. Выплата компенсации с ДД.ММ.ГГГГ года истцу прекращена.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 6-7; 11-14; 21; 22; 27; 28-31; 32; 33; 34).
Чернышов И.А. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии ВВ № 008127 (л.д. 8).
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление
ему такой меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена
п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и на оплату указанного выше жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к ответчику с заявлением
о назначении соответствующей меры социальной поддержки,
в чем ему было отказано решением об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года №<данные изъяты>, в котором указано в обоснование, что он имеет место жительств по адресу: <адрес>, а фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 9-10; 23; 24-25).
Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Чернышову И.А. той меры социальной поддержки,
за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца по адресу: <адрес>, обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена
в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № <данные изъяты> не может служить основанием ограничения прав
и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу
в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком
в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки
не имелось, отказ ответчика в предоставлении данной меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона, а заявленное истцом требование о признании его таковым является обоснованным, и подлежит удовлетворению, поскольку Чернышов И.А. имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>
Нарушенное право Чернышова И.А. возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года применительно к п. 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области
от 19 декабря 2017 года № 1082/46, поскольку ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения выплачена истцу последний раз в ДД.ММ.ГГГГ года, и выплата указанной компенсации прекращена с ДД.ММ.ГГГГ года при отсутствии к тому у ответчика каких - либо правовых оснований для прекращения выплаты указанной компенсации истцу.
Требования истца о признании факта постоянного проживания семьи
в Московской области в соответствии с договором найма специализированного жилого помещения сами по себе не подлежат удовлетворению, поскольку
у истца имеются надлежащие документы, удостоверяющие данный факт.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый
в данном гражданском деле иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Чернышова Ивана Александровича к Министерству социального развития Московской области о признании факта постоянного проживания семьи в Московской области и об обязательстве предоставить ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе Чернышову Ивану Александровичу в предоставлении ежемесячной денежной компенсации
по оплате жилого помещения по категории «Ветеран боевых действий» по месту фактического проживания, выраженное в письменном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>.
Признать за Чернышовым Иваном Александровичем право
на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1
ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах»
по месту проживания по адресу: <адрес>
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Чернышову Ивану Александровичу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах», в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов жилого помещения, расположенного
по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении остальной части исковых требований: в части требований о признании факта постоянного проживания семьи в Московской области в соответствии с договором найма специализированного жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 19 июля 2019 г.
Судья Д.И. Лебедев