Решение по делу № 2-2687/2018 ~ М-2019/2018 от 13.06.2018

Дело № 2-2687/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2018 года г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

Председательствующего судьи И.В. Юрченко,

При ведении протокола секретарем судебного заседания С.Е. Лекомцевой,

с участием представителя истца Колчановой Н.Н., действующей на основании доверенности от Дата

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова А.А. к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Мельников А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений, просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером под жилым домом с кадастровым номером расположенный по адресу: Адрес по праву приватизации. В обоснование заявленных требований указывает на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресуАдрес Ранее судом было установлено, что первоначально домовладение построено в ... году до включения в городскую черту пригорода: поселков .... Земельный участок, на котором расположен дом, предоставлен до ... года первоначальному собственнику под жилую усадьбу на праве пользования (постоянного бессрочного пользования) в установленном законом порядке. Ссылаясь на п.3 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, полагает, что имеет право на признание за ним права собственности на указанный земельный участок под жилым домом.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Колчанова Н.Н., действующая на основании доверенности от Дата в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации города Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывает на следующее. Департамент земельных отношений Администрации города Перми является функциональным органом администрации Перми, который осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности является обязанностью органов местного самоуправления в установленном законом порядке. Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности, урегулированы главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. В частности земельные участки могут быть предоставлены на основании договора купли-продажи или договора аренды собственникам зданий, строений, сооружений, бесплатно в собственность гражданам, имеющих трех и более детей, бесплатно в собственность члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан до 31.12.2020. Следовательно, обращаясь в компетентный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, заявитель реализовывает свое право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на органы местного самоуправления обязанность принять соответствующее решение. Признание права на основании ст. 12 ГК РФ посредством обращения в суд является способом судебной защиты в случае нарушения или оспаривания этого права третьими лицами, неопределенности правовой ситуации. Под оспариванием права следует понимать выражение сомнения в существовании права, в его объеме. Под нарушением права собственности понимаются конкретные действия нарушителя, в результате которых происходит негативное воздействие на полномочия собственника. Признание права собственности может применяться для защиты от нарушений, как приведших к лишению собственника владением спорной вещью, так и не приведших. Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущество, а основанием иска являются факты, свидетельствующие о наличии спора о праве между истцом и ответчиком, права собственности у истца в отношении спорной вещи, а также факты, свидетельствующие об отсутствии у ответчика оспариваемого истцом права на спорную вещь. Поскольку при защите права посредством его признания речь идет только о констатации наличия (отсутствия) права, постольку с помощью этого средства защиты нельзя принудить ответчика к совершению каких-либо действий. Суд, производя признание права, всего лишь подтверждает существование или отсутствие искомого юридического отношения между сторонами спора о праве. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ. Согласно ч.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с п.п. 2.1.1 п. 2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми», одной из основных целей департамента является осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством. Суд, принимая решение не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется главой 5.1 ЗК РФ. В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1)решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2)договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3)договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4)договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. В соответствии со ст. 39.14 установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Истцом не предоставлены документы, подтверждающие возникновение права на земельный участок. Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В данном случае указанным документом является Постановление Администрации г. Перми от 04.09.2015 № 625 «Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности». Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, кроме того направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о постановке Дата на кадастровый учет земельного участка пл. ... кв.м. кадастровый номер разрешенное использование: объекты складского назначения различного профиля, в том числе, торговые базы по адресу: Адрес Права на указанный земельный участок ни за кем не зарегистрированы. В отношении жилого дома кадастровый номер по адресу: Адрес Дата зарегистрировано право собственности за Мельниковым А.А. на основании решения Дзержинского районного суда г. Перми от Дата Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Также обратил внимание на то, что в тексте искового заявления и в просительной части неверно указано наименование улицы, верным следует считать- улица ....

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В силу ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности, урегулированы главой VI Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В судебном заседании установлено, что решением Дзержинского районного суда г. Перми от Дата удовлетворены требования Мельникова А.А. об установлении факта добросовестного, открытого, непрерывного владения Мельниковым А.А. домовладением, расположенным по адресу: Адрес Право собственности истца зарегистрировано на индивидуальный жилой дом, общей площадью ... кв.м. по указанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата. Решением департамента земельных отношений от Дата истцу отказано в предоставлении земельного участка, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером не соответствует целям использования такого земельного участка. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости разрешенное использование указанного земельного участка- объекты складского назначения различного профиля, в том числе торговые базы, что не соответствует цели использования земельного участка- под жилой дом.

Согласно уведомлению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о невозможности внесения сведений в ЕГРН от Дата в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в порядке информационного взаимодействия поступило распоряжение начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от Дата в электронном виде, письмо департамента земельных отношений администрации города Перми от Дата. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером Согласно представленным документам указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования- «жилой дом» в территориальной зоне оптовой торговли, открытых рынков (Ц-5), при этом изменяемый вид разрешенного использования, указанный в распоряжении, не соответствует основным, условно-разрешенным, вспомогательным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны. Основания для внесения изменений в сведения ЕГРН отсутствуют.

Дата Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии действия по регистрации права собственности за Мельниковым А.А. в отношении земельного участка по адресу: Адрес кадастровый номер: приостановлены до Дата в связи с не предоставлением последним документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина- любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на указанный земельный участок.

Дата Мельниковым А.А. предоставлены дополнительные документы, в частности технический паспорт на жилой дом индивидуального жилищного фонда от Дата решение Дзержинского районного суда г. Перми от Дата, свидетельство о государственной регистрации права.

По состоянию на Дата земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: Адрес имеет вид разрешенного использования: объекты складского назначения различного профиля, в том числе торговые базы.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что в настоящее время не имеется решения компетентного муниципального органа об отказе в предоставлении Мельникову А.А. спорного земельного участка.

Кроме того, Мельников А.А., являясь собственником жилого дома, имеет исключительное право на получение в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом вне зависимости от установленного вида разрешенного использования земельного участка, при этом порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной ли государственной собственности установлен действующим законодательством. В случае же предъявления исковых требований о признании права собственности на земельный участок истец должен доказать наличие оснований, по которым право собственности на такой земельный участок возникло. Указанных доказательств материалы дела не содержат. Соответственно, отсутствуют предусмотренные законом основания для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок.

Доводы представителя истца о том, что истец в связи с бездействием органов местного самоуправления лишен возможности в течение длительного времени оформить права на земельный участок не могут являться основанием для признании за истцом права собственности на земельный участок, и свидетельствуют о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

При этом истец не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о приобретении прав на земельный участок, обжаловать действие (бездействие) органов местного самоуправления в случае необоснованного отказа в предоставлении земельного участка.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мельникова А.А. о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Адрес – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

...

Судья И.В. Юрченко

2-2687/2018 ~ М-2019/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мельников Анатолий Анатольевич
Ответчики
Администрация г. Перми
Департамент земельных отношений администрации г.Перми
Другие
Единый государственный реестр недвижимости управления по Пермскому краю
Колчанова Нина Николаевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Юрченко И.В.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
13.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2018Передача материалов судье
14.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.07.2018Предварительное судебное заседание
19.07.2018Судебное заседание
19.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2018Дело оформлено
27.07.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее