Гражданское дело № 2-4/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи: МАЙБОРОДА О.М.
При секретаре: КОБЗЕВОЙ Н.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимовой ФИО8 и действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2, Янкина ФИО9 к администрации городского округа Ступино Московской области об обязании предоставить жилое помещение на праве собственности, взамен аварийного, подлежащего сносу
УСТАНОВИЛ:
Истцы, с учетом уточнения,( л.д.146-150) обратились в суд с иском к ответчику в котором просят: обязать ответчика предоставить жилое помещение на праве собственности, отвечающего санитарным и техническим нормам взамен аварийного, подлежащего сносу.
В обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что Евдокимова И.А. и ФИО2 зарегистрированы в <адрес>,Янкин А.В. зарегистрирован в <адрес>, кроме того Евдокимова И.А. и Янкин А.В. являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы Ступинского муниципального района от 29.12.2006 годом, дом по указанному выше адресу был признан аварийным и подлежащим сносу.
Планируемая дата переселения 30 декабря 2015 год.
Однако до настоящего времени расселение дома, подлежащего сносу, не произошло.
Им не предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, либо денежная компенсация ( выплата выкупной цены за изымаемое жилое помещение).
Предлагаемая ответчиком квартира по адресу: <адрес> не отвечает установленным техническим и санитарным требованиям.
Ответчик, представитель по доверенности Гордеев Д.А. с иском не согласен. Суду пояснил, что городской округ Ступино Московской области реализует мероприятия по переселения граждан города из аварийного жилищного фонда в равнозначенные благоустроенные жилые помещения в рамках адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.04.2013 № 230/13. Истцам предоставлялось жилое помещение в виде однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью 33.9 кв.м. по адресу <адрес>.Доводы истцов о том, что указанное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду несостоятельны, поскольку в настоящее время, как и на момент обращения истцов с настоящими требованиями, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" не относится к маневренному фонду, в связи с нарушением норм, предписанных вышеназванными правилами.
Суд, выслушав мнение явившихся сторон, проверив материалы дела, обозрев гражданское дело №, приходит к следующему выводу.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как видно из материалов дела, Евдокимова И.А. и ФИО2 зарегистрированы в <адрес>, Янкин А.В. зарегистрирован в <адрес>, кроме того Евдокимова И.А. и Янкин А.В. являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>., по 1\2 доле каждый.
Постановлением Главы Ступинского муниципального района от 29.12.2006 года, дом по указанному выше адресу был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы Ступинского муниципального района Московской области от 29.12.2006 года № 6372-п многоквартирный жилой <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии Ступинского муниципального района Московской области от 28.12.2006 года признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от 31.12.2014 года № 881-п в целях реализации Адресной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 годы», утверждённой Постановлением Правительства Московской области от 09.04.2013 года № 230/13, для муниципальных нужд изъят земельный участок под жилым домом <адрес>.
В соответствии с постановлением администрации г/п Ступино № 528-п от 31.12.2015 года постановлено о предоставлении Янкину А.В. на семью из двух человек однокомнатной квартиры общей площадью 33.9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, с заключением договора мены с последующей регистрацией перехода права собственности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Янкина А.В. и Евдокимовой И.А. направлено письмо с проектом договора мены о предоставлении им помещения по адресу: <адрес>, взамен принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, изымаемого в связи с расселением аварийного дома.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Янкина А.В. и Евдокимовой И.А. заказным письмом с уведомлением направлены копия постановления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ и проект Соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Решением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ( гражданское дело №) признано незаконным постановление администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от 06.10.2017 г. № 315-п "О предоставлении жилых помещений маневренного жилищного фонда" в части предоставления Евдокимовой И.А., Янкину А.В. по договору найма маневренного фонда, однокомнатной квартиры общей площадью 33.9 кв.м., по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представителем ответчика приобщена к материалам дела выписка из реестра муниципального имущества городского округа Ступино Московской области по состоянию на 11.02.2019 г., согласно которой данное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцы, считая, указанное выше жилое помещение не пригодным для проживания, допустимых доказательств суду не представили.
Ссылка на техническое заключение об оценке технического состояния (строительная экспертиза) строительных конструкций трехэтажного жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, не является, по мнению суда, в силу ст.67 ГПК РФ допустимым доказательством, поскольку изготовлено по заданию организации не являющейся стороной по данному делу (ООО ЖКХ г.Ступино) и в каких целях была проведена данная строительная экспертиза суду не известно.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого благоустроенного жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При этом законом определено, что основным критерием равноценности жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилья, является их равнозначность по общей площади.
Представителем ответчика в судебное заседание представлен технический паспорт здания <адрес>, в том числе и по <адрес>, общей жилой площадью 33.9 кв.м..
Довод представителя истцов о том, что указанный техпаспорт является недействительным, не подтвержден ни истцами, ни материалами дела.
Спорная квартира. как следует из письменного сообщения администрации городского округа Ступино является свободной от прав третьих лиц и пригодное для проживания.
Решением Ступинского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление администрации муниципального образования «городской округ Ступино» к Евдокимовой ФИО8, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, и Янкину ФИО9 о прекращении права собственности, об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены оставлено без удовлетворения.
Исходя из вышеприведённых правовых норм, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа.
Согласно пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в данном случае не соблюдена установленная законом процедура, от переселения в предоставленную взамен квартиру по адресу: <адрес> истцы отказываются, что свидетельствует о том, что соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого между сторонами не достигнуто.
При указанных обстоятельствах суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.
Аналогичная правовая позиция установлена определениями судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда по гражданским делам № и № ( определения приобщены к материалам дела).
С учетом заявленных исковых требований, исходя из установленных по делу обстоятельств, применительно к требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска.
Суд принимает во внимание, что истцы не лишены возможности защитить свои права иным способом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Евдокимовой ФИО8 и действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2, Янкина ФИО9 к администрации городского округа Ступино Московской области об обязании предоставить жилое помещение на праве собственности, взамен аварийного, подлежащего сносу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2019 года.
Федеральный судья: О.М.Майборода
.