Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-299/2015 ~ М-281/2015 от 17.06.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Клявлино 5 октября 2015 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре судебного заседания Журавлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское деле № 2-299/2015 года по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию « Производственное объединение ЖКХ» (МП «ПОЖКХ») Клявлинского района Самарской области, третье лицо Администрация сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области о возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на охрану окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МП «ПОЖКХ» Клявлинского района Самарской области, третье лицо – администрация сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области о возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, указывая на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации свалки ТБО и промышленных отходов, расположенной на территории Клявлинского района 1,5 км севернее р.ц. Клявлино у автодороги на с. Ерыкла.Установлено, собственником вышеуказанной свалки ТБО и промышленных отходов является администрация сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области. Ответчик - МП «ПОЖКХ» является арендатором объекта размещения отходов на основании договора аренды от 05.09.2014 № 1 и распоряжения главы администрации сельского поселения ст. Клявлино от 29.08.2014 № 130. Ответчик осуществляет вывоз и захоронение отходов на вышеуказанную свалку ТБО и ПО на основании лицензии от 12.02.2013 № 63-00161.Санкционированная свалка ТБО и ПО организована на основании постановления главы муниципального района Клявлинский Самарской области от 29.09.2005 № 280, согласно которого земельный участок, занятый настоящей свалкой, предоставлен ответчику для размещения полигона по складированию ТБО. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» свалка является объектом размещения отходов. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.В соответствии со ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными Минприроды РФ 15.07.1994 полигоны относятся к объектам размещения отходов, которые обустроенные и эксплуатируются в соответствии с проектами, санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.В соответствии с пунктами 2.3, 5.1. Санитарных правил организацией, эксплуатирующей полигон, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.В соответствии с п. 2.1, 2.6 Инструкции на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО. Учет принимаемых ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в «Журнале регистрации ТБО».Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности. Согласно п. 2.17. Инструкции с целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, при поступлении на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль. В соответствии с пунктами 4.1., 4.2. Санитарных правил хозяйственная зона полигона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.Пунктом 5.3. Санитарных правил установлено, что при эксплуатации полигонов используются переносные сетчатые ограждения. Они устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.Помимо этого, пунктом 2.10. Инструкции предусмотрена высота ограждений - 4 - 4,5 м. Рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40 - 50 мм. Ширина щитов принимается 1 - 1,5 м.Регулярно, не реже одного раза в смену, щиты очищаются от частиц отходов. Размеры участка, защищаемого переносным сетчатым ограждением, должны обеспечивать возможность выполнения работ без перестановки щитов в течение не менее недели.Согласно п. 5.6. Санитарных правил один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.Пунктом 2.15. Инструкции также предусмотрено, что мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д.).В соответствии с п. 5.7. Санитарных правил на территории полигона не допускается сжигание ТБО.Согласно п. 4.4. Санитарных правил, п. 1.25. Инструкции по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.Пунктом 1.25. Инструкции с пунктом 4.4. Санитарных правил предусмотрена установка ворот или шлагбаума в ограде полигона у производственно-бытового здания. Пунктом 1.23. Инструкции установлено, что на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками. Требования к контрольно-дезинфицирующей зоне также установлены п. 4.3. Санитарных правил.Пункт 1.24. Инструкции предусматривает обустройство на полигоне сборного железобетонного резервуара или пруда для пожаротушения, которые проектируются емкостью не менее 50 куб. м и определяется местными условиями. Расход воды на наружное пожаротушение составляет 10 л/с. Согласно п. 4.3.3. Инструкции полигоны должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета на 500 кв. м площади два пенных огнетушителя. Необходим запас песка для целей пожаротушения на территории хозяйственной зоны. При загорании гудрона, используемого для гидроизоляции основания полигона, тушение осуществляется только с помощью песка.

Согласно ст. 11, ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,эксплуатирующих объекты размещения отходов, входит проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п. 1.30. Инструкции для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга (программа (план) производственного контроля), включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.Аналогичные требования к программе (плану) производственного контроля предусмотрены пунктами 6.4., 6.5. Санитарных правил. Помимо этого, согласно п. 6.6. данных правил система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.В соответствии с пунктами 6.7., 6.8. и 6.9. Санитарных правил на полигонах по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона. Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды и почвы. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям.Требования мониторинга почвы, атмосферного воздуха, грунтовых и поверхностных вод также предусмотрены пунктами 1.32., 1.34., 1.36., 1.38., 2.13. Инструкции, однако необходимые исследования воздействия свалки на окружающую среду не проводятся.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на данной свалке отсутствуют асфальтированная подъездная дорога, ограждение, в т.ч. шлагбаум и ворота, дезинфекционная ванна, весовая и хозяйственная зоны, переносные сетчатые ограждения; электроснабжение; не организованы освещение, круглосуточная охрана объекта, учёт поступающих отходов; не разработаны регламент, режим работы полигона ТБО, инструкция по приёму отходов; не произведена топографическая съёмка; не определена степень уплотняемости твёрдых бытовых отходов; не получено заключение о возможности приёма, совместного складирования производственных отходов и твёрдых бытовых отходов; не произведён радиационный контроль на полигоне ТБО; не обеспечена противопожарная безопасность объекта: огнетушитель, песок, инструкция о порядке действий при возникновении пожара; не проведён мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия для определения содержания трихлорметана, четырёххлористого углерода, хлорбензола; состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов. цианида, ртути; мониторинг состояния и загрязнения почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, pH, цианида, ртути.

Указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, не могут гарантировать безопасность существования и использования объекта размещения отходов.

В связи с изложенным 01.04.2014 в адрес директора МП «ПОЖКХ» вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, недопущению их впредь.Вместе с тем, до настоящего момента указанные нарушения не устранены.

Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории муниципального района Клявлинский Самарской области населения и приезжающих в него граждан. Просит суд обязать ответчика- МП ПОЖКХ Клявлинского района построить асфальтированную подъездную дорогу, ограждение, в т.ч. шлагбаум и ворота, дезинфекционную ванну, весовую и хозяйственную зоны, переносные сетчатые ограждения; провести электроснабжение; организовать освещение, круглосуточную охрану объекта, учёт поступающих отходов; разработать регламент, режим работы полигона ТБО. инструкцию по приёму отходов; произвести топографическую съёмку; определить степень уплотняемости твёрдых бытовых отходов; получить заключение о возможности приёма, совместного складирования производственных отходов и твёрдых бытовых отходов; производить радиационный контроль на полигоне ТБО; обеспечить противопожарную безопасность объекта: огнетушитель, песок, инструкция о порядке действий при возникновении пожара; провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия для определения содержания трихлорметана, четырёххлористого углерода, хлорбензола; состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов. цианида, ртути; мониторинг состояния и загрязнения почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, pH, цианида, ртути.

В предварительном судебном заседании по ходатайству истца и согласия ответчика в качестве соответчика по иску привлечена Администрация муниципального района Клявлинский Самарской области.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Мавлютов Е.Р. поддержал измененные исковые требования и просил суд обязать Администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области построить на вышеуказанной свалке асфальтированную подъездную дорогу, ограждение, в т.ч. шлагбаум и ворота, дезинфекционную ванну, весовую и хозяйственную зоны, переносные сетчатые ограждения; провести электроснабжение; организовать освещение. Обязать МП «ПОЖКХ» организовать круглосуточную охрану объекта, учёт поступающих отходов; разработать регламент, режим работы полигона ТБО, инструкцию по приёму отходов; произвести топографическую съёмку; определить степень уплотняемости твёрдых бытовых отходов; получить заключение о возможности приёма, совместного складирования производственных отходов и твёрдых бытовых отходов; производить радиационный контроль на полигоне ТБО, обеспечить противопожарную безопасность объекта огнетушителем, песком, утвердить инструкцию о порядке действий при возникновении пожара; провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия для определения содержания трихлорметана, четырёххлористого углерода, хлорбензола; состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов, цианида, ртути; мониторинг состояния и загрязнения почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, pH, цианида, ртути.

В судебном заседании представитель ответчика –Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Демендеев О.А. с иском не согласен, пояснив, что на территории муниципального района Клявлинский Самарской области организованна санкционированная свалка ТБО и ПО.Санкционированная свалка ТБО и ПО организована на основании постановления Главы Клявлинского района от 29.09.2005 № 280, согласно которого земельный участок, занятый настоящей свалкой, предоставлен МП «ПОЖКХ» для размещения полигона по складированию ТБО и ПО. Согласно ст. 12 Федерального закона РФ от 4 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение (захоронение) отходов разрешается только на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и эксплуатацию которых осуществляют организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности в части захоронения отходов.Санкционированная свалка приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592 включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно п. 1.22. Перечня мероприятий подпрограммы"Совершенствования системы обращения с отходами в Самарской области на 2014-2020 годы», Государственной Программы Самарской области « Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 701 (ред. от 30.12.2014) предусмотрено финансирование в 2016-2020 г на проектирование и строительство пункта сбора, накопления и первичной сортировки твердых бытовых отходов вблизи районного центра Клявлино.В письме от 16.07.2015 г № 15/5613 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области сообщает Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области, что согласно Закона Самарской области от 11.12.2014 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» лимиты, обозначенные в вышеуказанной Государственной программе, в настоящее время в бюджете Самарской области отсутствуют, что исключает возможность выделения денежных средств, необходимых для выполнения мероприятий, которые просит истец.

В судебном заседании представитель ответчика МП «ПОЖКХ» Климашова О.Н возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в период с 25.03.2014 г. по 03.04.2014 г. МП «ПОЖКХ» были проведены лабораторные исследования анализов воздуха и почвы, согласно которых предельная допустимая концентрация загрязняющих веществ не превышена (Протокол результатов количественного химического анализа почвы №4-п от 04.04.2014 г, протокол №73 от 25 марта 2014 г- прилагается), данные документы подтверждают отсутствия угрозы причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. МП «ПОЖКХ» является арендатором объекта размещения отходов на основании договора аренды от 05.09.2014 № 1 и распоряжения главы администрации сельского поселения ст. Клявлино от 29.08.2014 № 130. МП «ПОЖКХ» осуществляет вывоз и захоронение отходов на вышеуказанную свалку ТБО и ПО на основании лицензии от 12.02.2013 № 63-00161.Санкционированная свалка ТБО и ПО организована на основании постановления главы муниципального района Клявлинский Самарской области от 29.09.2005 № 280, согласно которого земельный участок, занятый настоящей свалкой, предоставлен МП «ПОЖКХ» для размещения полигона по складированию ТБО, МП     «ПОЖКХ» Клявлинского района не допустило нарушений природоохранного законодательства, оказывающих негативное воздействие на экологическую обстановку, которые могут отразиться на здоровье проживающего на территории Клявлинского муниципального района населения и приезжающих в него граждан, ограничивающих конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушающих их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой не представлено доказательств негативного воздействия на экологическую обстановку, которое может отрицательно отразиться на здоровье проживающего на территории Клявлинского муниципального района населения и приезжающих в него граждан.

В судебном заседании представитель третьего лица-Администрация сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области Улаев И.А. пояснил, что свалка ТБО стоит на балансе администрации сельского поселения и передана в аренду МП «ПОЖКХ» по договору от 05.09.2014 г. Администрация сельского поселения не является учредителем МП «ПОЖКХ», поэтому имущество не могло быть передано в хозяйственное ведение, при котором права предприятия по распоряжению имуществом значительно шире.Свалка ТБО является объектом, предназначенным для утилизации бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям муниципальных районов. В соответствии с п. 18 ст. 14 указанного выше закона, к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы организации сбора и вывоза ТБО и мусора. В Уставе сельского поселения ст. Клявлино также отсутствуют полномочия по осуществлению утилизации промышленных и бытовых отходов.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 2 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 12 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.

В силу ч. 1 ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",в частности, ст. 2 в качестве системы мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выделяет государственную регистрацию отходов производства и потребления на территории Российской Федерации; ст. 5 в составе полномочий РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения называет ведение государственных регистров отходов; ст. 22 устанавливает совокупность санитарно-эпидемиологических требований к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления в части соблюдения требований безопасности для здоровья населения и среды его обитания, а также осуществления радиационного контроля; ст. 40 закрепляет особенности лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

В судебном заседании установлено, что имеется участок земли, расположенный на территории Клявлинского района Самарской области в 1,5 км севернее р.ц. Клявлино у автодороги на с. Ерыкла. Установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположена санкционированная свалка ТБО и ПО.

Установлено, что собственником земли, где расположена свалка ТБО и ПО является сельское поселения ст. Клявлино Клявлинского района Самарской области. Ответчик МП «ПОЖКХ» Клявлинского района является арендатором объекта размещения отходов на основании договора аренды от 5.09.2014 года № 1 и распоряжения главы администрации сельского поселения Клявлино от 29.08.2014 № 130.

Установлено, что МП «ПОЖКХ» осуществляет вывоз и захоронение отходов на вышеуказанную свалку ТБО и ПО на основании лицензии от 12.02.2013 № 63-00161.

Санкционированная свалка ТБО и ПО организована на основании постановления главы муниципального района Клявлинский Самарской области от 29.09.2005 № 280, согласно которого земельный участок, занятый настоящей свалкой, предоставлен МП «ПОЖКХ» для размещения полигона по складированию ТБО.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» свалка является объектом размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.В соответствии со ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии с временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными Минприроды РФ 15.07.1994 полигоны относятся к объектам размещения отходов, которые обустроенные и эксплуатируются в соответствии с проектами, санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее - Санитарные правила).В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с пунктами 2.3., 5.1. Санитарных правил организацией, эксплуатирующей полигон, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.В соответствии с п. 2.1., 2.6 Инструкции на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО.Учет принимаемых ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в «Журнале регистрации ТБО».Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности. Согласно п. 2.17. Инструкции с целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, при поступлении на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль. В соответствии с пунктами 4.1., 4.2. Санитарных правил хозяйственная зона полигона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.Пунктом 5.3. Санитарных правил установлено, что при эксплуатации полигонов используются переносные сетчатые ограждения. Они устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.Помимо этого, пунктом 2.10. Инструкции предусмотрена высота ограждений - 4 - 4,5 м. Рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40 - 50 мм. Ширина щитов принимается 1 - 1,5 м.Регулярно, не реже одного раза в смену, щиты очищаются от частиц отходов. Размеры участка, защищаемого переносным сетчатым ограждением, должны обеспечивать возможность выполнения работ без перестановки щитов в течение не менее недели.Согласно п. 5.6. Санитарных правил один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.Пунктом 2.15. Инструкции также предусмотрено, что мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д.).В соответствии с п. 5.7. Санитарных правил на территории полигона не допускается сжигание ТБО. Согласно п. 4.4. Санитарных правил, п. 1.25. Инструкции по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.Пунктом 1.25. Инструкции с пунктом 4.4. Санитарных правил предусмотрена установка ворот или шлагбаума в ограде полигона у производственно-бытового здания. Пунктом 1.23. Инструкции установлено, что на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м., глубиной 0,3 м. и шириной 3 м. для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками. Требования к контрольно-дезинфицирующей зоне также установлены п. 4.3. Санитарных правил. Пункт 1.24. Инструкции предусматривает обустройство на полигоне сборного железобетонного резервуара или пруда для пожаротушения, которые проектируются емкостью не менее 50 куб. м и определяется местными условиями. Расход воды на наружное пожаротушение составляет 10 л/с. Согласно п. 4.3.3. Инструкции полигоны должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета на 500 кв. м площади два пенных огнетушителя. Необходим запас песка для целей пожаротушения на территории хозяйственной зоны. При загорании гудрона, используемого для гидроизоляции основания полигона, тушение осуществляется только с помощью песка.

Согласно ст. 11, ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,эксплуатирующих объекты размещения отходов, входит проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п. 1.30. Инструкции для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга (программа (план) производственного контроля), включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.Аналогичные требования к программе (плану) производственного контроля предусмотрены пунктами 6.4., 6.5. Санитарных правил. Помимо этого, согласно п. 6.6. данных правил система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.В соответствии с пунктами 6.7., 6.8. и 6.9. Санитарных правил на полигонах по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона. Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды и почвы. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям.Требования мониторинга почвы, атмосферного воздуха, грунтовых и поверхностных вод также предусмотрены пунктами 1.32., 1.34., 1.36., 1.38., 2.13. Инструкции, однако необходимые исследования воздействия свалки на окружающую среду не проводятся.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на данной свалке отсутствуют асфальтированная подъездная дорога, ограждение, в т.ч. шлагбаум и ворота, дезинфекционная ванна, весовая и хозяйственная зоны, переносные сетчатые ограждения; электроснабжение; не организовано освещение, круглосуточная охрана объекта, не ведется учёт поступающих отходов; не разработаны регламент, режим работы, не имеется инструкции по приёму отходов; не произведена топографическая съёмка; не определена степень уплотняемости твёрдых бытовых отходов; не получено заключение о возможности приёма, совместного складирования производственных отходов и твёрдых бытовых отходов; не произведён радиационный контроль на полигоне ТБО; не обеспечена противопожарная безопасность объекта, отсутствует огнетушитель, песок, инструкция о порядке действий при возникновении пожара; не проведён мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия для определения содержания трихлорметана, четырёххлористого углерода, хлорбензола; состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов. цианида, ртути; мониторинг состояния и загрязнения почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, pH, цианида, ртути. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не опровергнуты ответчиками. Доказательств того, что указанные нарушения полностью либо частично устранены ответчики суду не предоставили.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, не могут гарантировать безопасность существования и использования объекта размещения отходов.

Исследовав представленные доказательства, установлено, что организация и эксплуатация санкционированной свалки, расположенной на территории Клявлинского района Самарской области в 1,5 км севернее р.ц. Клявлино у автодороги на с. Ерыкла осуществляется с нарушением названых выше требований природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, суд пришел к выводу о том, что заявленные природоохранным прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку вследствие указанных нарушений ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятную и безопасную окружающую среду.

Суд учел, что указанная свалка действует на протяжении длительного периода времени, за прошедший период в надлежащее состояние не приведена, в то время как в силу вышеуказанных нормативных правовых актов (включая СанПиН 2.1.7.1322-03) эксплуатация санкционированной свалки допускается только при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения в течение всего периода эксплуатации.

Согласно п.п. 2.2.3 и 2.2.4 договора аренды от 5.09.2014 года № 1, арендатор (МП «ПОЖКХ») обязуется без письменного разрешения арендодателя не производить перепланировку, переоборудование и неотделимые изменения объекта; содержать объект в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии, производить текущий ремонт объекта по мере необходимости за счёт собственных средств, за исключением обстоятельств, связанных с аварией, затоплением и не зависящих от арендатора.

Суд считает, что на ответчика МП «ПОЖКХ» муниципального района Клявлинский Самарской области следует возложить обязанности, не связанные с переустройством и оборудовании свалки, а именно следует организовать круглосуточную охрану объекта, вести учёт поступающих отходов; разработать регламент, режим работы, инструкцию по приёму отходов; произвести топографическую съёмку; определить степень уплотняемости твёрдых бытовых отходов; получить заключение о возможности приёма, совместного складирования производственных отходов и твёрдых бытовых отходов; производить радиационный контроль, обеспечить противопожарную безопасность объекта ( приобрести огнетушитель, песок) разработать инструкцию о порядке действий при возникновении пожара; провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия для определения содержания трихлорметана, четырёххлористого углерода, хлорбензола; состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов, цианида, ртути; мониторинг состояния и загрязнения почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, pH, цианида, ртути.

Вместе с тем согласно п. 14 ч. 1 ст. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, суд считает, что ответчика –Администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области следует обязать построить асфальтированную подъездную дорогу к свалке, ограждение, в т.ч. шлагбаум и ворота, дезинфекционную ванну, весовую и хозяйственную зоны, переносные сетчатые ограждения; провести электроснабжение; организовать освещение.

Срок исполнения возложенных на ответчиков обязанностей - установить в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, поскольку в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ, данный срок является обоснованным с учетом характера и объема подлежащих выполнению работ и необходимости вложения значительных финансовых средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального района Клявлинский Самарской области в течение одного года с момента вступления решения в законную силу асфальтировать подъездную дорогу, ведущую к свалке ТБО и ПО, расположенной на территории Клявлинского района Самарской области в 1,5 км. севернее р.ц. Клявлино у автодороги на с. Ерыкла, построить ограждение, в т.ч. шлагбаум и ворота, дезинфекционную ванну, весовую и хозяйственную зоны, переносные сетчатые ограждения; провести электроснабжение, организовать освещение.

Обязать Муниципальное предприятие «Производственное объединение ЖКХ» (МП «ПОЖКХ») Клявлинского района Самарской области в течение одного года с момента вступления решения в законную силу организовать на свалке ТБО и ПО, расположенной на территории Клявлинского района Самарской области в 1,5 км севернее р.ц. Клявлино у автодороги на с. Ерыкла круглосуточную охрану объекта, вести учёт поступающих отходов; разработать регламент, режим работы, инструкцию по приёму отходов; произвести топографическую съёмку; определить степень уплотняемости твёрдых бытовых отходов; получить заключение о возможности приёма, совместного складирования производственных отходов и твёрдых бытовых отходов; производить радиационный контроль, обеспечить противопожарную безопасность объекта (приобрести огнетушитель, песок), разработать инструкцию о порядке действий при возникновении пожара; провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия для определения содержания трихлорметана, четырёххлористого углерода, хлорбензола; состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов, цианида, ртути; мониторинг состояния и загрязнения почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, pH, цианида, ртути.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение 30 суток с момента вынесения решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение будет изготовлено 10.10.2015 года.

Судья (подпись)

2-299/2015 ~ М-281/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мавлютов Е.Р.
Ответчики
МП ПОЖКХ Клявлинского района
Администрация муниципального района Клявлинский Самарской области
Другие
сельское поселение Клявлино
Суд
Клявлинский районный суд Самарской области
Судья
Бакунова В.В.
Дело на странице суда
klivliansky--sam.sudrf.ru
17.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2015Передача материалов судье
22.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.08.2015Предварительное судебное заседание
05.10.2015Судебное заседание
10.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2015Дело оформлено
18.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее