Дело № 5-46/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Лахденпохья Республика Карелия 31 мая 2017 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья ул. Октябрьская,12) Сущевская Елена Анатольевна,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа», юридический адрес: <адрес>, ИНН 1012009480, ОГРН №,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в ходе проверки МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» с целью контроля лицензиатом лицензионных требований и условий выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных подпунктами «г, д, ж, з» пункта 6 и подпункта «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, а именно:
- п.п. «г» п.6 названного Положения, п.9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008, п.9 ст.2, ст.75 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и учебного плана дополнительной образовательной программы научно-технической направленности: разработана программа дисциплины «Автодело» со сроком реализации 2 года по 70 часов/год, при этом разработано тематическое планирование: 1 год – 70 часов, на 2 год -36 часов, итого по учебно-тематическому плану – 105 часов, вместо программы со сроком реализации 1 год 35 часов; содержание рабочей программы дополнительной образовательной программы научно-технической направленности дисциплины «Автодело» фактически разработано в соответствии с примерными программами профессионального обучения транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.12.2013 №1408;
- п.п. «ж» п.6 названного Положения: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по программе «Автодело» по адресу: <адрес> <адрес> (здание мастерских);
- п.п. «з» п.6 названного Положения: не подтверждено наличие у Учреждения безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (отсутствует заключение о соответствии помещений требованиям пожарной безопасности) по программе «Автодело» по адресу: <адрес> <адрес> (здание мастерских);
- п.п. «д» п.7 названного Положения: отсутствуют согласованная с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программа подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваем и троллейбусов, а также заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;
- п.п. «д» п.6 названного Положения, ст.ст.47, 48 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373: не обеспечено получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности раз в три года следующими педагогическими работниками: ФИО2, ФИО19, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО55, ФИО15;
- ст.331 Трудового кодекса РФ, к педагогической деятельности допущены педагогические работники без подтверждения сведений о наличии (отсутствии) судимостей (отсутствуют справки об отсутствии судимостей) у следующих педагогических работников: ФИО16, ФИО2, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20,, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО15, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61
- не представлены документы, подтверждающие уровень образования ФИО58
В судебном заседании директор МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» ФИО62 вину признала. При этом просила учесть, что по указанному адресу: <адрес> (здание мастерских), образовательная деятельность по программе «Автодело» не осуществляется. Помещение, которое используется для осуществления образовательной деятельности по программе «Автодело», расположено по адресу: <адрес>, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии для осуществления образовательной деятельности по программе «Автодело», а также заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности. Кроме этого указала, что в настоящее время всеми педагогическими работниками запрошены сведения о судимостях через МФЦ в Лахденпохском районе, в ближайшее время будет обеспечено получение дополнительного профессионального образования у всех педагогических работников, указанных в протоколе об административном правонарушении, за исключением ФИО9, ФИО14, ФИО10 в связи с их увольнением. Учитель технологии ФИО58 прибыл в Лахденпохья из Грозного. В Грозном сгорели все его документы, подтверждающие уровень образования, в настоящее время направлен запрос в ФИО65, ответ до настоящего времени не получен.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ведущий специалист отдела лицензирования Министерства образования Республики Карелия ФИО63 и представитель Министерства образования Республики Карелия при надлежащем извещении в судебное заседание не явились.
Заслушав позицию представителя юридического лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п.7 ст.3 данного Федерального закона, лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу п.7 ч.1 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Статьей 331 Трудового кодекса РФ установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.
В соответствии с указанным Федеральным законом, порядок лицензирования и исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Согласно п.6 названного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
ж) наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
Подпунктом «д» пункта 7 указанного Положения установлено, что при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в настоящем пункте, предъявляются лицензионные требования, установленные в подпунктах "а" - "к" пункта 6 настоящего Положения, а также следующие требования соответствие требованиям статьи 15.2 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций.
Приказами Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 06.10.2009 №373 – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в соответствии с которыми педагогически работники обязаны получать дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности раз в три года.
Суду представлены следующие доказательства, подтверждающие факт совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения:
- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛК;
- копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-К о назначении ФИО62 на должность директора МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»;
- копия лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением;
- копия приказа Министерства образования Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении плановой выездной проверки МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»;
- копии информаций МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» о реализуемых образовательных программах, местах осуществления образовательной деятельности;
- копия учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы научно-технической направленности на 2016-2017 учебный год;
- копия рабочей программы дополнительного образования научно-технической направленности «Автодело»;
- копии классных журналов;
- копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, площадью 5036 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- копия акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛК;
- копия уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.
Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о доказанности вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
При этом суд учитывает, что оснований не доверять пояснениям представителя о том, что образовательная деятельность по программе «Автодело» осуществляется по адресу: <адрес>, не имеется. Доказательств осуществления образовательной деятельности по программе «Автодело» по адресу <адрес> литер 2 (здание мастерских), суде не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения в остальной части свидетельствует о том, что обстоятельства объективной невозможности соблюдения именно МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» вышеуказанных законоположений, предъявляемых к организации образовательного процесса или какие-либо другие обстоятельства, исключающие вину юридического лица, материалами дела не подтверждаются.
При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих и наличие смягчающего обстоятельства – признание представителем вины.
Учитывая фактические обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и наличие смягчающего, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, фактическое устранение выявленных нарушений, имущественное и финансовое положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позицию представителя, а также, принимая во внимание, что МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» является учреждением, осуществляющим деятельность по обеспечению получением населения начального и основного общего образования, полагаю возможным назначить МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Между тем в силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ не включена в перечень статей КоАП РФ, за которые административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Таким образом, учитывая, что МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось, впервые совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, прихожу к выводу о возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Назначить Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья Е.А. Сущевская