Дело № 2-310/2012
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кармаскалы 31 мая 2012 года
Судья Кармаскалинского районного суда Хисамова Р.И., с участием заместителя прокурора Кармаскалинского района Абакачева А.Б., при секретаре Макаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галлямова А.Р. к Министерству внутренних дел РБ, Министерству Финансов РФ, Управлению федерального казначейства РФ по РБ о взыскании морального вреда за причинение ему телесных повреждений сотрудниками Кармаскалинского РОВД в сумме <данные изъяты> рублей,
установила:
Галлямов А.Р. обратился с указанным заявлением в суд по следующим основаниям: В ФБУ ИЗ 3/2 г. Белорецка были зафиксированы у него телесные повреждения, которые были получены им в Кармаскалинском РОВД в результате незаконных неправомерных действия сотрудников РОВД Ибади Т.А., Дмитриева С.Н., Горшенина Д. Н., Буйлова О.А. Указанные лица избили его, причинив ему телесные повреждения различной степени тяжести, чем причинили ему физические и нравственные страдания. В связи с изложенным истец просит взыскать в его пользу с ответчиков в возмещение морального вреда 2 млн. рублей.
На судебное заседание Галлямов А.Р. не доставлен, поскольку находится в местах лишения свободы. Суду представлен акт от 25 мая 2012 года, подписанный инспектором отдела спецучета ФКУ СИЗО-1 И.В. Соломенниковой, инспектором отдела спецучета ФКУ СИЗО-1 Р.Р.Тимиргазиной, начальником отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 М.А.Васильевой, из которого следует, что Галлямов А.Р. с копией постановления Кармаскалинского районного суда от 23 мая 2012 года о назначении судебного заседания для рассмотрения его исковых требований ознакомлен, от подписи отказался. С учетом мнения всех участников процесса суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца Галлямова А.Р.
Представитель МВД России по РБ по доверенности Шайхатова Г.Ю. исковые требования не признал, в отзыве на исковое заявление указал следующее:
МВД по Республике Башкортостан исковые требования не признает по следующим основаниям.
В соответствий с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации, или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Обязательство по возмещению морального вреда за счет Казны возникает только при наличии одновременно следующих условий, наличие которых должно быть доказано истцом: претерпевание вреда, неправомерность действия причинителя вреда, причинная связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
В силу действия ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российское Федерации (далее - ГПК РФ) сторона обязана доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, т.е. истцу необходимо доказать факт нарушения своих прав.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 21 УПК РФ, в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, поскольку наличие формальных признаков уже является основанием для возбуждения уголовного дела и производства в полном объеме всех следственных действий.
Следовательно, все процессуальные действия в отношении истца были совершены в рамках УПК РФ.
На основании изложенного, представитель МВД РБ просит отказать Галлямову
А.Р. в удовлетворении заявленных требований о возмещении морального вреда, в связи с необоснованностью.
Представитель Минфина РФ в лице Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан исковые требования не признал, указав в отзыве следующее: Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан привлечено в качестве соответчика к участию в гражданском деле по исковому заявлению Галлямова Альфира Ринатовича о компенсации морального вреда в результате незаконных действий сотрудников ИВС Отдела МВД России по Кармаскалинскому району, и в этой связи сообщает следующее.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом пункт 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, обязанность по участию в деле в качестве ответчика возлагается на главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
На основании пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 (далее - Положение) МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с подпунктом 63 пункта 12 Положения Министерство Внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
При этом пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Российская Федерация, от имени которой в качестве представителя ответчика в суде должно выступать Министерство внутренних дел Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности по отношению к Отделу МВД России по Кармаскалинскому району.
Кроме того, как следует из искового заявления Галлямова А.Р., сумму компенсации морального вреда истец просит взыскать непосредственно с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, а не с Министерства финансов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что обязательство по возмещению вреда в рамках статьи 1069 ГК РФ возникает только при наличии одновременно следующих условий:
претерпевания вреда;
неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда;
-причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и вредом;
вины причинителя вреда.
Поскольку для доказывания названных условий возникновения обязательства из деликта действующим законодательством не установлены какие-либо особые правила, то в силу действия статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Так, истец должен представить суду доказательства того, что телесные повреждения, указанные в медицинской справке ФБУ ИЗ-3/2 ГУФСИН России по Республике Башкортостан, получены им во время нахождения в ИВС Отдела МВД России по Кармаскалинскому району и данные телесные повреждения нанесены сотрудниками ИВС Отдела МВД России по Кармаскалинскому району.
Из представленных истцом письменных доказательств не представляется возможным определить, когда и при каких обстоятельствах получены телесные повреждения, чем причинены данные телесные повреждения, а также степень тяжести телесных повреждений.
Согласно п. 123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
В связи с этим, необходимо проверить факты обращения истца за медицинской помощью во время его нахождения в ИВС Отдела МВД России по Кармаскалинскому району, а также фиксацию таких обращений в названных журналах.
При рассмотрении требований истца о компенсации морального вреда Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан просит суд принять во внимание указания, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в частности:
- дать надлежащую оценку физическим и нравственным страданиям, о претерпевании которых утверждает истец, оценить их характер, степень, глубину;
учесть индивидуальные особенности истца, которые могут быть подтверждены свидетельскими показаниями и характеристиками, представленными истцом;
другие конкретные обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных истцом физических и нравственных страданий.
Кроме того, согласно исковому заявлению, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление) привлечено в качестве ответчика по данному делу.
Между тем, в исковом заявлении не указаны правовые основы привлечения Управления в качестве ответчика, в чем заключается нарушение прав истца со стороны Управления.
В соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 № 33 н, Управление является юридическим лицом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета распределителем и получателем средств федерального бюджета и как юридическое лицо на основании статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации Управление отвечает только по своим обязательствам.
В соответствии с совместным приказом Минфина России и Федерального казначейства от 28.08.2006 № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» на Управления Федерального казначейства по субъектам РФ возложены лишь организация и ведение в судах работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации, на основании надлежаще оформленной доверенности.
Таким образом, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, руководствуясь статьей 41 ГПК РФ, просит уважаемый суд:
- исключить ненадлежащих ответчиков - Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан и Министерство финансов Российской Федерации из числа ответчиков, привлеченных к участию в деле;
принять во внимание недоказанность и необоснованность утверждений, положенных истцом в основу искового заявления, и отказать истцу в удовлетворении предъявленных исковых требований в полном объеме;
В ходе судебного разбирательства представители МВД России по РБ и Министерства финансов РБ свои требования поддержали и просили удовлетворить по тем же основаниям.
Представитель Управления Федерального казначейства по РБ исковые требования считала не обоснованными и просила в иске отказать, учитывая, что телесные повреждения Галлямовым А.Р. были получены в результате правомерных действий сотрудников РОВД, о чем имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц, в котором действия сотрудников РОВД в отношении Галлямова были признаны правомерными.
Выслушав участников процесса, а также заместителя прокурора Кармаскалинского район, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, суд с учетом представленных суду в совокупности доказательств, считает необходимым в исковых требованиях Галлямова А.Р. отказать по следующим основаниям:
В соответствии со ст.1069 ГК РФ, 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.Пункт 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Поэтому суд считает, что МВД РБ является по делу ненадлежащим ответчиком.
Кроме того, суд считает необходимым отказать в исковых требованиях Галлямова А.Р. и по существу заявленных требований с указанных ответчиков по делу, поскольку суд признает его требования не обоснованными.
Суду представлены доказательства о получении Галлямовым А.Р. телесных повреждений 8 декабря 2010 года. Из заключения СМЭ следует, что у Галлямова А.Р. обнаружены телесные повреждения в виде ушиба мягких тканей шейной области, грудной клетки, правой верхней конечности, ушибленной раны на нижней трети правой голени, ушиба левой нижней конечности. Указанные повреждения как вред здоровью не расцениваются. Суд изучил также и подлинник Журнала регистрации амбулаторных больных приемного покоя МУЗ Кармаскалинская ЦРБ, начатый 19 ноября 2010 года и оконченных 2 января 2011 года, из которого следует, что 9 декабря 2010 года обращался Галлямов А.Р. с записями о том, что со слов Галлямова А.Р., он был избит сотрудниками полиции. Суду также представлена медицинская справка от 18 марта 2011 года, из которой следует, что у Галлямова А.Р. при поступлении в СИЗО выявлены указанные телесные повреждения.
Одновременно суду представлено постановление от 14 марта 2011 года об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников Кармаскалинского РОВД в связи с отсутствием состава преступления. В указанном постановлении указано, что Галлямов А.Р. получил телесные повреждения 8 декабря 2010 года при применении физической силы сотрудниками РОВД в результате нарушения Галлямовым А.Р. и другими задержанными режима содержания под стражей, которые стали выламывать дверь, разбрасывать вещи в камере, повредили камеру видеонаблюдения. В ходе осмотра места происшествия в сумке арестованного Галлямова А.Р. обнаружен сверток с наркотическим веществом. Галлямов А.Р. дал показания, из которых следует, что наркотические средства им были найдены в куртке одного из административно задержанных летом 2011 года. Он также пояснил, что оговорил сотрудников РОВД, из которых следовало, что наркотическое вещество ему продал сотрудник РОВД Дмитриев.
В ходе судебного разбирательства сотрудник РОВД Горшенин пояснил, что Галлямов А.Р., действительно, получил телесные повреждения 8 декабря 2010 года при обстоятельствах применения к нему специальных технических средств во время нарушения им и другими задержанными порядка содержания в ИВС. Другие сотрудники РОВД Ибади, Дмитриев, Буйлов о дне рассмотрения дела были извещены, на судебное заседание не явились. С учетом мнения всех участников процесса суд считал возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что телесные повреждения у Галлямова А.Р. были получены им 8 декабря 2010 года не в результате виновных противоправных действий сотрудников РОВД, а в результате противоправных действий самого Галлямова А.Р., нарушавшего режим содержания в ИВС следственно-арестованных лиц.
Поскольку причинно-следственная связь между противоправными действиями сотрудников Кармаскалинского РОВД и получение телесных повреждений судом не установлена, суд считает необходимым в исковых требованиях Галлямова А.Р. отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В исковых требованиях Галлямова А.Р. к Министерству внутренних дел РБ, Министерству Финансов РФ, Управлению федерального казначейства РФ по РБ о взыскании морального вреда за причинение ему телесных повреждений сотрудниками Кармаскалинского РОВД в сумме <данные изъяты> рублей отказать.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд РБ в тридцатидневный срок с момента получения копии решения суда в окончательной форме.
Судья Р.И.Хисамова