Дело № 2-1294/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
при секретаре Назарян А.В.,
с участием истца Башмакова Л.П., его представителя по доверенности Денисова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башмакова ФИО17 к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Васильевой ФИО18, Девяткиной ФИО19, Горячеву ФИО20 о признании действий (бездействий) по предоставлению земельного участка, постановлений о предоставлении земельного участка в аренду и собственность незаконными, признании недействительными договора аренды земельного участка и его купли-продажи, применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Башмаков Л.П. обратился в суд с иском к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Васильевой ФИО21, Горячеву ФИО22, Девяткиной ФИО23 об оспаривании действий (бездействий) при предоставлении земельного участка, указывая, что администрация Шатурского муниципального района Московской области в нарушение действующего законодательства без информирования жителей д. Великодворье о предстоящей застройке новых территорий, при отсутствии документов по планировке застраиваемой территории, предоставила под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве д<адрес> том числе ответчикам, чем были нарушены его законные права на природопользование, сохранение благоприятной окружающей среды, на участие в решении вопросов застройки и развитии деревни. Лесной массив, на котором были выделены земельные участки, все годы существования деревни использовался жителями в целях традиционного природопользования - для отдыха, сбора грибов и ягод, заготовки кормов и выпаса скота, является частью зеленого фонда поселения, как территория в границах населенного пункта, занятая лесными насаждениями. ДД.ММ.ГГГГ администрация Шатурского муниципального района на основании постановления № предоставила в аренду Девяткиной Р.А. земельный участок площадью №.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> под индивидуальное жилищное строительство. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора об уступке прав по договору аренды Девяткина Р.А. передала Горячеву ФИО24 право аренды на указанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № администрация Шатурского муниципального района предоставила в аренду Васильевой Н.А. земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство, а затем в собственность. Администрация Шатурского муниципального района, предоставив земельные участки в аренду, а затем в собственность Васильевой Н.А. в нарушении земельного, градостроительного законодательства прекратила его право и право жителей на природопользование в границах спорных земельных участков. Считает, что предоставление администрацией Шатурского муниципального района спорных земельных участка без подготовки и утверждения градостроительных документов (проекта планировки, проекта межевания территории деревни и правил землепользования) были нарушены его права на участие в решении вопросов развития деревни в силу ст. 2 п. 5 Градостроительного кодекса РФ и права на землю в силу ст. 1 ч. 1 п. 4 Земельного кодекса РФ, поскольку его право как жителя деревни и других жителей реализуется через публичные слушания по проектам этих документов с разрешением вопросов застройки территории населенного пункта и использования земли. В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ, ст. ст. 28, 31, 32, 46 Градостроительного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению информирования населения о предстоящей застройке населенного пункта, опубликованию решения о подготовке градостроительных проектов, организации публичных слушаний по проектам градостроительных документов и их публикации после утверждения. Спорные земельные участки были предоставлены администрацией ответчикам Девяткиной Р.А., Васильевой Н.А., под индивидуальное жилищное строительство, как и другие 36 участков, без предварительного информирования населения деревни о застройке территории деревни и в нарушение ст. 36 п. 2 Конституции РФ, без учета законных интересов населения. Считает, что заключенные между ответчиками Девяткиной Р.А., Васильевой Н.А. и администрацией Шатурского муниципального района договор аренды, договор уступки прав по договору аренды, договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами № недействительными в силу их ничтожности, поскольку земельные участки были образованы без решения органа местного самоуправления, правовой режим установлен в отсутствии проекта планировки территории, границы установлены в отсутствии проекта межевания территории, без надлежащего информирования населения о намерении предоставить земельные участки в аренду для строительства.
Просит суд с учетом уточненных исковых требований признать незаконными действия (бездействия) администрации Шатурского муниципального района Московской области, связанные с нарушением действующего законодательства при предоставлении земельного участка Васильевой Н.А. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; Девяткиной Р.А. земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, <адрес>; признать незаконными постановления администрации Шатурского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № и № Васильевой Н.А. и Девяткиной Р.А. соответственно, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность Васильевой Н.А.; признать недействительными договора аренды № «А» от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ г., договор купли-продажи № «К-П» от ДД.ММ.ГГГГ, договор уступки прав требования по договору аренды Горячеву Е.В. земельных участков с кадастровыми номерами № заключенные между Васильевой Н.А, Девяткиной Р.А.и администрацией Шатурского муниципального района соответственно, а также Девяткиной Р.А. и Горячевым Е.В.; применить последствия недействительности сделки, снять земельные участки с кадастрового учета.
Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.
В судебном заседании истец Башмаков Л.П. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду, что он истребует судебную защиту нарушенного права на природопользование, благоприятную окружающую среду, охрану земли и участия в решении вопросов развития деревни, связи с неправомерным предоставлением земельных участков ответчикам Васильевой Н.А, Девяткиной Р.А., а затем по договору уступки прав требования Горячеву Е.В. Ответчики не допустят, чтобы он осуществлял свое право на природопользование на этих земельных участках, право последних установлено, а его права прекращены. Считает, что для восстановления его права на природопользование, необходимо признать незаконными постановления администрации Шатурского муниципального района о предоставлении ответчикам Васильевой Н.А., Девяткиной Р.А. спорных земельных участков в аренду, а затем Васильевой Н.А. в собственность, признать недействительными заключенные договора аренды, договор уступки прав требования и куплю-продажу земельных участков, снять их с кадастрового учета. Тогда автоматически его нарушенное право восстановиться, то есть земля возвратиться в земли общего пользования, восстановится право природопользование жителей деревни, в том числе и его. Земли деревни Великодворье не относятся к землям лесного фонда, нет таких земель, которые бы одновременно совмещали функцию земель населенных пунктов и земель лесного фонда. Это может быть результатом какой-то ошибки. Что такое лес определяет лесной кодекс, в нем дано понятие - это природный ресурс и экологическая система, которая не связана ни с каким устройством и не является объектом оборота. Защищая свои права на пользование лесом, он имеет ввиду экологическую систему и природный ресурс. В ответе главы администрации сельского поселения Пышлицы Макарова указано, что жители деревни Великодворье спорные земельные участки, наряду с другими 36-тью используют по своей инициативе, по другому не может быть, поскольку законом предусмотрено природопользование граждан по их инициативе. Ст.42 Конституции РФ защищает его права на природопользование и благоприятную окружающую среду. Его права нарушены действиями (бездействиями) ответчика администрации Шатурского муниципального района, выразившиеся в предоставление земельного участка ответчикам Васильевой Н.А., Девяткиной Р.А., уступившей свои права аренды Горячеву Е.В. в нарушение земельного, градостроительного законодательства и Конституции РФ. Пунктом 2 ст.36 Конституции РФ предусматривает, что собственник земли распоряжается ей свободно, если это не наносит ущерб природным ресурсам и не нарушает законные интересы других лиц. Речь идет о двух обстоятельствах: первое нанесен ли ущерб природным ресурсам. Данное обстоятельство должна доказать администрация, как собственник земли, но администрации не доказывает этого. И второе, нарушаются ли законные интересы иных лиц. Нарушаются законные интересы иных лиц, жителей д. Великодворье, администрация не проводит процедуры там, где он имеет права в соответствии со своими законными интересами внести изменения в вопросах градостроительства деревни и в вопросах использования земли, что установлено законом. Конституцией РФ. Считает, что нарушены его права на участие в строительной деятельности по развитию деревни, право на вопросы, связанные с сохранением и использованием земли, право на природопользования, право на сохранение окружающей природной среды.
Ответчики Васильева Н.А., Девяткина Р.А., Горячев Е.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от них в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель ответчиков Васильевой Н.А., Горячева Е.В. - адвокат Баринова Е.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Шатурского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте, дате, времени судебного заседания. Администрацией подано в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По утверждению истца Башмакова Л.П., оспариваемыми им постановлениями о предоставлении земельного участка в аренду Васильевой Н.А. Девяткиной Р.А., а затем в собственность Васильевой Н.А. и уступкой прав аренды Горячеву Е.В., заключение договоров аренды, а затем договора купли-продажи между Васильевой Н.А. и администрацией Шатурского муниципального района нарушены его права на природопользование, благоприятную окружающую среду и на участие в решении вопросов развития деревни в силу ст. 2 п. 5 Градостроительного кодекса РФ и права на землю в силу ст. 1 ч. 1 п. 4 Земельного кодекса РФ. На спорных земельных участках наряду с другими 36-тью расположен лесной массив и как природный объект, в соответствии с ч. 1 ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды» является частью зеленого фонда поселения, как территория в границах населенного пункта, занятая лесными насаждениями. Строительство на данном земельном участке нанесет ущерб природному объекту.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Исходя из положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 ГрК РФ).
Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).
Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
При рассмотрении дела судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный в собственность Васильевой Н.А. и земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный в аренду Девяткиной Р.А., а затем по договору уступки прав требований Горячеву Е.В., прошли процедуру государственного кадастрового учета, по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевых планах и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, в отношении такого участка установлена его точная площадь (№ категория земель, на которых они расположены (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования (для строительства индивидуального жилого дома) и координаты точек, определяющих границы участка, при этом категория земель и вид разрешенного использования определены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, без каких-либо особых отметок о том, что какая-либо часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы спорного земельного участка накладываются на границы иных земельных или лесных участков.
Результаты межевания и межевые планы земельных участков с кадастровыми номерами № сведения из которых внесены в раздел государственного кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке, никем не оспорены и являются действительными.
Таким образом, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства Васильевой Н.А. и Девяткиной Р.А. в указанной зоне соответствует основным разрешенным видам использования.
Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда. Однако материалы дела не содержат сведений, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав лесов сельского поселения Пышлицы, д. Великодворье.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что его право на природопользование и благоприятную окружающую среду нарушено, поскольку на спорных земельных участках располагается лесной массив, являющийся зеленым фондом поселения, суд считает несостоятельным.
Требования истца о признании постановлений о предоставлении спорных земельных участков в аренду Васильевой Н.А, Девяткиной Р.А. с уступкой прав аренды Горячеву Е.В., а затем Васильевой Н.А. в собственность незаконными, признании недействительными в силу ничтожности договоров аренды, договора уступки прав требования и купли-продажи, заключенные между Васильевой Н.А., Девятикиной Р.А. Горячевым Е.В. и администрацией Шатурского муниципального района не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, прекращения, перехода прав собственности (вещного права) на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом из пояснений сторон, материалов дела, установлено, что Васильева Н.А. обратилась в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию дано заключение об отсутствии возражений в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № (т.№ л.д. 41).
В газете «Ленинская Шатура» от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Шатурского муниципального района опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить в аренду три земельных участка, площадью № кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, с указанием срока для предоставления заявок по факту предоставления указанных участков - по ДД.ММ.ГГГГ (т.№ л.д. 62).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрацией Шатурского муниципального района была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> (т.№ л.д.39).
ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.А. обратилась в ООО «Гео-Сервис»» для проведения кадастровых работ и составление межевого плана в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (т. № л.д. 27). Кадастровые работы были проведены, составлен межевой план, который прошел юридическую экспертизу и филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с установлением границ в системе координат МСК-50, присвоен кадастровый номер № (т.№ л.д. 52-53).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации Шатурского муниципального района Васильевой Н.А. земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> был предоставлен в аренду (т.№ л.д.69).
ДД.ММ.ГГГГ между Васильевой Н.А. и администрацией Шатурского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка № «А» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (т.№2л.д. 64-65).
ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с учетом публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ г., мнения комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию, в соответствии со ст. 37,39,40 Градостроительного кодекса РФ, был изменен с «для индивидуального жилищного строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства» на основании постановления администрации Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (т.№ л.д. 153-154).
Дополнительным соглашением к договору аренды № «А» от ДД.ММ.ГГГГ г. в п.п. 1.1 внесены изменения в части разрешенного использования, установлен вид - «для ведения личного подсобного хозяйства» (т.№ л.д.167).
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № администрация Шатурского муниципального района предоставила ФИО3 земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, как собственнику объекта недвижимости (т.№ л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГ между Васильевой Н.А. и администрацией Шатурского муниципального района был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № № «К-П», ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права (т.№ л.д.50-51).
Судом из материалов дела, установлено, что Девяткина Р.А. обратилась в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию дано заключение об отсутствии возражений в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № (т. № л.д. 41).
В газете «Ленинская Шатура» от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Шатурского муниципального района опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить в аренду земельный участок, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для индивидуального жилищного строительства, с указанием срока для предоставления заявок по факту предоставления указанных участков - по ДД.ММ.ГГГГ (т,№ л.д. 88).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрацией Шатурского муниципального района была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> (т.№ л.д.42-44).
ДД.ММ.ГГГГ Девяткина Р.А. обратилась к ИП Литвинчук П.В. для проведения кадастровых работ и составление межевого плана в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (т.№ л.д.30). Кадастровые работы были проведены, составлен межевой план, который прошел юридическую экспертизу и филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с установлением границ в системе координат МСК-50, присвоен кадастровый номер № (т.№ л.д. 58-59).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации Шатурского муниципального района Девяткиной Р.А. земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> был предоставлен в аренду (т.№ л.д.60).
ДД.ММ.ГГГГ между Девяткиной Р.А. и администрацией Шатурского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка № «А» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.№ л.д. 56-57).
ДД.ММ.ГГГГ между Девяткиной Р.А. и Горячевым Е.В. был заключен договор уступки прав требования по договору аренды земельного участка, согласно которому Девяткина Р.А. право аренды земельного участка площадью № кв.м. с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, находящихся в ведении администрации Шатурского муниципального района, предоставленного для индивидуального жилищного строительства уступила Горячеву Е.В. (т.№ л.д. 50).
Согласно сообщению главы сельского поселения Пышлицкое незастроенные земли д. Великодворье в пределах границ этого населенного пункта в период с ДД.ММ.ГГГГ г. использовались жителями как земли общего пользования для отдыха в лесу, у реки, сбора дикорастущих растений, ягод и грибов, заготовки кормов для домашних животных. Территория использовалась жителями по своей инициативе. В сельском поселении Пышлицкое Правила землепользования и застройки, проект планировки территории, проект межевания территории не принимались (т.№ 98-99).
Из сообщения администрации Шатурского муниципального района усматривается, что документы по проведению межевания, зонирования и планировки территории Шатурского муниципального района (д. Великодворье) не утверждались (т. № л.д. 84).
Решение об образовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № администрацией Шатурского муниципального района не принималось (т№2, л.д. 176).
Шатурской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства по обращению Башмакова Л.П.. По результатам проверки установлено, что указанные земли являются землями населенных пунктов и не относятся к землям лесного фонда (т.№ л.д. 182-183).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ (действовавшего в период предоставления земельного участка) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 11 и 29 Земельного кодекса РФ решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относится к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.09.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 2006 года.
Таким образом, с 01 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками переданы администрации муниципального района.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Положениями статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ (действовавшего в спорный период) и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при наличии двух условий: оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение требований заявителя.
Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что оспариваемые заявителем постановления приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления, представленных федеральным законодательством. Содержание оспариваемых постановлений соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения, и не ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы истца. Какие-либо нарушения прав истца, обусловленные изданием постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № ответчику Васильевой Н.А. и №№ ответчику Девяткиной Р.А. отсутствуют.
Поскольку не имеется оснований для признания недействительными постановлений муниципального органа о предоставлении спорных земельных участков ответчикам Васильевой Н.А. и Девяткиной Р.А. в аренду и в собственность Васильевой Н.А., при том, что истец Башмаков Л.П. стороной по договору аренды и договору купли-продажи не являлся, на земельный участок не претендовал и не претендует, не подлежат удовлетворению и производные от него исковые требования о признании недействительными договора аренды, договор уступки прав требований Девяткиной Р.А. Горячеву Е.В., договор купли-продажи земельного участка Васильевой Н.А. и применении последствий недействительности сделки.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что порядок предоставления земельного участка ответчикам Васильевой Н.А. и Девяткиной Р.А. в данном случае не был нарушен и осуществлен в строгом соответствии с нормами закона, действовавшими на момент возникновения правоотношений сторон сделки.
Не подлежат удовлетворению требования истца о признании недействительным договор об уступки прав по договору аренды земельного участка с кадастровым номером № заключенного между Девяткиной Р.А. и Горячевым Е.В. требования купли-продажи земельного участка, так как истец стороной по сделке не являлся и суду не представлены доказательства нарушения его прав данной сделкой.
Доводы истца о том, что незаконными действиями (бездействиями) ответчика администрации Шатурского муниципального района были нарушены его права на участие в решении вопросов развития деревни, поскольку предоставление 38 -ми земельных участков, в том числе ответчикам Васильевой Н.А. и Девяткиной Р.А., произведено без подготовки и утверждения градостроительных документов, суд считает несостоятельными, поскольку не усматривает в данном случае оснований для признания прав истца нарушенными, тогда как в соответствии со ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное право. В силу п. 10 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства, и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Статьей 30 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК Российской Федерации в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Также ст. 30.1. ЗК Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1).
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанная выше публикация в газете «Ленинская Шатура» содержит сведения о том, где гражданам можно получить дополнительную информацию в отношении земельных участков.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (абз. 2, 4 п. 1 ст. 34 ЗК РФ в редакции, действующей в период спорных отношений).
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации и, как следствие, не выявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Как следует из объяснений истца Башмакова Л.П. в судебном заседании, он не имел и не имеет намерений приобретать спорные земельные участки в аренду, каких-либо действий по направлению возражений относительно предоставления земельного участка после информирования администрацией совершать не желал.
В качестве одного из доказательств наличия нарушенного права истцом представлено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено решение Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Александрова Н.Е., Андращука Я.М., Башмакова Л.П. к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Горячеву Л.А. об оспаривании действий (бездействия) администрации Шатурского муниципального района Московской области, признании недействительными договора аренды и купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета, исковые требования истцов удовлетворены.
В силу положений п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрение другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчики Васильева Н.А., Девяткина Р.А., Горячев Е.В. не принимали участие при рассмотрение спора, спор заявлен об ином земельном участке, следовательно, указанное решение не имеет преюдициального значения для данного дела.
В отсутствие намерений истца в приобретении спорного земельного участка, доказательств нарушения его прав, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
С учетом установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств суд считает, что земельные участки с кадастровыми номерами № были сформированы и поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, положений о государственном кадастре недвижимости, следовательно, требования истца о снятии их с кадастрового учета по указанным им основаниям не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Башмакова ФИО25 к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Васильевой ФИО26, Горячеву ФИО27, Девяткиной ФИО28 о признании действий (бездействий) по предоставлению земельного участка, постановлений о предоставлении земельного участка в аренду и собственность незаконными, признании недействительными договора аренды земельного участка и его купли-продажи, применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий З.Г. Богаткова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий З.Г. Богаткова