Решение
Именем Российской Федерации
11 августа 2015 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В., при секретаре Бреенковой М.Н.,
с участием:
представителя истцов Прозорова А.Н., Прозоровой Г.В., Прозоровой М.А., Прозорова В.А. – Скороходова П.А., действующего на основании доверенностей,
представителя ответчиков ФГКУ «Центррегионжилье», 1-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ - Некуш К.Б., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прозорова ан, Прозоровой гв, Прозоровой ма, Прозорова ва к ФГКУ «Центррегионжилье», 1-ому отделу ФГКУ «Центррегионажилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма,
Установил:
Прозоров А.Н., Прозорова Г.В., Прозорова М.А., Прозоров В.А. обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье», 1-ому отделу ФГКУ «Центррегионажилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, указав, что Прозоров А.Н. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе в воинском звании «майор» с выслугой лет 24 года в льготном исчислении и 18 лет в календарном исчислении; исключен из списка личного состава части приказом командира войсковой части 21208 № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года. В период прохождения военной службы Прозоров А.Н. и члены его семьи получили служебное жилое помещение в <адрес>, в котором проживают по настоящее время. После предоставления служебного жилого помещения в 2003 году они были сняты с учета на получение жилого помещения. При увольнении с военной службы Прозоров А.Н. в рапорте на увольнение, в листе беседы и в представлении на увольнение ходатайствовал о включении его в списки на получение жилого помещения в <адрес>. В 2014 года Прозоров А.Н. обратился в 1-ый отдел ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления отказано. Аналогичное решение принято тем же органом ДД.ММ.ГГГГ по повторному заявлению Прозорова А.Н. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как полагают истцы, Прозоров А.Н. необоснованно был снят с учета после получения служебного жилого помещения в 2003 году и должен быть восстановлен на учете нуждающихся в жилом помещении в городе Самара с ДД.ММ.ГГГГ (дата постановки на учет на получение служебного жилого помещения).
По изложенным основаниям истец просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, обязать ответчиков восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении в городе Самара с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании представитель истцов поддержал иск по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что Прозоров А.Н. на момент увольнения с военной службы был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, но при передаче дел от КЭЧ <адрес> в ФГБУ «Центррегионжилье» в 2011 году документы потерялись. В личном деле в Военном комиссариате <адрес> также отсутствуют документы о признании Прозорова А.Н. нуждающимся в жилом помещении.
Представитель ответчиков иск не признала, суду пояснила, что в период прохождения истцом Прозоровым А.Н. военной службы по контракту он и члены его семьи с ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете нуждающихся в служебном жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ получили служебное жилое помещение в закрытом военном городке в <адрес> на весь период службы, в связи с чем были сняты с учета на получение служебного жилого помещения. На момент увольнения Прозоров А.Н. не был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и не состоял на учете на получение такого жилого помещения. Вся документация по жилищным вопросам передана от КЭЧ <адрес> в ФГКУ «Центррегионжилье» в 2011 году, в том числе, в электронном виде. Документов о постановке семьи Прозорова А.Н. на учет нуждающихся в жилом помещении, не имеется.
Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Прозоров А.Н. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе в воинском звании «майор» с выслугой лет 24 года в льготном исчислении и 18 лет в календарном исчислении; исключен из списка личного состава части приказом командира войсковой части 21208 № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года.
В период прохождения военной службы Прозоров А.Н. и члены его семьи получили служебное жилое помещение в закрытом военном городке в <адрес>, в котором проживают по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются служебным ордером 004057 от ДД.ММ.ГГГГ года, сторонами не оспариваются.
После предоставления служебного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Прозоров А.Н. и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в служебном жилом помещении, что подтверждается скрнишотом из базы данных «Учет» КЭЧ ПУрВО на ДД.ММ.ГГГГ года.
При увольнении с военной службы Прозоров А.Н. в рапорте на увольнение, в листе беседы и в представлении на увольнение ходатайствовал о включении его в списки на получение жилого помещения в <адрес>.
В 2014 году Прозоров А.Н. обратился в 1-ый отдел ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления отказано. Аналогичное решение принято тем же органом ДД.ММ.ГГГГ по повторному заявлению Прозорова А.Н. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Отказывая истцу в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, ФГКУ «Центррегионжилье» ссылалось на то, что на момент увольнения истец и члены его семьи не были признаны нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке.
Решения ФГБУ «Центррегионжилье» об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истцы не обжаловали.
Требования истцов основаны на противоречивых доводах. С одной стороны, они утверждают, что учет военнослужащих, нуждающихся в служебном жилом помещении и в жилом помещении по договору социального найма является единым и после получения служебного жилого помещения Прозоров А.Н. был необоснованно снят с учета на получение жилого помещения по договору социального найма; с другой стороны истцы утверждают, что на момент увольнения с военной службы Прозоров А.Н. состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, однако, документы об этом не сохранились.
Оба довода не соответствуют действовавшему на момент увольнения законодательству и не подтверждаются представленными доказательствами.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих), действовавшим на момент увольнения ФИО8 с военной службы, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
На момент увольнения Прозорова А.Н. с военной службы действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации (далее – Инструкция), утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 448.
В соответствии с п. 25 Инструкции военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечиваются служебными жилыми помещениями, признаются нуждающимися в служебных жилых помещениях по основаниям, определенным указанным Федеральным законом.
Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из названной правовой нормы следует, что признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилом помещении и в жилом помещении по договору социального найма на момент прохождения истцом военной службы осуществлялось по разным основаниям и в разном порядке.
В силу п. 31 Инструкции в случае получения служебного жилого помещения по нормам, определяемым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Свидетель ФИО9 подтвердила, что в период прохождения истцом военной службы существовало два вида учета: учет нуждающихся в служебном жилом помещении и учет нуждающихся в постоянном жилом помещении. Для постановки на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении при увольнении необходимо было обратиться в жилищную комиссию с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Показания свидетеля подтверждаются документами, переданными в 2011 году от КЭЧ <адрес> в ФГБУ «Центррегионжилье», среди которых имеются документы о необеспеченности военнослужащих жилой площадью по договорам социального найма (опись № 2), документы о необеспеченности военнослужащих служебной жилой площадью (опись № 3), заявления граждан, желающих отселиться из закрытого военного городка 110 «Рощинский» (опись № 9).
Согласно п.п. 26, 28 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и действующими КЭЧ районов, военнослужащие включаются в список очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
Выполнение указанного порядка и признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которому военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих» носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Как следует из материалов дела, Прозоров А.Н. в рапорте на увольнение ходатайствовал об обеспечении его жилым помещением в <адрес>. С заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Прозоров А.Н. обратился в 1-ый отдел ФГБУ «Центррегионжилье» МО РФ лишь ДД.ММ.ГГГГ Решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловал.
Согласно скриншоту из базы данных «Учет» КЭУ ПУрВО на ДД.ММ.ГГГГ (момент передачи документов от КЭЧ <адрес> в ФГБУ «Центррегионжилье» в письменной и электронной формах) Прозоров А.Н. в период прохождения военной службы состоял на учете на получение служебного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года, получил служебное жилое помещение и в связи с этим снят с учета ДД.ММ.ГГГГ года; на момент увольнения Прозоров А.Н. не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Таким образом, на момент увольнения истец Прозоров А.Н. не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении не обращался, нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке не признавался, в связи с чем отсутствуют основания признания за ним права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и для восстановления его на учете нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года.
Показания свидетеля ФИО10, показавшего, что вопрос о признании Прозорова А.Н. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма рассматривался на заседании жилищной комиссии, решение ему неизвестно (на которые ссылается истец), не являются допустимым доказательством для установления факта подачи истцом рапорта о признании нуждающимся в получении жилого помещения и признания его в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении. Кроме того, данные показания опровергаются сведениями из электронной базы, переданной от КЭЧ <адрес>, отсутствием документов о признании Прозорова А.Н. нуждающимся в жилом помещении в его личном деле в Военном комиссариате <адрес>.
С учетом изложенного иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Прозорова АН, Прозоровой ГВ, Прозоровой МА, Прозорова ВА к ФГКУ «Центррегионжилье», 1-ому отделу ФГКУ «Центррегионажилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е. В. Антонова