Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-8/2021 (12-175/2020;) от 11.12.2020

Дело № 12-8/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Можга УР 11 января 2021 года

Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Почта России» на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

27 августа 2020 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике Кунгуровым С.А. Акционерное общество «Почта России» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Защитник АО «Почта России» Обидина Н.И. с указанным постановлением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить.

Жалоба мотивирована тем, что Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75, не предусмотрено проведение проверок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, в том числе соблюдение требований Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2015 г. № 355, в том числе методом дистанционного контроля без взаимодействия с проверяемым лицом.

Согласно пункту 5.1.1.2.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за обеспечением доступности для инвалидов объектов, предусмотренных абзацем первым части 1 статьи 15.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и предоставляемых услуг.

В соответствии с частью 1 ст. 15.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Положениями статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ не предусмотрено проведение надзора за обеспечением порядка доступности объектов социальной инфраструктуры без взаимодействия с юридическим лицом. Осуществление надзора за обеспечением доступности для инвалидов объектов должно осуществляться в рамках назначаемых проверок с учетом процедуры, установленной Федеральным законом № 294-ФЗ с соблюдением прав и гарантий проверяемого лица. Между тем, материалов, подтверждающих соблюдение процедуры проведения плановой проверки юридического лица, установленной Федеральным законом № 294-ФЗ, административным органом не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, результаты проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике с грубым нарушением установленных Федеральным законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения АО «Почта России» обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами в области почтовой связи.

Кроме того, АО «Почта России» вменяется в вину нарушение ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 г. № 355.

Пунктом 4 приказа Минкомсвязи России от 22.09.2015 г. № 355 установлено, что подпункт «а» пункта 4 Порядка вступает в силу с 1 июля 2016 года в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов и средств почтовой связи.

Частью 4 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

С учетом изложенного, по мнению заявителя, административным органом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не были установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения дела.

В судебное заседание законный представитель АО «Почта России», представитель административного органа Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Защитник Обидина Н.И. направила в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя АО «Почта России».

На основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя «АО «Почта России».

В письменном отзыве на жалобу представитель Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике Лапин М.А. указал о том, что Методика определяет порядок организации и проведения мероприятий по контролю за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц при оказании услуг почтовой связи. Государственный надзор за деятельностью в области почтовой связи включает в себя надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами в области почтовой связи, а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи. Полномочий по проведению мероприятий по проверке исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов связи Методика не содержит.

Задачей планового систематического наблюдения является проверка соблюдения оператором связи обязательных требований при оказании услуг почтовой связи. Таким образом, в ходе планового систематического наблюдения осуществляется проверка требований действующего законодательства в сфере связи, в том числе и по Методике организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи и по соблюдению Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи. Правовые основания и объекты проверки в отношении АО «Почта России» отражены в приказе Управления от 22.06.2020 г. № 80-нд «О проведении планового систематического наблюдения».

При проведении мероприятия систематического наблюдения в отношении АО «Почта России» Управлением были соблюдены все требования действующего законодательства, регламентирующего осуществление государственного контроля (надзора).

Согласно ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ в случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля (надзора), отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

Мероприятия по контролю, указанные в пункте 9 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, проводятся на основании задания руководителя или заместителя руководителя органа государственного надзора, в котором определяются задачи и порядок проведения указанных мероприятий (часть 10 Положения).

Изучив представленные материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и т.д. согласно ст. 26.1 КоАП РФ.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, образует уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Поводом для привлечения АО «Почта России» к административной ответственности послужили результаты планового систематического наблюдения в отношении объектов АО «Почта России», проведенного в период с 06.07.2020 г. по 09.07.2020 г. на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 22.06.2020 г. № 80-нд, согласно которым выявлены факты уклонения АО «Почта России» от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг по адресам:

- отделение почтовой связи Можга 427793, <***>,

- отделение почтовой связи Можга 427792, <***>,

- отделение почтовой связи Грахово 427730, <***>,

- отделение почтовой связи Малая Пурга 427820, <***>.

А именно, в нарушение подпункта «г» п. 4 Порядка в ОПС Можга 427793, ОПС Можга 427792, ОПС Грахово 427730, ОПС Малая Пурга 427820 надписи, иная текстовая и графическая информация, выполненная крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, о наименовании организации и объекта почтовой связи, режиме работы отделения почтовой связи, почтовом индексе, режиме выемки простой письменной корреспонденции (на почтовом ящике), отсутствуют. Кроме того, в нарушение пункта 5 Порядка в ОПС Грахово 427730 на вывеске отделения почтовой связи, осуществляющим предоставление услуг почтовой связи по месту жительства инвалидов контактная информация оператора почтовой связи: номер телефона, адрес электронной почты (другой вид связи, доступный для инвалидов по слуху) не размещена (отсутствует).

В соответствии с пунктом 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, включая:

оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи, надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;

обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи в целях пользования общедоступными услугами связи;

доведение работниками оператора связи информации об услугах связи до инвалидов иными доступными им способами.

Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи утвержден Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 N 355 (далее по тексту Порядок № 355).

В силу подп. «г» пункта 4 Порядка № 355 операторы почтовой связи обеспечивают следующие условия доступности для инвалидов объектов почтовой связи и услуг почтовой связи:

оснащение объектов почтовой связи надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, о наименовании организации и объекта почтовой связи, режиме работы объекта почтовой связи, почтовом индексе, режиме выемки простой письменной корреспонденции (на почтовом ящике).

На вывеске отделений почтовой связи, осуществляющих предоставление услуг почтовой связи по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме, а также на официальном сайте оператора почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должна быть размещена контактная информация оператора почтовой связи: номер телефона, адрес электронной почты (другой вид связи, доступный для инвалидов по слуху), по которым можно обратиться за оказанием услуг почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме (пункт 5 Порядка № 355).

Указанное бездействие АО «Почта России», выразившееся в нарушении требований пункта 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, подп. «г» пункта 4, пункта 5 Порядка № 355, образует уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.

Вина привлекаемого лица подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 10.08.2020 г., приказом о проведении планового систематического наблюдения № 80-нд от 22.06.2020 г., актом мониторинга соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи № 18/1-7 от 10.07.2020 г., протоколами мониторинга объекта почтовой связи (отделения почтовой связи) № 18-0042-11 от 06.07.2020 г., № 18-0045-11 от 06.07.2020 г., № 18-0051-11 от 07.07.2020 г., № 18-0053-11 от 09.07.2020 г. и другими материалами дела.

Доводы жалобы о том, что надзор за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры должен осуществляться в рамках проверок, назначаемых с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 294-ФЗ, в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к рассматриваемым правоотношениям не применим, т.к. в данном случае осуществлялся федеральный государственный контроль в порядке, предусмотренном ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, с целью проверки соблюдения обязательных требований при оказании услуг почтовой связи, о чем указано в пункте 5 приказа Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике № 80-нд от 22.06.2020 г.

В статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" даны определения понятиям:

государственный контроль (надзор),

федеральный государственный контроль (надзор),

региональный государственный контроль (надзор),

муниципальный контроль.

В частности, федеральный государственный контроль (надзор) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливается утверждаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации положением о виде федерального государственного контроля (надзора), положением о лицензировании конкретного вида деятельности в части регулирования порядка организации и осуществления лицензионного контроля.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ под федеральным государственным надзором в области связи понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности.

Федеральный государственный надзор в области связи осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области связи, согласно которому государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований в области связи, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности (пункт 2).

Государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятий по контролю в области связи, не связанных с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи (пункт 7).

Таким образом, исходя из изложенных норм, Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике в рассматриваемом деле проводилась проверка в установленной сфере деятельности в соответствии с полномочиями и компетенцией.

О том, что территориальные управления Роскомнадзора вправе проводить систематическое наблюдение в целях осуществления мониторинга и анализа выполнения обязательных требований в области связи, в том числе почтовой связи, по результатам которого может быть принято решение о проведении проверки или рассмотрен вопрос о привлечении виновных к административной ответственности указано и в Разъяснениях Роскомнадзора о проверках операторов связи (ППРФ N 476 от 5 июля 2013 года) (Письмо Роскомнадзора от 12.07.2013 N 10ИО-19710).

Суд соглашается с доводом жалобы о том, что Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75, не предусмотрено проведение проверок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи. Однако, как следует из приказа Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике № 80-нд от 22.06.2020 г. в ходе систематического наблюдения не только применялась указанная Методика, но и проверялся факт исполнения оператором связи требований Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 N 355, и др.

Приказом Роскомнадзора от 28.05.2010 N 324 утверждено Положение об управлениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно пункту 3.27 названного Положения управление в соответствии с поставленными задачами осуществляет функции, в том числе взаимодействует с ФГУП "ГРЧЦ" по вопросам мониторинга и лингвистических исследований в сфере массовых коммуникаций.

Приказом Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 22.06.2020 г. № 80-нд филиал ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском Федеральном округе (Радиочастотная служба) привлечен к проведению систематического наблюдения в отношении АО «Почта России».

В результате анализа представленных протоколов мониторинга ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе и фотоматериалов Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике выявлены вышеуказанные нарушения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг. Доказательства того, что при осуществлении мониторинга допущены какие-либо нарушения, в материалах дела отсутствуют. Поскольку имелись достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП, в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении, что согласуется с требованиями ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела должностным лицом Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике в полном объеме были исследованы добытые доказательства и установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.1 КоАП РФ. Оснований сомневаться в достоверности обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что АО «Почта России» были предприняты все зависящие от него меры, по соблюдению требований законодательства в сфере оказания услуг почтовой связи, материалы дела не содержат. Какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали.

С учетом вышеизложенного, постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно, при наличии достаточных доказательств, в соответствии с требованиями ст. ст. 23.44, 29.10 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу заявителя, не усматривается. Административное наказание назначено АО «Почта России» в виде административного штрафа, с учетом общих правил назначения наказания, в минимальном размере.

Довод жалобы о том, что подпункт "а" пункта 4 Порядка вступает в силу с 1 июля 2016 года в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов и средств почтовой связи, судом отклоняется, т.к. заявителю вменяется нарушение подпункта «г» пункта 4 и пункта 5 Порядка, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 N 355.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике от 27.08.2020 г. в отношении АО «Почта России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения. Жалобу АО «Почта России» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд УР в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья- . Кожевникова Ю.А.

.

12-8/2021 (12-175/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи УР
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кожевникова Юлия Анатольевна
Статьи

КоАП: ст. 9.13

Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
11.12.2020Материалы переданы в производство судье
11.01.2021Судебное заседание
12.01.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.03.2021Вступило в законную силу
19.03.2021Дело оформлено
19.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее