Дело № 2а-8039/2018
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
08 октября 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,
при секретаре Кролевецком А.А.,
с участием административного истца Маслова С.Н., представителя административного ответчика Защитниковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маслова С. Н. к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в согласовании местоположения границ земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение,
у с т а н о в и л :
Маслов С.Н. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что на основании договора купли-продажи от 14 июля 2009 года является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: ***. Право собственности подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 28 АА 311345 от 12 августа 2009 года. В июне 2018 года Маслов С.Н. обратился в ООО «Землемер» с заявлением о подготовке межевого плана по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ***. 13 июня 2018 года кадастровым инженером ООО «Землемер» Юречко Т.В. подготовлен межевой план по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с фактическими границами. Согласно заключению кадастрового инженера «при нанесении фактических границ земельного участка в программный продукт была выявлена ранее допущенная реестровая ошибка, а именно: фактические границы земельного участка отличаются от границ по сведениям ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером *** учтен в ЕГРН согласно межевого плана от 12.03.2009 г. Согласно данного межевого плана границы земельного участка были учтены картометрическим методом». Это означает, что «в 2009 г. кадастровый инженер не выезжал на место и сформировал участок по карте. В связи с чем, границы, учтенные в ЕГРН, оказались смещены на юго-восток по отношению к фактическому местоположению». В указанном выше заключении кадастровым инженером предложено «исправить ранее допущенную реестровую ошибку и уточнить местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером *** на основании данного межевого плана». Руководствуясь данным предложением кадастрового инженера, 14 июня 2018 года Маслов С.Н. обратился через МФЦ г. Благовещенска в администрацию города Благовещенска с соответствующим заявлением. Заключением Земельного управления администрации города Благовещенска от 27 июня 2018 года № 1757 в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** для индивидуального жилого дома, расположенного в с. Садовое, согласно приложенному межевому плану, истцу было отказано. Отказ администрации города Благовещенска в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** согласно межевому плану ООО «Землемер» от 13 июня 2018 года, как полагает истец, является необоснованным и незаконным. Административным ответчиком не учтено фактически сложившееся положение - расположение всех участков в ряду, которое сегодня изменить никак невозможно.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным содержащийся в заключении от 27 июня 2018 года № 1757 отказ администрации города Благовещенска в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** согласно межевому плану ООО «Землемер» от 13 июня 2018 года; обязать администрацию города Благовещенска согласовать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером *** на основании межевого плана ООО «Землемер» от 13 июня 2018 года.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Защитникова М.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что 14.06.2018 г. в администрацию города Благовещенска обратился истец с заявлением (вх. 3660з) о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в п. Мясокомбинат, используемого для индивидуального жилого дома. Законодателем определено участие органа местного самоуправления в решении вопросов, связанных с формированием земельных участков, в пределах тех полномочий, которыми данные органы наделены. При этом, согласование органом местного самоуправления межевого плана предполагает возможность формирования земельного участка с установленными границами, а также возможность последующего оформления прав на такой земельный участок. В ходе рассмотрения вышеуказанного заявления было установлено, что границы уточняемого земельного участка отличны от границ земельного участка № 34 по материалам инвентаризации земель п. Мясокомбинат, кроме того пересекают границы земельного участка № 33 где числится иной землепользователь. Более того, спорный земельный участок частично с северной и западной сторон расположен в функциональной зоне улично-дорожной сети. Также указанный земельный участок частично расположен в границах красных линий. Согласно выкопировке из Генерального плана города Благовещенска, спорная территория расположена в зоне улично-дорожной сети. Данная зона предназначена для размещения элементов уличнодорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок). Наличие в материалам инвентаризации земель информации о землепользователе, имеющем преимущественное право на оформление земельного участка, границы которого пересекаются или совпадают с границами земельного участка, местоположение которых определено межевым планом, представленным заявителем, увеличение площади земельного участка по межевому плану за счёт земель общего пользования, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков» (п. 2.12 постановления администрации города Благовещенска от 19.09.2016 № 2946 «Об утверждении Административного регламента...»). Таким образом, решение администрации города Благовещенска от 27.06.2018 № 1757 является правомерным. Между тем, согласно заключению кадастрового инженера в межевом плане, необходимость уточнения местоположения границы земельного участка вызвана наличием реестровой ошибки, поскольку учтенные в ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером *** отличны от фактических. Порядок исправления реестровых ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости определен положениями главы 7 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Названные обстоятельства по совокупности с положениями п. 2.13 Регламента являются правомерным и обоснованным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по согласованию межевого плана земельного участка. Представленные к материалам дела доказательства со стороны ответчика подтверждают правомерность принятого администрацией города Благовещенска решения, поскольку только в рамках судебного спора возможно установить обстоятельства наличия реестровой ошибки. Установление такого рода обстоятельств относится к компетенции суда, но не органа местного самоуправления. При этом, установление вышеуказанных обстоятельств в рамках судебного разбирательства никоим образом не может свидетельствовать о незаконности решения, принятого ответчиком.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части иличастях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу ч.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маслову С.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.07.2009 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома, площадью 1000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Амурская область, г. Благовещенск, пос. Мясокомбинат.
Маслов С.Н. обратился в ООО «Землемер» с целью подготовки межевого плана в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Молодежная – дорога к ул. Театральная – проезд – граница г. Благовещенска (п. Мясокомбинат, восточная часть, с. Садовое).
Из заключения кадастрового инженера ООО «Землемер» следует, что фактические границы уточняемого земельного участка установлены геодезическим методом с помощью SpectraPrecision EPOCH 50. Земельный участок с кадастровым номером *** учтен в ЕГРН согласно межевого плана от 12.03.2009 г, подготовленного кадастровым инженером Шпиневым А.И. Согласно данного межевого плана границы земельного участка были учтены картометрическим методом. При проведении кадастровых работ в 2009 г была допущена реестровая ошибка. Картометрический метод определения координат означает, что в 2009 г кадастровый инженер не выезжал на место и сформировал участок по карте. В связи с чем, границы, учтенные в ЕГРН оказались смещены на юго-восток по отношению к фактическому местоположению. При проведении кадастровых работ было выявлено, что фактическая западная граница уточняемого земельного участка от точки 4 до точки 1 пересекает установленные красные линии. По требованию "Заказчика" был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с фактическими границами. Площадь земельного участка при уточнении составила 1000 кв.м. Земельный участок располагается в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками (Ж-1), а согласно пункту 3 статьи 19.1 правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, установленным решением городской Думы от 27.10.2016 г. № 26/100 предельные минимальные и максимальные размеры для индивидуального жилья составляют 800 кв.м, и 1500 кв.м, соответственно. На уточняемом земельном участке располагается объект капитального строительства, который не учтен в ЕГРН. Предложение кадастрового инженера - исправить ранее допущенную реестровую ошибку и уточнить местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером *** на основании данного межевого плана.
14.06.2018 года Маслов С.Н. обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением (вх. № 3660з от 14.06.2018 года) о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в п. Мясокомбинат, используемого для индивидуального жилого дома.
Заключением земельного управления администрации г. Благовещенска от 27.06.2018 № 1757 Маслову С.Н. отказано в согласовании местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ***, в связи с тем, что границы уточняемого земельного участка по сведениям из ЕГРН совпадают с границами земельного участка № 34 по материалам инвентаризации земель п. Мясокомбинат. При этом согласно предоставленному межевому плану, отличны от границ земельного участка № 34 по вышеуказанным материалам инвентаризации, кроме того пересекают границы земельного участка № 33, где числится иной землепользователь.
Так, из представленных материалов следует, что границы уточняемого земельного участка по материалам инвентаризации земель совпадают с границами земельного участка № 34, где числится иной землепользователь –фирма «Власта» с. Садове, который в соответствии с действующим законодательством имеет преимущественное право на оформление данного участка.
Постановлением администрации города Благовещенска от 19.09.2016 № 2946 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельного участка».
В силу абзаца 11 п. 2.12 раздела 2 Административного регламента, наличие в материалах инвентаризации земель информации о землепользователе, имеющем преимущественное право на оформление земельного участка, границы которого пересекаются или совпадают с границами земельного участка, местоположение которых определено межевым планом, представленным заявителем, является самостоятельным основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков».
Помимо этого, как следует из оспариваемого истцом отказа администрации г. Благовещенска от 27.06.2018 г. №1757 истцу отказано в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, поскольку западная часть уточняемого земельного участка находится в границах «красных линий». Также, земельный участок с кадастровым номером *** частично с северной и западной стороны расположен в функциональной зоне улично-дорожной сети.
Как ранее указал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года № 387-0 и от 15 июля 2010 года № 931-0-0).
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 названной статьи Кодекса территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Исходя из статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых в числе прочего отображаются красные линии.
Согласно части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По смыслу изложенных правовых норм следует, что красные линии устанавливаются не только для фиксации границ уже существующих территорий общего пользования, но и для планирования новых (изменяемых, вновь образуемых).
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с ее фактическим использованием, поскольку в обратном случае такое планирование было бы направлено исключительно на фиксацию существующего положения, а не на развитие соответствующей территории в будущем.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, разрабатывается на основании генерального плана городского округа.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Благовещенска от 11 августа 2006 года № 2646 был утвержден проект красных линий города Благовещенска.
Из имеющихся в деле графических материалов усматривается, что местоположение красных линий в квартале С-5 с. Садовое г. Благовещенска в полной мере согласуется с расположением функциональных зон, установленных Генеральным планом города Благовещенска. Согласно представленным схемам границы земельного участка с кадастровым номером *** пересекает красная линия, отделяющая зону жилой застройки от зоны улично-дорожной сети.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Зона улично-дорожной сети предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок).
В соответствии с п. 2, 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования. Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки общего пользования отчуждению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 9ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из п. 2.13 постановления администрации г. Благовещенска от 19.09.2016 N 2946 "Об утверждении Административного регламента администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги "Согласование местоположения границ земельных участков" основаниями для отказа в согласовании местоположения границ земельного участка являются: расположение земельного участка за пределами границы муниципального образования города Благовещенска; несоответствие местоположения границ и площади земельного участка по межевому плану местоположению границ и площади земельного участка, установленному проектом межевания территории, утвержденной в установленном порядке схемой расположения земельного участка; расхождение местоположения границ и площади земельного участка по межевому плану и правоустанавливающим документам; нарушение требований к образуемым и измененным земельным участкам, установленных статьей 11.9 ЗК РФ; невозможность обеспечения, в том числе путем установления сервитута, доступа (прохода или проезда) от земельных участков общего пользования к земельному участку; наличие технической ошибки в геодезических данных; увеличение площади земельного участка по межевому плану за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) земель общего пользования; расположение земельного участка в границах земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет ранее; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, о согласовании границ которого подано заявление, с местоположением смежного земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; межевой план подготовлен на земельный участок под помещением в здании; наличие в материалах инвентаризации земель информации о землепользователе, имеющем преимущественное право на оформление земельного участка, границы которого пересекаются или совпадают с границами земельного участка, местоположение которых определено межевым планом, представленным заявителем; по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
При том положении, когда законом прямо установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон, суд полагает, что оснований для признания незаконным оспариваемого отказа административного ответчика в согласовании местоположения границ земельного участка не имеется.
То обстоятельство, что согласно письменному сообщению заместителя мэра г. Благовещенска, адресованному Маслову С.Н., решение о резервировании земель для муниципальных нужд в границах кадастрового квартала *** не принималось, не влияет на квалификацию земель данного кадастрового квартала, как входящего в территории общего пользования, не подлежащие приватизации.
Также, является несостоятельными доводы о фактически сложившемся положении-расположении не только принадлежащего истцу земельного участка, но и всех земельных участков в ряду, так как в данном споре они не имеют правового значения.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Маслову С. Н. в удовлетворении административного искового заявления к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в согласовании местоположения границ земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.З. Кургунова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2018 года.