Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-645/2014 (2-4015/2013;) ~ М-3337/2013 от 13.11.2013

Дело № 2-645/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Емельяново «28» августа 2014 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,

при секретаре Петухове С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ушакова Виталия Владимировича к администрации Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, и обязании администрации Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ушаков В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края, в котором просила признать за ним право собственности на земельный участок <адрес>, общей площадью 1000 кв.м, ссылаясь на то, что указанный земельный участок был безвозмездно предоставлен ему в пользование в 2013 году, истец был принят в члены садового общества «Верба», однако администрация Емельяновского района Красноярского края приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

В последующем Ушаков В.В. уточнил исковые требования и просит признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории; обязать МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» утвердить схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> площадью 1000 кв.м., на кадастровом плане территории.

В судебное заседание истец не явился, будучи извещенным о дне слушания дела. Представитель истца Глухих К.В., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание явился, возражал по существу заявленных требований (в том числе уточненных) по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель третьего лица СНТ «Верба» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, представил в суд заявление о рассмотрении дела без участия СНТ «Верба».

При таких обстоятельствах судом рассмотрено заявление в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право собственности на земельные участки (ст. 25 Земельного кодекса РФ) возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежит государственной регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и п. 5 ст. 14 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04.12.2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен иной организации, при которой было создано (организовано) после вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Согласно положениям ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.

Кроме того, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона № 93 –ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления такого гражданина или его представителя.

Из материалов дела видно следующее.

Истец является членом СНТ «Верба» на основании решения общего собрания СНТ «Верба» от 24.08.2013 года, когда ему был выделен участок , общей площадью 1000 кв.м. То обстоятельство, что истец владеет и пользуется спорным земельным участком подтверждается также записями членской книжки, заключением правления СНТ «Верба», справками от председателя СНТ «Верба».

Согласно выкопировки из проекта организации и застройки СНТ «Верба» земельный участок расположен в границах СНТ «Верба», определен на местности, площадь участка составляет 1000 кв.м, его местоположение – <адрес> определены координаты X и Y поворотных точек.

Земельный кодекс РФ, а также ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предполагает возможность оформления земельного участка в собственность за плату посредством обращения в орган местного самоуправления.

Ушаков В.В. обратился в Администрацию Емельяновского района об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для последующего обращения для предоставления указанного земельного участка в собственность за плату, посредством обращения в администрацию Емельяновского района Красноярского края.

Однако получил отказ, со ссылкой на то, что для предоставления земельного участка для ведения садоводства, невозможно при предоставлении только ходатайства о предоставлении земельного участка, протокола о включении в члены СНТ, с приложением копии паспорта и кадастрового паспорта, хотя заявитель просил о выдаче схемы, а не земельного участка.

На сегодняшний день земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, по заключению кадастрового инженера, получение кадастрового паспорта – постановка на кадастровый учет земельного участка <адрес> не представляется возможным, поскольку схема (как часть межевого плана) расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности, подлежит обязательному утверждению органом местного самоуправления, в распоряжении которого находится участок, а, следовательно, не представляется возможным удовлетворить требования о предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Отказ МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> не содержит обоснования невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о которой просил заявитель.

У администрации Емельяновского района возникла обязанность согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ в месячный срок рассмотреть заявление Ушакова В.В. и соответственно, либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо же отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения.

В данном случае орган местного самоуправления отказывая заявителю, фактически не рассматривал вопрос о возможности утверждения схемы расположения земельного участка. Описание границ территории, как указано в приказе Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства", может осуществляться с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

Администрацией Емельяновского района ответ не мотивирован, обстоятельств невозможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка не приведено, не указаны препятствия для определения органом местного самоуправления красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линий связи, объектов инженерной и трансформаторной инфрастуктур, проходов к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границ застроенных земельных участков, и иных объектов (их границ).

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории преследует цель определения возможных границ земельного участка, и не предполагает автоматического предоставления земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что Ушаков В.В. в заявлении, поступившем 07 июля 2014 года главе администрации Емельяновского района, определила предполагаемое местоположение земельного участка, а также приложила к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии паспорта заявителя, справки и ходатайства председателя СНТ о выделении указанного земельного участка, отсутствии задолженности, государственный акт на право пользования землей, документы в отношении СНТ о его регистрации и постановке на учет, устав.

Оценив представленные по делу доказательства, положения норм Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления не приведены основания отказа в утверждении и выдаче гражданину схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Администрацией Емельяновского района не представлены доказательства, подтверждающие, что по предлагаемому местоположению земельного участка, испрашиваемого Ушаковым В.В. на территории СНТ «Верба» невозможно утвердить схему расположения земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившееся в отказе Ушакову В.В. в утверждении схемы расположения земельного участка, не основаны на нормах действующего законодательства, чем создают препятствия в реализации прав заявителя.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку восстановление прав Ушакова В.В. возможно путем возложения обязанности на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

Требования по обязыванию МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» утвердить схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории обоснованы и подлежат удовлетворению.

В случае невозможности определения возможных границ земельного участка, администрация Емельяновского района не лишена права отказать в предоставлении спорного земельного участка в дальнейшем.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ушакова Виталия Владимировича – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» утвердить схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> площадью 1000 кв.м., на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца, с момента вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2014 г.

Судья:    подпись                              Лукашёнок Е.А.

КОПИЯ ВЕРНА

Решение вступило в законную силу 24.08.2012 г.

Судья

Емельяновского районного суда

Красноярского края                  Лукашёнок Е.А.

2-645/2014 (2-4015/2013;) ~ М-3337/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ушаков Виталий Владимирович
Ответчики
Администрация Емельяновского района
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Лукашенок Евгений Александрович
Дело на сайте суда
emel--krk.sudrf.ru
13.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2013Передача материалов судье
18.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2013Судебное заседание
27.01.2014Судебное заседание
19.03.2014Судебное заседание
15.04.2014Судебное заседание
28.07.2014Судебное заседание
28.08.2014Судебное заседание
12.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2015Дело оформлено
16.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее