РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Усть-Уда 16 октября 2018 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Мартыновича А.Ю.,
при секретаре Мамаеве П.П.,
с участием представителя истца Карповой Г.Ф., представителя Администрации Малышевского сельского поселения Салтыковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ <обезличено> по иску Карпова Н. В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района о признании надлежащим наследником и принявшим наследство, признании права собственности на земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
Карпов Н.В. обратился в Усть-Удинский районный суд Иркутской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района о признании надлежащим наследником и признании права собственности на земельную долю, указав в обоснование, что его отцу Карпову В. Д. постановлением мэра района от <дата обезличена> № <обезличено> и Указа Президента РФ от 23.09.1996 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» было выдано свидетельство на право общей совместной собственности на земельную долю серия № <обезличено>, регистрационная запись № <обезличено> от <дата обезличена>, общей площадью 10,3 га, по адресу: <адрес обезличен>. <дата обезличена> отец умер, после его смерти указанная земельная доля площадью 10,3 га в праве общей совместной собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения является наследуемым имуществом. Завещания на земельный участок отец не оставил, он является сыном умершего, что подтверждается свидетельством о рождении, и является наследником имущества после смерти отца. В установленный законом шестимесячный срок он с заявлением к нотариусу о принятии наследства не обратился, однако с момента смерти отца он фактически принял наследство, вступил во владение и управление земельным участком, владеет земельным участком как своим собственным, пользуется им, распоряжается им как своей собственностью, несет бремя по сохранению от посягательства других лиц. Просит установить факт принятия наследства Карповым Н. В., <дата обезличена> года рождения, открывшегося после смерти Карпова В. Д., <дата обезличена> года рождения, умершего <дата обезличена>, состоявшего из наследственного имущества, земельной доли площадью 10,3 га., в праве общей совместной собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории: <адрес обезличен>. Признать за ним право собственности на земельную долю площадью 10,3 га., в праве общей совместной собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории: <адрес обезличен>.
Истец Карпов Н.В., надлежавшим образом извещенный в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Карпова Г.Ф. в судебном заседании заявленные требования истца поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.
Представитель администрации Малышевского сельского поселения Салтыкова Н.В. заявленные требования Карпова Н.В. поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района, третьи лица: Сахатская Н.В., Лазарева В.В., Кожанова Л.В., надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились.
Суд с согласия участвующих лиц рассмотрел дело при данной явке.
Свидетель Г.Д.Н. суду пояснил, что Карпов В.Д. умерла в <дата обезличена> году, жил он в <адрес обезличен>. У Карпова В.Д. был земельный участок, который выделялся еще совхозом. После его смерти в наследство на земельный участок вступил его сын Карпов Н.В., он обрабатывает земельный участок, косит на нем сено.
Свидетель Г.А.В. суду пояснила, что Карпов В.Д. проживал в <адрес обезличен>, умер он в <дата обезличена> году. При жизни у Карпова В.Д. был земельный участок, который выделялся совхозом, после его смерти земельным участком пользуется сын Карпов Н.В., он держит домашний скот и на земельном участке заготавливает сено.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства суд, считает установленными следующие обстоятельства:
Согласно свидетельства на право собственности на землю серия № <обезличено>, регистрационная запись № <обезличено> от <дата обезличена>, Карпов В.Д. <дата обезличена> года рождения приобрел право общей совместной собственности на землю по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 10,3 га. в т. ч. пашни 8,9 га. Кадастровый номер совхоза «Малышевский» 07, земли сельхозназначения.
Указанный документ сторонами не оспаривается, так же сторонами не оспаривается что доля Карпова В.Д. в общей совместной собственности на земельный участок составляет 10,3 га, в том числе пашни 8,9 га.
В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина, объявление судом гражданина умершим. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно свидетельства о смерти № <обезличено> Карпов В. Д., <дата обезличена> года рождения умер <дата обезличена>, о чем составлена запись акта о смерти за № <обезличено>.
Из представленной справки, выданной <дата обезличена> за № <обезличено> главой администрации Малышевского МО, установлено, что Карпов Н. В. принял наследство после смерти своего отца Карпова В.Д., умершего <дата обезличена> и состоящего из земельного участка общей площадью 10,3 га, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, земли СХПК «Малышевский». Карпов Н.В. в полной мере пользуется земельным участком, несет бремя по его содержанию, использует по целевому назначению.
Из реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты, установлено, что наследственное дело на имущество умершего <дата обезличена> Карпова В. Д., не заводилось.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что со смертью Карпова В.Д. открылось наследство, днем открытия наследства является <дата обезличена>.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследниками по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142-1145, 1148 ГК РФ.
В соответствии ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно свидетельства о рождении Карпова Н. В., его родителями являются: отец Карпов В. Д., мать Карпова А. А..
Таким образом истец приходится сыном наследодателю, что подтверждается свидетельством о рождении.
Сведений о возможных иных наследниках соответствующей очереди суду не представлено, возражений относительно иска от иных привлеченных к участию в деле лиц не поступило.
Суд, разрешая дело по существу, принимает во внимание, что из смысла ст. 1153 ГК РФ, устанавливающей 2 способа принятия наследства: путем подачи соответствующего заявления нотариусу и путем фактического принятия, данные способы являются по отношению к друг другу юридически равными возможностями.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Истец Карпов Н.В. на момент открытия наследства и по настоящее время пользуется земельным участком по назначению, а именно косит сено на указаном земельном участке, несет бремя по сохранению от посягательств иных лиц.
Таким образом, истец вступил во владение и пользование указанным наследственным имуществом.
При таких обстоятельствах суд находит установленным факт наследования истцом спорного земельного участка.
П. 4 ст. 1152 ГК РФ предусматривает, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Анализируя эту норму, суд находит правомерным разрешить вопрос о признании за истцом права на причитающееся ему имущество, т.е. разрешить вопрос по поводу принадлежности материальных прав - в п. 4 ст. 1152 ГК РФ определены правовые основания к этому.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Карпова Н. В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района о признании надлежащим наследником и принявшим наследство, признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Карповым Н. В. после смерти Карпова В. Д., умершего <дата обезличена>.
Признать за Карповым Н. В. право собственности на земельную долю площадью 10,3 га., в праве общей совместной собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории: <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд с подачей жалобы через Усть-Удинский районный суд Иркутской области в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Судья