Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 декабря 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Лазарева П.С. к ГИСН Самарской области об оспаривании бездействия госоргана и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лазарев П.С. обратился в суд с иском о признании бездействия Государственной инспекции строительного надзора Самарской области по существу обращения незаконным, обязании принять соответствующие меры и взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец суду пояснил, что 24 июля 2012 года он направил заявление руководителю Северо-Западного управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения ГИСН Самарской области, в котором сообщил, что на территории земельного участка, на котором расположено здание по адресу г. Тольятти <адрес> устроена ограда с нарушением строительных норм и правил, попросил провести проверку по данному факту и принять соответствующие меры, вплоть до привлечения виновных лиц к административной ответственности. Также в данном заявлении истец попросил ГИСН инициировать и проконтролировать процесс приведения ограды в соответствующее состояние, в первую очередь тех элементов ограждения, которые расположены непосредственно напротив окон квартиры истца, поскольку вид ограды непрерывно доставляет ему нравственные страдания. 20.08.2012 года истцом получен ответ ГИСН, в котором было разъяснено, что инспекция не имеет правовых основания для принятия мер по существу обращения, так как ограждение территории не является объектом капитального строительства. Считает бездействие ГИСН незаконным, поскольку данная ограда является оградой строительной площадки, на которой расположен объект капитального строительства незавершенный строительством. Кроме того, бездействие ГИСН создает угрозу безопасности граждан, в том числе истца. Наличие дефектов в ограде не позволяет истцу полноценно пользоваться правом на жилое помещение, поскольку данная ограда занимает основную часть из окон квартиры истца. Просит признать бездействия ГИСН по существу обращения незаконным, обязать принять соответствующие меры и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика ГИСН по Самарской области ФИО6 действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает его необоснованным и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что ограждение территории не является объектом капитального строительства, в связи с чем ГИСН не является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора за данным объектом. Таким образом, инспекция в рамках существующих полномочий и компетенций не имеет правовых оснований для принятия мер по существу обращения истца на неподнадзорном объекте. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ
1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов…
4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора...
5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:…
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
б) обращений и заявлений граждан … о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда…
8. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3 и 9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 (ред. от 03.02.2012) "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
В силу ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Судом установлено, что 24 июля 2012 года Лазаревым <данные изъяты> в адрес руководителя Северо-Западного управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначение Государственной инспекции строительного надзора Самарской области было направлено обращение о проведении проверки и принятии мер по факту нарушения устройства ограждения территории по адресу г. Тольятти <адрес>
13 августа 2012 года на вышеуказанное обращение Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области был дан ответ № ГИСН-01-08/232, из которого следует, что задачей инспекции является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком нарушения соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Ограждение территории не является объектом капитального строительства. ГИСН не является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора за объектами капитального строительства, в отношении которых госнадзор не осуществляется. Инспекция не вправе проводить проверку и составлять акт проверки объекта капитального строительства, в отношении которого госнадзор не осуществляется. Таким образом, инспекция в рамках существующих полномочий и компетенций не имеет правовых оснований для принятия мер по существу обращения Лазарева П.С. на не поднадзорном объекте.
Однако суд считает вышеуказанные доводы ГИСН Самарской области не обоснованными по следующим основаниям:
Судом установлено и не оспорено сторонами, что по адресу г. Тольятти <адрес> находится объект капитального строительства незавершенный строительством, а указанная ограда ограждает строительную площадку вокруг указанного объекта капитального строительства.
Согласно пункта 6.2.8 главы 6 «Строительные работы» актуализированной редакции СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» свода правил СП 48.13330.2011 Министерства Регионального развития РФ ограждение строительной площадки относится к обязательным строительным работам при строительстве новых зданий и сооружений.
Из представленный суду фотоматериалов видно, что ограда не соответствует требованиям раздела 4 «Ограды» СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий»: в положении ограды допущены отклонения отдельных ее элементов более чем на 20 мм.
Указанные обстоятельства представителем ответчика оспорены не были.
Суд считает, что нарушение ограды, которая установлена для ограждения незавершенного строительством объекта, может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан (в том числе детей), которые получают беспрепятственный вход на территорию строительного объекта, ограждение, являясь металлическим, может упасть на человека, причинив серьезный ущерб здоровью.
Таким образом, ограждение строительной площадки, на которой расположен незавершенный строительством капитальный объект по адресу г. Тольятти <адрес> также является объектом капитального строительства, а, следовательно, соответствие данной ограды требованиям технических регламентов является предметом проверки государственного строительного надзора в силу своих полномочий ГИСН Самарской области обязано проверти проверку по письменному обращению гражданина Ларина С.П. и принять соответствующие меры к виновным лицам.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать бездействие ГИСН Самарской области по существу обращения незаконным, обязав их провести проверку по обращению и принять соответствующие меры по устранению нарушений.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010, с изм. от 18.07.2012) Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Суд считает обоснованными и требования истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку орган государственного надзора допустил незаконное бездействие, отказав в законных требованиях Лазарева П.С. о проведении проверки по выявленному нарушению при производстве строительных работ, однако суд считает, что заявленное требование завышено, поскольку как следует из пояснения истца, поврежденная ограда нарушает его эстетическое восприятие окружающей среды и портит вид из окна, поэтому с учетом требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно квитанции истцом при подаче иска в суд уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> руб., которая в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Государственной инспекции строительного надзора Самарской области по существу обращения Лазарева <данные изъяты>, обязав провести проверку по обращению и принять соответствующие меры по устранению нарушений.
Взыскать с Государственной инспекции строительного надзора Самарской области в пользу Лазарева <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., возврат госпошлины в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2012 года