УИД 63RS0№-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 <адрес>
Ленинский районный суд <адрес>:
в составе председательствующего судьи Т.А.Турбиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шкатовой
И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-5857/2023 по административному иску С. межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> о возложении обязанности подготовить решение о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории,
установил:
С. межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> о возложение обязанностей, в обосновании иска указав, что С. межрайонной природоохранной прокуратурой проведён анализ возложенных на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> полномочий в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий. Установлено, что в муниципальном районе Кинель-Черкасский С. <адрес> располагается особо охраняемая природная территория регионального значения «Верховья реки Козловки». В соответствии с Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Верховья реки Козловки» является государственным памятником природы. Положение об особо охраняемой природной территории – памятнике природы регионального значения «Верховья реки Козловки» утверждено постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Сведения о границах указанного памятника природы как зоне с особыми условиями использования территорий внесены в Единый государственный реестр недвижимости с учётным номером №.ДД.ММ.ГГГГ. Как выявлено прокуратурой для указанной особо охраняемой природной территории при ее создании и до настоящего времени охранная зона не установлена. По указанному факту прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> внесено представление. Вместе с тем, в результате анализа данных государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Отсутствие охранной зоны указанного памятника природы является причиной неблагоприятного антропогенного воздействия, способствует загрязнению природного объекта и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд возложить на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: подготовить проект решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Верховья реки Козловки», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ; обеспечить согласование проекта решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Верховья реки Козловки» с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления; обеспечить направление согласованного с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления проекта решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Верховья реки Козловки» в адрес Г. С. <адрес> для принятия решения о создании охранной зоны.
В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора Моисеева Н.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивав на удовлетворении иска.
Представитель административного ответчика Дмитриенко Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные исковые требования не признала, по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц, привлеченные судом в порядке ст. 47 КАС РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещались надлежащим образом, с заявлениями или ходатайствами не обращались.
На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся сторон, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Установлено, что С. межрайонной природоохранной прокуратурой проведён анализ возложенных на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> полномочий в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий.
В муниципальном районе Кинель-Черкасский С. <адрес> располагается особо охраняемая природная территория регионального значения «Верховья реки Козловки».
В соответствии с Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Верховья реки Козловки» является государственным памятником природы.
Положение об особо охраняемой природной территории – памятнике природы регионального значения «Верховья реки Козловки» утверждено постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сведения о границах указанного памятника природы как зоне с особыми условиями использования территорий внесены в Единый государственный реестр недвижимости с учётным номером 63.ДД.ММ.ГГГГ.
Как выявлено прокуратурой, для указанной особо охраняемой природной территории при ее создании и до настоящего времени охранная зона не установлена (подтверждается письмом министерства от ДД.ММ.ГГГГ № МЛХ-03-03/17583 и приложением к нему).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон установлен запрет на всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы.
В силу п. 10 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Согласно пп. «б» п. 11 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пп. 100 п. 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес>, утверждённого постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет полномочия по подготовке проектов решений Г. С. <адрес> о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней. В С. <адрес> полномочия по подготовке проектов решений Г. С. <адрес> о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней возложены на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес>.
На основании п. 22 Правил пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
В соответствии с п. 21 Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Проверкой достоверно установлено, что в нарушение требований ч. 10 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп. 100 п. 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес>, утверждённого постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, до настоящего момента министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> проект решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней не подготовлен.
По указанному факту прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> внесено представление.
Вместе с тем, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Отсутствие охранной зоны указанного памятника природы является причиной неблагоприятного антропогенного воздействия, способствует загрязнению природного объекта и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих выводы административного истца, отвечающих требованиям относимости и допустимости, административным ответчиком не представлено.
Суд принимает во внимание, согласно представленным письменным пояснениям стороны ответчика, что стратегией социально-экономического развития С. <адрес> на период до №, утвержденной Постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено завершение установление охранных зон всех действующих памятников природы регионального значения С. <адрес> до №. Работы по установлению охранных зон памятников природы регионального значения ведутся в плановом порядке в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями в рамках доведенного до Министерства предельного объема финансирования, предусмотренного государственной программой С. <адрес> «Охрана окружающей среды С. <адрес> №
Реализация природоохранных мероприятий на территории С. <адрес> с 2014 осуществляется в рамках государственной программы С. <адрес> «Охрана окружающей среды С. <адрес> на № утвержденной Постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанной выше программой предусмотрено до № памятников природы, в настоящее время ответчиком стратегический показатель программы выполнен на № %, охранные зоны установлены у № памятников природы регионального значения.
В отношении большинства охранных зон памятников природы регионального значения, в том числе и заявленного стороной истца охранные зоны разработаны, подготовлена пояснительная записка к проекту распоряжения с обоснованием, но не согласованы с федеральными органами исполнительной власти. Распоряжение Г. С. <адрес> об установлении 30-ти охранных зон указанных памятников природы, по сведениям административного ответчика будет принято № при согласовании его проекта установленными федеральными органами исполнительной власти.
На основании изложенного, учитывая, что административным ответчиком предпринимаются все возможные и зависящие от него меры по разработке проекта решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения, однако на протяжении длительного времени нарушения законодательства в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление С. межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> о возложении обязанности подготовить решение о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории – удовлетворить.
Возложить на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- подготовить проект решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Верховья реки Козловки», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ;
- обеспечить согласование проекта решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Верховья реки Козловки» с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечить направление согласованного с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления проекта решения Г. С. <адрес> о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Верховья реки Козловки» в адрес Г. С. <адрес> для принятия решения о создании охранной зоны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам С. областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А.Турбина
Решение в окончательной форме изготовлено 09 ноября 2023