Решение по делу № 2-475/2020 ~ М-474/2020 от 05.08.2020

Гр. дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» августа 2020 года Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием представителя истца – старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,

при помощнике судьи Алхановой А.З. и секретаре Нугаевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц к МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» и администрации МР «<адрес>», обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием,

УСТАНОВИЛ:

Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа», обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, ссылаясь на то, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения в сфере организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 4, 17, ч.3 ст.44, ч.1 и 5 ст. 41, п. 7 ст. 79, п.4 ч. ст.9, п.16 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно запрошенных в администрации муниципального района «<адрес>» (далее - МР «<адрес>») сведений об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 человека. Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.

Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).

Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данное исковое заявление предъявляется прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, ввиду того, что количество несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ» <адрес> постоянно изменяется.

Таким образом, осуществляя закрепленную законодательством Российской Федерации защиту интересов неопределенного круга лиц, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют свое право на обращение в суд.

Представитель истца Дигдало Я.И. в суде полностью поддержала исковые требования прокурора, и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Директор МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» Нугаева З.Н. на судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, что исковые требования межрайонного прокурора признает полностью и не возражает против их удовлетворения.

Представитель МР «<адрес>» Рамазанов М.М. в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Выслушав представителя истца и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся.

Частью 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно запрошенных в администрации муниципального района «<адрес>» (далее - МР «<адрес>»), сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 человека.

Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.

Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).

Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск основан на требованиях закона и обоснован представленными истцом доказательствами, в связи, с чем подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.

Ввиду того, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц.

Как видно из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей. Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит в государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и администрации МР «<адрес>», выразившееся в неисполнении требований федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», незаконным.

Обязать администрацию МР «<адрес>» в срок выделить денежные средства муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижнечирюртовская СОШ» на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» в течение одного месяца со дня выделения денежных средств администрацией МР «<адрес>» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> государственную пошлину в доход местного бюджета (в казну МР «<адрес>») в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной формулировке через Кизилюртовский районный суд РД.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 01.09.2020

2-475/2020 ~ М-474/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кизилюртовский межрайонный прокурор в интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация муниципального района "Кизилюртовский район"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа" Кизилюртовского района
Суд
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Хасаев Амет Хасаевич
Дело на странице суда
kiziljurt-rs--dag.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее