Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«26» августа 2020 года Кизилюртовский районный суд РД
в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
с участием представителя истца – старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,
при помощнике судьи Алхановой А.З. и секретаре Нугаевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц к МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» и администрации МР «<адрес>», обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием,
УСТАНОВИЛ:
Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа», обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, ссылаясь на то, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения в сфере организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 4, 17, ч.3 ст.44, ч.1 и 5 ст. 41, п. 7 ст. 79, п.4 ч. ст.9, п.16 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно запрошенных в администрации муниципального района «<адрес>» (далее - МР «<адрес>») сведений об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 человека. Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).
Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данное исковое заявление предъявляется прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, ввиду того, что количество несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ» <адрес> постоянно изменяется.
Таким образом, осуществляя закрепленную законодательством Российской Федерации защиту интересов неопределенного круга лиц, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют свое право на обращение в суд.
Представитель истца Дигдало Я.И. в суде полностью поддержала исковые требования прокурора, и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Директор МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» Нугаева З.Н. на судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, что исковые требования межрайонного прокурора признает полностью и не возражает против их удовлетворения.
Представитель МР «<адрес>» Рамазанов М.М. в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся.
Частью 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно запрошенных в администрации муниципального района «<адрес>» (далее - МР «<адрес>»), сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 человека.
Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).
Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Нижнечирюртовская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск основан на требованиях закона и обоснован представленными истцом доказательствами, в связи, с чем подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.
Ввиду того, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц.
Как видно из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей. Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит в государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и администрации МР «<адрес>», выразившееся в неисполнении требований федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», незаконным.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в срок выделить денежные средства муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижнечирюртовская СОШ» на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» в течение одного месяца со дня выделения денежных средств администрацией МР «<адрес>» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнечирюртовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> государственную пошлину в доход местного бюджета (в казну МР «<адрес>») в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной формулировке через Кизилюртовский районный суд РД.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 01.09.2020