Решение по делу № 2-928/2012 ~ М-903/2012 от 01.08.2012

Дело № 2-928/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми

в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

при секретаре Тхоревской К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре **.**.** гражданское дело по иску Моисеенковой Н.В. к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011-2013 годы,

У С Т А Н О В И Л:

Моисеенкова Н.В. обратилась в суд с иском к ЭМУП «Жилкомхоз» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011-2013 годы.

В обоснование требований указала, что работает в ЭМУП «Жилкомхоз». Считает, что на предприятии занижена минимальная месячная базовая ставка рабочего первого разряда при работе в нормальных условиях труда, на основании которой производится расчёт заработной платы работникам. У них на предприятии минимальная месячная тарифная ставка работника первого разряда при работе в нормальных условиях труда установлена в размере ... руб. с **.**.**.

Отраслевым тарифным соглашением по организациям ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства РФ на 2008-2010 годы, пролонгированного на период 2011-2013 годы, месячная тарифная ставка рабочего первого разряда установлена с 1 января 2011 года не ниже ... руб., с 1 января 2012 года – не ниже ... руб., с 1 апреля 2012 года – не ниже ... руб.

На период действия ОТС по ЖКХ РФ для многоотраслевых предприятий применяется коэффициент особенностей работ от ... до ... к базовой минимальной месячной тарифной ставке работника первого разряда и премии в размере ...%.

Неправомерными действиями ответчика ей причинён моральный вред, который просит взыскать в размере ... руб., также просит взыскать недополученную заработную плату в размере ... руб., обязать производить начисления заработной платы с **.**.** года согласно ОТС по ЖКХ РФ на **.**.** годы.

Ответчиком ЭМУП «Жилкомхоз» представлены отзывы на исковое заявление, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, пропуск срока исковой давности.

Третьим лицом Администрацией Эжвинского района г. Сыктывкара представлен отзыв, в котором указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца.

Истец, надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в ранее представленном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители истца и ответчика, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, просил дело также рассмотреть в их отсутствие.

Третьи лица Реском профсоюзов работников ЖКХ Республики Коми и Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», надлежащее извещённые о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» просила дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело судом рассмотрено в отсутствие истца, его представителя, ответчика, третьих лиц.

Исследовав письменные материалы дела, обозрев дело № 2-854/2012, суд пришёл к следующему.

Моисеенкова Н.В. состоит в трудовых отношениях с ЭМУП «Жилкомхоз» с **.**.**, в том числе с **.**.** – в должности ... По условиям трудового договора истцу определен оклад (тарифная ставка) ... руб. в месяц.

Согласно части 3 статьи 129 ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Статьёй 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

**.**.** между ЭМУП «Жилкомхоз» и работниками был заключен коллективный договор на **.**.** годы, который прошел уведомительную регистрацию в Министерстве экономического развития Республики Коми **.**.**. Система оплаты труда работников ЭМУП «Жилкомхоз» регулируется Положением об оплате и стимулировании труда работников ЭМУП «Жилкомхоз», которое является неотъемлемой частью коллективного договора. **.**.** в указанный коллективный договор внесены изменения и дополнения, в том числе утверждено новое положение об оплате и стимулировании труда работников ЭМУП «Жилкомхоз».

**.**.** между ЭМУП «Жилкомхоз» и Моисеенковой Н.В. заключено дополнительное соглашение, согласно которому за выполнение обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере ... рублей, районный коэффициент в размере ...%, северная надбавка в размере ...%, ежемесячные премиальные вознаграждения согласно коллективному договору.

В соответствии со статьями 45-59 Трудового кодекса РФ работодатель вправе заключать (присоединяться) к отраслевым (межотраслевым) территориальным и иным тарифным соглашениям, регулирующим особенности труда работников, права и обязанности работников и работодателей и устанавливающим дополнительные льготы, надбавки и компенсации за работу в определенной отрасли или на определенной территории.

В силу положений статей 9, 50 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В силу статьи 56 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, предусмотренные как индивидуальным трудовым договором, так и коллективным договором и отраслевым соглашением.

В 2007 году между Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы (ОТС РФ), действующее с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года.

В соответствии с Соглашением его действие распространятся на работодателей организаций и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном этим Соглашением. Организации отрасли, на которые не распространяются нормы Соглашение, вправе присоединиться к нему (п.п. 1.6; 10.4 ОТС).

Из пункта 1.7 Соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Указанное Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

В случае отсутствия в Организации коллективного договора данное Соглашение имеет прямое действие.

Вышеуказанным Соглашением с 1 января 2008 года установлена базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере не менее ... рублей. Для многоотраслевых предприятий ЖКХ при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда производственного подразделения применяется коэффициент особенностей работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения.

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (71/08-10 от 05 сентября 2007 года), опубликовано в журнале «Труд и Страхование» (№ 10/11, 2007) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.

19 декабря 2007 года в «Российской газете» № 484 опубликовано письмо Минздравсоцразвития РФ от 13 декабря 2007 года № 389-ТГ «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 года», в котором работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 8 статьи 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ о присоединении к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В соответствии со статьёй 48 Трудового кодекса РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвёртой указанной статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

По смыслу приведенной нормы следует, что действие соглашения распространяется как на работодателей, не участвовавших в заключение соглашения, которые на момент опубликования предложения о присоединении осуществляли деятельность в соответствующей отрасли и в установленный законом срок не заявили о своём отказе от присоединения к нему, так и на работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение.

Из пункта 1.6 Отраслевого соглашения следует, что действие Соглашения распространяется на работодателей Организаций (Приложение № 1 к указанному Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношений, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном данным Соглашением.

Анализ Приложения № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы свидетельствует о том, что ЭМУП «Жилкомхоз» относится к организациям, на которые, при выполнении определенных требований закона и соглашений, распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

27 декабря 2007 года ЭМУП «Жилкомхоз» направлен в адрес Министерства здравоохранения и социального развития РФ отказ от присоединения к ОТС РФ на 2008-2010 годы, с приложением протокола консультаций с профкомом ЭМУП «Жилкомхоз».

В соответствии с частью 2 статьи 48 Трудового кодекса РФ срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Согласно пункту 10.7 ОТС РФ по ЖКХ на 2008-2010 годы в случае истечения срока действия Соглашения, установленные в нем нормы и положения, сохраняют силу до заключения нового или изменения действующего Соглашения.

Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных
предприятий», Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, согласно части 2 статьи 48 ТК РФ, достигли договоренности о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы на три года с 01 января 2011 год по 01 января 2014 года, о чем 19 февраля 2010 года принято Соглашение, зарегистрированное 02 апреля 2010 года. Указанное Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный номер 145/11-14 от 2 апреля 2010 года (письмо Роструда от **.**.** №...-ТЗ).

9 июня 2010 года Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, достигли договоренности об установлении с 1 января 2011 года базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства, газификации, эксплуатации газового хозяйства РФ в размере не ниже ... рублей.

Однако, в нарушение статьи 48 Трудового кодекса РФ Соглашение от 19 февраля 2010 года, Соглашение от 9 июня 2010 года на сайте Минздравсоцразвития РФ не размещено, официально не опубликовано в газете «Ваше право», либо ином другом источнике публикации, а также отсутствует предложение Министра здравоохранения и социального развития РФ о присоединении к Соглашению о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на период с 01 января 2011 года по 01 января 2014 года, что подтверждается письмом № 22-5-4 468 от 6 мая 2011 года, письмом № 22-5-2436 от 27 июля 2011 года.

Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено, что предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, каковым, в силу Положения о Министерстве здравоохранениями социального развития РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, являлось Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям не участвовавшим в заключении данного соглашения.

В соответствии со статьёй 49 Трудового кодекса РФ изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Учитывая, что в отраслевое соглашение были внесены изменения Соглашением от 19 февраля 2010 года, в соответствии с которым действие данного Соглашения продлено на три года и вводится в действие с 1 января 2011 года, то в отношении указанного Соглашения действует механизм присоединения, предусмотренный статьёй 48 Трудового кодекса РФ (ст. 49 ТК РФ). Нарушения, допущенные в порядке осуществления механизма присоединения к соглашению о продлении, выразившиеся в несвоевременном официальном размещении и опубликовании текста соглашения, а также в отсутствии предложения о присоединении к соглашению, повлекли за собой нарушение права работодателя на отказ от присоединения к соглашению.

Таким образом, отсутствие официально опубликованного предложения Минздравсоцразвития РФ о присоединении к соглашению «О продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» от 19 февраля 2010 года, а также к Соглашению о внесении изменений в раздел «Оплата труда» от 9 июня 2010 года в пролонгированное Соглашение, устанавливающее базовую месячную тарифную ставку рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального комплекса РФ не ниже ... рублей, позволяет работодателю не применять условия пролонгированного соглашения, так как нарушен порядок его заключения.

Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных
предприятий», Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, согласно части 2 статьи 48 ТК РФ, достигли договоренности об установлении с 1 января 2012 года базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства, газификации, эксплуатации газового хозяйства РФ в размере не ниже ... рублей, в связи с чем пункт 2.3 раздела «Оплата труда» ОТС РФ на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года изложен в новой редакции: «С 1 января 2012 года базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже ... рублей». Указанное Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный номер 177/11-14 от 15 апреля 2011 года (письмо Роструда от 15.04.2010 № 1625-ТЗ).

Министерство здравоохранения и социального развития РФ своим письмом № 22-5/10/2-9333 от 20 сентября 2011 года известило работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ о том, что на федеральном уровне заключено Соглашение о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в газете «Ваше право» и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ. Предложено работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения присоединиться к нему и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 8 статьи 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ о присоединении к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленного ТК РФ.

Разрешая ходатайство ответчика о пропуске срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, суд учитывает, что по условиям Соглашения обязанность информирования работников о его заключении, содержании, внесении в него изменений, на работодателя не возлагается.

В соответствии со статьёй 392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.

При пропуске по уважительным причинам сроков для обращения с иском в суд, они могут быть восстановлены судом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут быть признаны обстоятельства, которые препятствовали работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора: болезнь истца, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольным членом семьи.

Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.

То обстоятельство, что истцу это стало известно о нарушении своих прав от работников другого предприятия, не является уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, поскольку право на получение заработной платы в большем размере возникло именно в момент вступления указанных соглашений в силу их опубликования, и с этого момента начинает течь срок обращения в суд за защитой нарушенного права. Соответственно о праве на получение заработной платы, исчисленной из минимальной тарифной ставки, определённой Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, пролонгированным на период 2011-2013 годов, с внесёнными в него изменениями, истец должна была узнать после опубликования Соглашения о внесении изменений и дополнений в отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, Соглашений о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года, либо их публикации, как нормативно-правовых актов, в информационных справочных системах для всеобщего доступа. О размерах начисленной и выплачиваемой заработной платы истцу было известно из ежемесячно получаемых расчётных листков, в которых указаны виды выплат и их размер.

Однако в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав истец обратилась только **.**.**, то есть с пропуском установленного ТК РФ срока.

Статьёй 199 ГК РФ установлено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представила, судом таковых не установлено, соответственно в удовлетворении требований за период с **.**.** по **.**.** года должно быть отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд.

В ЭМУП «Жилкомхоз» выплата заработной платы производится ... и ... числа следующего месяца.

Соответственно, на момент обращения Моисеенковой Н.В. в суд с иском, ею была получена зарплата за **.**.** года, исходя из этого, перерасчёт возможен за период **.**.** года.

Давая оценку правомерности заявленных требований за указанный период, суд исходит из следующего.

**.**.** создана Ассоциация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, участником которой являлось и ЭМУП «Жилкомхоз».

Общим собранием членов Ассоциации муниципальных предприятий ЖКХ Республики Коми **.**.** года утверждена новая редакция Устава Ассоциации предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики.

Согласно Уставу целями и задачами Республиканского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми» являются:

- представительство законных интересов и защита прав членов объединения работодателей в сфере социально-партнёрских отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (п. ...);

- участие от имени своих членов в комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений содействие заключению и реализации тарифных отраслевых (профессиональных) соглашений, разрешению коллективных трудовых споров (п. ...).

В силу пункта 3.1 Устава, для выполнения уставных целей и задач Ассоциация осуществляет представление интересов членов Ассоциации в органах законодательной и исполнительной власти, в отношениях с профсоюзом и другими общественными организациями.

**.**.** проведено общее собрание членов Ассоциации МП ЖКХ РК, на котором решались вопросы, в том числе, по выборам председателя ассоциации, и ОТС. Председателем ассоциации была избрана С2., по результатам собрания было предложено исполнительному директору подготовить документы – заявление о вхождении в состав Общероссийского объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» в качестве членской организации и письмо о делегировании прав (СКП) на подписание ОТС РФ на 2008-2010 годы.

Представитель ЭМУП «Жилкомхоз» в данном собрании участия не принимал.

**.**.** за №... было подготовлено заявление в адрес Совета директоров Общероссийского отраслевого Объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» о делегировании ассоциацией предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми «Союзу коммунальных предприятий» право подписания Отраслевого Тарифного Соглашения по РФ на 2008-2010 годы от имени ассоциации предприятий ЖКХ РК, направленное заказным письмом.

Согласно уточнённым данным Общероссийского объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми делегировала ОООР «Союз коммунальных предприятий» право подписания ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы заявлением №... от **.**.**.

Судом проверялось наличие кворума при проведении общего собрания членов Ассоциации МП ЖКХ РК **.**.**.

Как следует из ответа Ассоциации предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми №... от **.**.** на запрос Минархстроя РК от **.**.**, членами Ассоциации являются ... предприятий.

При этом из указанных ... предприятий ... были приняты в члены Ассоциации **.**.** на заседании Совета Ассоциации предприятий ЖКХ Республики Коми.

То есть на момент проведения общего собрания членов Ассоциации **.**.**, которое предшествовало заседанию Совета Ассоциации, членами Ассоциации являлись ... предприятий.

Согласно протоколу общего собрания членов Ассоциации от **.**.** на нём присутствовали ... членов Ассоциации, при исключении из числа которых С3., являвшегося на тот момент уже руководителем Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», и С1. являвшегося на тот момент исполнительным директором Ассоциации, и, соответственно, не являвшихся представителями членов Ассоциации, оставалось ... членов Ассоциации, которые принимали участие в общем собрании.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком не представлено.

В силу пункта 5.3 Устава Ассоциации предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, утверждённого общим собранием членов Ассоциации муниципальных предприятий ЖКХ Республики Коми **.**.**, собрание членов Ассоциации считается правомочным, если на нём присутствуют более половины членов Ассоциации.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что кворум на общем собрании членов Ассоциации **.**.** имелся, собрание было правомочно принимать соответствующие решения.

Исходя из буквального толкования протокола общего собрания членов Ассоциации МП ЖКХ РК от **.**.**, суд приходит к выводу, что на нём принималось решение о делегировании Союзу коммунальных предприятий права подписания ОТС РФ на 2008-2010 годы, поскольку само поручение о подготовке письма о делегировании свидетельствует о том, что по данному вопросу было принято решение о необходимости делегирования прав на подписание ОТС РФ на 2008-2010 годы, а направление указанного письма являлось лишь реализацией принятого решения. Соответственно, председатель Совета Ассоциации, отправляя соответствующее письмо в ОООР «Союз коммунальных предприятий», действовала в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Доводы третьего лица Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о несоблюдении норм части 2 статьи 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» судом отвергнуты исходя из следующего.

Указанной нормой закреплено положение, что решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятии.

Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» отрицает факт дачи такого согласия на вступление ЭМУП «Жилкомхоз» в Ассоциацию предприятий ЖКХ Республики Коми, истцом, его представителем, третьим лицом Рескомом профсоюза работников ЖКХ Республики Коми не представлено доказательств, опровергающих указанные обстоятельства.

Однако суд принимает во внимание, что в силу статьи 36 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», указанный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть 2 декабря 2002 года.

Поскольку Эжвинское муниципальное предприятие «Жилкомхоз» являлось стороной учредительного договора Ассоциации муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства РК, который заключен **.**.**, то есть данные действия имели место ещё до принятия вышеуказанного закона, соответственно, его нормы в части необходимости согласия собственника имущества унитарного предприятия на участие унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации, при условии участия на момент принятия закона унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации, распространяться не могут. То есть согласие Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», как собственника имущества ЭМУП «Жилкомхоз» на участие ЭМУП «Жилкомхоз» в Ассоциации предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не требовалось, поскольку ЭМУП «Жилкомхоз» являлось членом Ассоциации с **.**.** года, не выходило из нее, и не принималось в её члены после 2 декабря 2002 года – даты вступления Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в силу.

Учредительный договор Ассоциации муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от **.**.** подписан от имени Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» директором С4., а печать стоит Эжвинского предприятия «Жилкомхоз», однако данные обстоятельства не имеют юридического значения, поскольку ЭМУП «Жилкомхоз» являлось правопреемником ЭП «Жилкомхоз», а С4. его директором.

С учётом указанных обстоятельств судом отвергнуты доводы ответчика о том, что на него не распространяются нормы Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, поскольку имел место отказ от присоединения к нему **.**.**, исходя из следующего.

ЭМУП «Жилкомхоз» являлось членом Ассоциации предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. В силу действовавшего устава Ассоциации, она осуществляла представление интересов членов Ассоциации в органах законодательной и исполнительной власти, в отношениях с профсоюзом и другими общественными организациями.

Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми делегировала ОООР «Союз коммунальных предприятий» право подписания ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы.

Вступив в Ассоциацию, ЭМУП «Жилкомхоз», являясь её членом, доверило Ассоциации представление своих интересов в том числе, в отношениях с профсоюзами и другими общественными организациями, которая делегировала ОООР «Союз коммунальных предприятий» право подписания ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы, и тем самым ЭМУП «Жилкомхоз» опосредованно через Ассоциацию, как член последней, уполномочило ОООР «Союз коммунальных предприятий» от его имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Отраслевое тарифное соглашение.

Согласно информации, представленной Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных
предприятий», ни ЭМУП «Жилкомхоз», ни региональная организация по Республике Коми в сфере жилищно-коммунального хозяйства членами ОООР «Союз коммунальных предприятий» не являются, следовательно ЭМУП «Жилкомхоз» не является членом объединения работодателей, заключивших соглашение.

Из ответа Министерства труда и социального развития РФ от **.**.** года следует, что ЭМУП «Жилкомхоз» направляло в адрес Министерства здравоохранения и социального развития РФ отказ от присоединения к ОТС РФ на 2008-2010 годы с приложением протокола консультаций с профкомом ЭМУП «Жилкомхоз» в установленный законом 30-дневный срок.

В силу статьи 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном указанным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Пунктом 9.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы установлено, что изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимной договоренности сторон.

Согласно пункту 2.4 ОТС в ЖКХ РФ базовый размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда увеличивается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Размер этой ставки устанавливается ежегодно Союзом коммунальных предприятий, Профсоюзом жизнеобеспечения и доводится до Организаций, указанных в Приложении № 1 к указанному Соглашению

Таким образом, стороны Соглашения еще при его заключении определили порядок увеличения базового размера тарифной ставки рабочего первого разряда, а также ежегодного установления его размера и доведения до сведения предприятий - участников ОТС в ЖКХ РФ. При этом необходимо отметить, что приведенным Соглашением существо первоначального Соглашения не изменялось, а в соответствии с ранее достигнутой договоренностью и во исполнение условий Соглашения стороны по взаимному согласию установили новый базовый размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, о чем информировали участников Соглашения.

Суд считает, что Соглашение о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», не распространяется на ЭМУП «Жилкомхоз», по следующим основаниям.

ЭМУП «Жилкомхоз» опосредованно через Ассоциацию предприятий жилищно-коммунального хозяйства РК уполномочило ОООР «Союз коммунальных предприятий» на заключение ОТС РФ на 2008-2010 годы.

При этом стороной указанного Соглашения от работодателей являлось ОООР «Союз коммунальных предприятий».

Истцом, его представителем, третьим лицом не представлено суду доказательств, что Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства РК уполномочила ОООР «Союз коммунальных предприятий» на заключение Соглашения о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы на три года с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года.

ОООР «Союз коммунальных предприятий» документов, подтверждающих делегирование Ассоциацией предприятий жилищно-коммунального хозяйства РК права на рассмотрение вопроса о продлении срока действия ранее заключенного Соглашения, не представлено, высказана позиция, что такового не требуется.

Таким образом, суд считает, что действие соглашения о внесении изменений в раздел «Оплата труда» ОТС в ЖКХ ПФ может быть распространено лишь на стороны Соглашения, то есть применительно к работодателям – на тех, кто в участвовал в заключении соглашения о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения непосредственно либо путём делегирования права на заключение указанного соглашения.

Поскольку соглашение от 19 февраля 2010 года о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2011 годы на три года с 01 января 2011 год по 01 января 2014 года, не было опубликовано, оно не могло распространять своё действие на работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Последние не уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах по вопросам продления срока действия ОТС и заключения соглашения о продлении срока действия ОТС. Соответственно на указанных лиц не могут распространяться и изменения, вносимые в указанное соглашение о продлении срока действия ОТС.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что отказаться от присоединения к Соглашению о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» могли лишь работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения, а как установлено в судебном заседании, ЭМУП «Жилкомхоз» ни лично, ни опосредованно через Ассоциацию предприятий жилищно-коммунального хозяйства РК, не уполномочивало ОООР «Союз коммунальных предприятий» от своего имени участвовать в коллективных переговорах по поводу заключения соглашения о продлении срока действия ранее заключенного Отраслевого тарифного соглашения и заключении такого Соглашения, то есть ЭМУП «Жилкомхоз» не участвовало в заключение Соглашения о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения.

Соответственно, нормы Соглашения о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года с последующими изменениями и дополнениями не распространяются и на ЭМУП «Жилкомхоз».

Статья 9 Трудового кодекса РФ устанавливает недопустимость ограничения трудовых прав работников или снижения уровня гарантий в коллективных договорах и соглашениях по сравнению с действующим законодательством.

Из материалов дела не следует, что предусмотренные законом трудовые права истца в части размера заработной платы были ограничены или иным образом снижены гарантии, установленные трудовым законодательством. Заработная плата истцу начисляется в соответствии с коллективным договором и Положением об оплате и стимулировании труда. Ответчик не делегировал право на обсуждение вопроса о продлении срока действия ранее заключенного Соглашения, нормы которого на него распространялись, поэтому положения Соглашения о продлении и последующие внесённые в него изменения не могут быть распространены на работников ЭМУП «Жилкомхоз». При этом Трудовой кодекс РФ не содержит норм о преимуществе коллективного договора перед отраслевым и иным соглашением, либо наоборот, что согласуется с положениями ратифицированных Российской Федерацией Конвенций Международной Организации Труда № 48 от 1949 года « О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» и № 154 от 1983 года «О содействии коллективным переговорам».

Исходя из вышеизложенного, нарушений трудовых прав истца ответчиком не установлено.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Моисеенковой Н.В. к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011-2013 годы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме, то есть 29 октября 2012 года.

Председательствующий судья

Копия верна: В.М. Соболев

2-928/2012 ~ М-903/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Моисеенкова Нина Васильевна
Ответчики
ЭМУП "Жилкомхоз"
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
Судья
Соболев Виталий Михайлович
Дело на странице суда
ejvasud--komi.sudrf.ru
01.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2012Передача материалов судье
01.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2012Судебное заседание
30.08.2012Судебное заседание
18.09.2012Судебное заседание
26.09.2012Судебное заседание
09.10.2012Судебное заседание
24.10.2012Судебное заседание
09.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2012Дело оформлено
28.12.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее