№ 2-4023/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Фроловой Е.П.
с участием: истицы Костериной Т.А.
с участием представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Воронеже по доверенности Швецовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костериной Тамары Андреевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (государственное учреждение) о признании уважительной причины пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по социальной доплате к пенсии до прожиточного минимума за период с июля 2012 года по декабрь 2012 года в сумме 1455 рублей 42 коп.,
установил:
Костерина Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании уважительной причины пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по социальной доплате к пенсии до прожиточного минимума за период с июля 2012 года по декабрь 2012 года в сумме 1455 рублей 42 копейки, ссылаясь на то, что она является получателем трудовой пенсии по старости и с указанного времени получает пенсию в размере менее прожиточного минимума. После получения из клиентской службы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации уведомления на установление федеральной социальной доплаты к пенсии, Костерина Т.А. обратилась с заявлением на получение доплаты к пенсии и произвести социальную доплату до прожиточного минимума пенсионера. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации отказано в установлении социальной доплаты к пенсии с 01.07.2012 года по 31.12.2012 года, так как указанная выплата устанавливается только по заявительному принципу с 1-го числа месяца следующего за месяцем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением. Полагая, что срок на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии истицей был пропущен по уважительной причине, обратилась в суд с настоящим иском (л.д. 3).
В судебном заседании истица Костерина Т.А. поддержала изложенное в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Швецова И.В. против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что Костерина Т.А. является получателем трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что размер пенсии Костериной Т.А. составил ниже прожиточного минимума, в адрес Костериной Т.А. 20.06.2012 года направлено уведомление о праве на социальную доплату (л.д.9). 05.12.2012 года аналогичное уведомление было направлено в адрес Костериной Т.А. (л.д.7 об.).
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Из правового анализа указанных выше положений Федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Законом Воронежской области от 01.11.2011 года № 158 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2012 финансовый год» была установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2012 год для установления социальной доплаты к пенсии в сумме 5 329 рублей.
В соответствии с Законом Воронежской области от 04.12.2012 года № 136-О «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2013 финансовый год» была установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2013 год для установления социальной доплаты к пенсии в сумме 5 947 рублей.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера в соответствии со ст. 12 ч. 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17.07.1999 года учитываются суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Социальная доплата к устанавливается с 1-го числа месяца следующего за месяцем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия..
Федеральная социальная доплата устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплату достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании заявления истца от 26.12.2012 года с 01.01.2013 года Костериной Т.А. была установлена федеральная социальная доплата. Данная доплата должна включаться в размер материального обеспечения пенсионера при определении права на получение социальной доплаты, поскольку обладает вышеприведенными признаками.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, судом установлено, что обращений истца в Управление с заявлением об установлении федеральной социальной доплаты в ранний период не было, доказательств уважительности причин пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии истцом не представлено.
Кроме того, суд не принимает во внимание довод истицы о том, что она не получила уведомление о праве на установление федеральной социальной доплаты к пенсии, датированное от 20.06.2012 года, поскольку законом не предусмотрено извещение пенсионеров об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии, поскольку факт их получения носит общедоступный характер, в связи с чем суд также не принимает во внимание указание истицы о ее незнании об изменениях законодательства, регулирующих ее право на получение социальной доплаты, представив суду распечатку об официальных изданиях публикаций в отношении данных правоотношений.
С учетом изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Костериной Тамары Андреевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (государственное учреждение) о признании уважительной причины пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по социальной доплате к пенсии до прожиточного минимума за период с июля 2012 года по декабрь 2012 года в сумме 1455 рублей 42 коп., оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение изготовлено в окончательной форме 02.07.2013 г.
№ 2-4023/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Фроловой Е.П.
с участием: истицы Костериной Т.А.
с участием представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Воронеже по доверенности Швецовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костериной Тамары Андреевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (государственное учреждение) о признании уважительной причины пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по социальной доплате к пенсии до прожиточного минимума за период с июля 2012 года по декабрь 2012 года в сумме 1455 рублей 42 коп.,
установил:
Костерина Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании уважительной причины пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по социальной доплате к пенсии до прожиточного минимума за период с июля 2012 года по декабрь 2012 года в сумме 1455 рублей 42 копейки, ссылаясь на то, что она является получателем трудовой пенсии по старости и с указанного времени получает пенсию в размере менее прожиточного минимума. После получения из клиентской службы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации уведомления на установление федеральной социальной доплаты к пенсии, Костерина Т.А. обратилась с заявлением на получение доплаты к пенсии и произвести социальную доплату до прожиточного минимума пенсионера. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации отказано в установлении социальной доплаты к пенсии с 01.07.2012 года по 31.12.2012 года, так как указанная выплата устанавливается только по заявительному принципу с 1-го числа месяца следующего за месяцем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением. Полагая, что срок на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии истицей был пропущен по уважительной причине, обратилась в суд с настоящим иском (л.д. 3).
В судебном заседании истица Костерина Т.А. поддержала изложенное в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Швецова И.В. против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что Костерина Т.А. является получателем трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что размер пенсии Костериной Т.А. составил ниже прожиточного минимума, в адрес Костериной Т.А. 20.06.2012 года направлено уведомление о праве на социальную доплату (л.д.9). 05.12.2012 года аналогичное уведомление было направлено в адрес Костериной Т.А. (л.д.7 об.).
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Из правового анализа указанных выше положений Федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Законом Воронежской области от 01.11.2011 года № 158 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2012 финансовый год» была установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2012 год для установления социальной доплаты к пенсии в сумме 5 329 рублей.
В соответствии с Законом Воронежской области от 04.12.2012 года № 136-О «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2013 финансовый год» была установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2013 год для установления социальной доплаты к пенсии в сумме 5 947 рублей.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера в соответствии со ст. 12 ч. 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17.07.1999 года учитываются суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Социальная доплата к устанавливается с 1-го числа месяца следующего за месяцем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия..
Федеральная социальная доплата устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплату достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании заявления истца от 26.12.2012 года с 01.01.2013 года Костериной Т.А. была установлена федеральная социальная доплата. Данная доплата должна включаться в размер материального обеспечения пенсионера при определении права на получение социальной доплаты, поскольку обладает вышеприведенными признаками.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, судом установлено, что обращений истца в Управление с заявлением об установлении федеральной социальной доплаты в ранний период не было, доказательств уважительности причин пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии истцом не представлено.
Кроме того, суд не принимает во внимание довод истицы о том, что она не получила уведомление о праве на установление федеральной социальной доплаты к пенсии, датированное от 20.06.2012 года, поскольку законом не предусмотрено извещение пенсионеров об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии, поскольку факт их получения носит общедоступный характер, в связи с чем суд также не принимает во внимание указание истицы о ее незнании об изменениях законодательства, регулирующих ее право на получение социальной доплаты, представив суду распечатку об официальных изданиях публикаций в отношении данных правоотношений.
С учетом изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Костериной Тамары Андреевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (государственное учреждение) о признании уважительной причины пропуска на обращение к ответчику за выплатой социальной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по социальной доплате к пенсии до прожиточного минимума за период с июля 2012 года по декабрь 2012 года в сумме 1455 рублей 42 коп., оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение изготовлено в окончательной форме 02.07.2013 г.