Судья Моховой М.Б. Дело № 33а-7121/2020
№ 2а-4984/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» февраля 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Суслова К.К., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Маркиной И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе первого заместителя начальника Южного ГУ < Ф.И.О. >1 В.В. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 30 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту - Банк России) обратился в суд с административным исковым заявлением к КПК «Доверие», < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >10, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >11, < Ф.И.О. >12, < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >13, < Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >14, < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >15, < Ф.И.О. >8 о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Доверие» (местонахождение: 350049, <...>, оф. 133, ИНН 2635088530, ОГРН 1062635107589, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 20.04.2006г., регистрирующий орган Инспекция Федеральной налоговой службы по <...>).
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе осуществления контрольно-надзорных функций по результатам рассмотрения акта проверки КПК «Доверие» от 26.10.2017г. о деятельности КПК «Доверие» за 9 месяцев 2017 года Отделением по <...> Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации вынесено предписание № Т307-27-47/467ДСП от 18.01.2018г. «О запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов» (далее - Предписание от 18.01.2018г.).
Согласно Предписанию от 18.01.2018г. КПК «Доверие» обязан провести мероприятия по устранению нарушений законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма согласно Федеральному закону от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», требованиям пункта 7 части 4 статьи 6 Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009г. № 190-ФЗ и пункта 1.14 Указания Банка России от 28.12.2015г. <...>-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».
По результатам рассмотрения документов, полученных Банком России от КПК «Доверие» установлено, что для соблюдения пункта 1.14 Указания Банка России <...>-У решением Правления кооператива часть привлеченных денежных средств по договорам передачи личных сбережений членов КПК «Доверие» перераспределена в паевой фонд, что противоречит пункту 15 части 3 статьи 1 и части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ.
Установленная Предписанием от 18.01.2018г. обязанность по обеспечению соблюдения требований пункта 7 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ и пункта 1.14 Указания Банка России <...>-У не исполнена.
По факту вновь выявленного нарушения пункта 15 части 3 статьи 1 и части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ, а также непредставления отчётности Южным главным управлением ЦБ РФ вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 09.07.2018г. № Т3-2-1-9/22336 (далее - Предписание от 09.07.2018г.), в соответствии с которым КПК «Доверие» обязан в установленный срок (не позднее 10 дней с даты получения) устранить указанные нарушение норм Федерального закона и предоставить отчет об исполнении Предписания от 09.07.2018г. и информацию о принятых мерах, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности кооператива указанного нарушения.
Административным истцом установлен факт нарушения требований пункта 10 Предписания от 18.01.2018г., а именно, КПК «Доверие» не предоставляет информацию о соблюдении запрета на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов с 15.03.2018г.
Банк России полагает, что нарушение кооперативом требований Федерального закона № 190-ФЗ и нормативных актов Банка России, неисполнение пункта 10 Предписания от 18.01.2018г. и Предписания от 09.07.2018г. об устранении нарушений законодательства РФ в установленный Банком России срок являются достаточными основаниями для ликвидации КПК «Доверие» в принудительном порядке, в связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда <...> от <...> в удовлетворении административного искового заявления Центрального Банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации отказано.
С указанным решением суда не согласился первый заместитель начальника Южного ГУ Банка России Тюменцев В.В. и подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений, выслушав представителей Банка России Манакову Л.В., < Ф.И.О. >19, поддержавших доводы жалобы, председателя правления КПК «Доверие» < Ф.И.О. >20, представителя КПК «Доверие» < Ф.И.О. >21, полагавших обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Банка России, суд первой инстанции указал, что административным истцом по результатам рассмотрения информации, предоставленной кооперативом, не установлен факт осуществления привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. При этом, в ходе судебного заседания доказано, что в части устранения нарушений Федерального закона № 115-ФЗ, требования предписывающей части Предписания от 18.01.2018г. устранены.
Также, суд первой инстанции указал, что в Предписании Банка России от 09.07.2018г. незаконность перевода в паенакопления части привлеченных денежных средств истцом не доказана, исходя из смысла указанных истцом и ответчиком доводов и толкования Федерального закона № 190-ФЗ. Кроме того, представителем административного истца в судебном заседании не было указано на то каким образом можно было устранить выявленные Банком России нарушения.
Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, при неправильном применении норм материального права.
Так, из материалов дела следует, что 20.04.2006г. был создан КПК «Доверие», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно Государственному реестру кредитных потребительских кооперативов (www.cbr.ru) в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «Доверие» является действующим юридическим лицом, и действующим членом Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы». Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно п. 1, пп. 1 - 3 п. 3, п. 5 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью не кредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности не кредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009г. № 190-ФЗ, кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Положением пп. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009г. № 190-ФЗ предусмотрено, что обращение в судебные органы с заявлением о ликвидации является функцией Банка России.
Согласно предписанию Банка России о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от 18.01.2018г. № Т307-27-47/467ДСП КПК «Доверие» обязан устранить нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также обеспечить соблюдение требований пункта 7 части 4 статьи 6 Федерального Закона № 190-ФЗ и пункта 1.14 Указания Банка России от 28.12.2015г. <...>-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание <...>-У), обеспечив выполнение финансового норматива ФН7 (финансовый норматив соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом).
Из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма КПК «Доверие» устранены.
Предписанием Банка России от 14.02.2019г. № ТЗ-2-1-7/5451 для КПК «Доверие» изменены сроки предоставления документов, указанные в пункте 10 предписания от 18.01.2018г. № Т307-27-47/467ДСП.
Вместе с тем, судом установлено, что правлением КПК «Доверие» с целью приведения значения финансового норматива ФН7 в соответствие требованиям Указания <...>-У принято решение о перераспределении части привлеченных денежных средств членов (пайщиков) КПК «Доверие» по договорам передачи личных сбережений в паевой фонд.
Таким образом, значение финансового норматива ФН7 приведено к минимально допустимому значению (81,87%) с нарушением требований Федерального закона № 190-ФЗ и Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в связи с чем КПК «Доверие» направлено предписание об устранении нарушений пункта 15 части 3 статьи 1 и части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ.
Кроме того, КПК «Доверие» проинформирован письмами Южного ГУ Банка России от 24.07.2018г. № ТЗ-2-1-7/24387 и от 07.08.2019г. № ТЗ-2-1-7/27141 о нарушении законодательства.
Однако, из материалов дела следует, что в настоящий момент кооперативом достигается соблюдение финансового норматива ФН7 формально и неправомерно.
Так, кооператив путем перераспределения трансформирует обязательства в виде привлеченных денежных средств пайщиков на условиях возвратности, срочности, платности в собственный капитал (паевой фонд).
Вместе с тем, в дополнительных соглашениях с пайщиками КПК «Доверие» содержатся условия о возвратности, платности, срочности, а также сохранено право собственности члена кооператива на передаваемые личные сбережения, что противоречит пункту 10 части 3 статьи 1 Федерального закона № 190-ФЗ.
Кроме того, на всю сумму переданных денежных средств в том числе на перераспределённую в паевой фонд, члену кооператива за использование его денежных средств начисляются компенсационные выплаты по выбранной пайщиком ранее (при заключении договора передачи личных сбережений) программе.
При этом пунктом 13 части 3 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрено, что начисления на паевые взносы - это денежные средства, начисляемые за счет части доходов кредитного кооператива по итогам его деятельности за финансовый год, распределяемые пропорционально сумме паевых взносов каждого члена кооператива.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное и фиксированное начисление процентов за пользование Кооперативом денежными средствами, размещенными в паевой фонд.
Данная трансформация приводит к занижению в знаменателе показателя ПДС, с целью исключения их из расчета финансового норматива ФН7.
Между тем, при устранении нарушения, связанного с приведением финансового норматива ФН7 к минимально допустимому значению, установленному Указанием <...>-У, кооперативом допущены новые нарушения законодательства, а именно: допущено нарушение пунктов 10, 13 и 15 части 3 статьи 1 Федерального закона № 190-ФЗ, в связи с чем, устранение нарушения законодательства обеспечено противозаконным способом, что свидетельствует о неисполнении КПК «Доверие» предписания Банка России от 18.01.2018г. № Т307-27-47/467ДСП от 09.07.2018г. № ТЗ-2-1-9/22336.
На основании п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом; в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктами «г» и «д» данного пункта); г) нарушения установленного Федеральным законом от <...> № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы; д) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от <...> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом.
Кроме того, факт невыполнения в установленный срок законного предписания Банка России установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2019г., которым отказано КПК «Доверие» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.2019г. <...> о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 500000 рублей.
Следовательно, КПК «Доверие» подлежит принудительной ликвидации в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Банка России, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверному толкованию норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Доводы административного ответчика о том, что предписания Банка России от 18.01.2018г. № Т307-27-47/467ДСП от 09.07.2018г., № ТЗ-2-1-9/22336 исполнены, а также о том, что административным истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований о ликвидации КПК «Доверие», опровергаются представленным в материалах дела вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2019г., которым постановление от 29.03.2019г. <...> о привлечении КПК «Доверие» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, признано законным и обоснованным.
Кроме того, указанные доводы были проверены и получили оценку в ходе рассмотрения судом вышестоящей инстанции дела об административном правонарушении о привлечении КПК «Доверие» к административной ответственности.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу первого заместителя начальника Южного ГУ Банка России Тюменцева В.В. удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 30 сентября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Центрального Банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации к КПК «Доверие», < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >10, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >11, < Ф.И.О. >12, < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >13, < Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >14, < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >15, < Ф.И.О. >8 о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Доверие» (местонахождение: 350049, <...>, оф. 133, ИНН 2635088530, ОГРН 1062635107589, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 20.04.2006г., регистрирующий орган Инспекция Федеральной налоговой службы по <...>) удовлетворить.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Доверие» (ИНН 2635088530, ОГРН 1062635107589).
Обязать осуществить ликвидацию кредитного потребительского кооператива «Доверие» его учредителей (участников): < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >10, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >11, < Ф.И.О. >12, < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >13, < Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >14, < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >15.
Установить срок для осуществления связанных с ликвидацией действий - 6 месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи