Дело №6-1334/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 июля 2017 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г.Калининграда Подушкин О.В., при секретаре Козловой Д.Н., рассмотрев материалы дела о привлечении к административной ответственности Водяницкого О. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по г. Калининграду направлены в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Водяницкого О.С.
Как следует из представленных материалов, 12 июня 2017 года в 15 часов 30 минут Водяницкий О.С., находясь в общественном месте по адресу: <адрес> в нарушение установленного порядка принимал участие в несогласованном с органами местного самоуправления по месту и времени публичном мероприятии – шествии на тему «О коррупции в РФ» с использованием наглядной агитации (резиновые утки, мандарины, плакат «Россия без коррупции»), при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несогласованном мероприятии не реагировал, чем нарушил пп. 1, 2 ч. 3 ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
12 июня 2017 года по данному факту в отношении Водяницкого О.С. уполномоченным должностным лицом УМВД России по Калининградской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его представители, в судебном заседании вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признали, поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу об административном правонарушении. Указали, что никакой атрибутики Водяницкий О.С. при себе не имел, никаких лозунгов не скандировал, однако был задержан сотрудниками полиции, а затем доставлен в отдел полиции. О планируемом шествии ничего не знал, подошел к участникам шествия с целью узнать их политические мотивы, в момент задержания находился рядом с ними, пытался предотвратить, по его мнению, необоснованные действия сотрудников полиции.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного ст. 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном ст. 7 данного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 указанной статьи уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Согласно ст. 5 Закона Калининградской области от 26.12.2012 № 188 «Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в уполномоченный орган государственной власти или администрацию муниципального образования (далее - уполномоченные органы) организатором публичного мероприятия лично или через своего представителя в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Полномочия представителя должны быть удостоверены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующий уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня проведения публичного мероприятия - в день его получения) обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона (п.1 ст. 8 указанного Закона).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что 29 мая 2017 года в администрацию городского округа «Город Калининград» от организатора Ч.И.В. поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 12 июня 2017 года с 14 часов 00 минут до 17 часов 00 минут на площади Победы, предполагаемое количество участников мероприятия – до 200 человек.
В тот же день в администрацию городского округа «Город Калининград» организатором Ч.И.В. подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования 12 июня 2017 года с 14 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, место проведения публичного мероприятия: 1. сквер у памятника «Землякам-космонавтам»; 2. площадь им. Маршала А.М. Василевского; 3. г. Калининград, сквер у Дома Искусств (проспект Ленинский), предполагаемое количество участников мероприятия – до 150 человек.
29 мая 2017 года в администрацию городского округа «Город Калининград» поступило уведомление от организатора Алексеева О.А. о проведении публичного мероприятия в форме шествия 12 июня 2017 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, маршрут движения участников публичного мероприятия: от гостиницы «Калининград», расположенной по адресу: <адрес> по Ленинскому проспекту до площади Победы, предполагаемое количество участников мероприятия – 500 человек.
По результатам рассмотрения уведомлений организаторам публичных мероприятий были предложены альтернативные места их проведения, тем самым, проведение публичных мероприятий в указанных в уведомлениях местах не было согласовано уполномоченным органом.
Между тем, 09 июня 2017 года в сети Интернет было размещено обращение, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащее указание на отказ в согласовании проведения митингов, шествий и пикетов, и предложение организовать 12 июня 2017 года в 14 часов 00 минут массовую прогулку граждан по маршруту от гостиницы «Калининград» до ТРЦ «Европа» и обратно (против часовой стрелки), взяв в руки флаги России и вооружившись другой значимой атрибутикой (уточки, мандарины и др. – атрибуты местного протестного движения).
Судом установлено, что Водяницкий О.С. 12 июня 2017 года в день празднования государственного праздника «День России» в 15 часов 30 минут принимал участие в составе группы лиц в не согласованном администрацией городского округа «Город Калининград» публичном мероприятии в форме шествия, участниками которого использовалась такая атрибутика как значки с изображением желтой уточки, игрушки в форме уток и мандарины.
Материалами дела достоверно подтверждается, что Водяницкому О.С. было известно, в том числе, от сотрудников полиции, о том, что соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия не было согласовано уполномоченным органом, тем не менее, он принял в нем участие, не отреагировав на законные требования сотрудников полиции о прекращении несогласованного шествия, а также препятствовал выполнению ими служебных обязанностей, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения Водяницким О.С. административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:
- рапортами сотрудников ОБ ППСМ УМВД России по г. Калининграду от 12.06.2017;
- объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от 12.06.2017;
- информацией, размещенной в сети Интернет;
- материалами фотофиксации;
- уведомлением организатора публичного мероприятия А.О.А. и ответом администрации городского округа «Город Калининград» по результатам рассмотрения уведомления;
- объяснениями В.И.А., Э.А.В. и Ф.В.С. от 12.06.2017;
- рапортами оперативного дежурного ДЧ УМВД России по г. Калининграду М.Р.А. от 12.06.2017;
- рапортами сотрудников полиции И.О.В. и С.Н.Н., производивших видеофиксацию;
- рапортом начальника ООП УМВД России по г. Калининграду А.В.С. от 12.06.2017;
- рапортом начальника ООГАЗ УОООП УМВД России по Калининградской области М.С.Ю. от 12.06.2017;
- материалами видеофиксации;
- протоколом об административном правонарушении от 12.06.2017, а также другими материалами дела об административном правонарушении.
Допрошенный в судебном заседании свидетель М.Г.И. также подтвердил изложенные в деле обстоятельства, указав, что при съемке шествия для своего блога в сети «Интернет», был очевидцем того как сотрудниками полиции был задержан Водяницкий О.С., находившийся среди его участников. Указанные обстоятельства также подтверждаются предоставленной свидетелем видеозаписью, просмотренной в ходе судебного заседания.
Существенных нарушений требований действующего законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами допущено не было.
Прихожу к выводу, что виновность Водяницкого О.С. в совершении правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую его деяние по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Представленные в материалы дела доказательства отвечают признакам допустимости, достоверности и достаточности, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в его совершении.
Доводы Водяницкого О.С. и его представителей, приведенные в судебном заседании, не являются основанием для его освобождения от административной ответственности и не ставят под сомнение доказанность его вины в совершении указанного административного правонарушения. Неустранимые сомнения по делу, которые должны быть истолкованы в его пользу, отсутствуют. Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей, в исходе данного дела или допущенных ими злоупотреблениях не установлено, оснований ставить под сомнение факты, указанные в рапортах, объяснениях сотрудников полиции и зафиксированные в протоколе об административном правонарушении, не имеется.
Законность действий сотрудников полиции в судебном порядке проверена и сомнений не вызывает.
Порядок и основания прекращения публичного мероприятия установлены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ основанием прекращения публичного мероприятия является неисполнение организатором публичного мероприятия, предусмотренной п. 1 ч. 4 ст. 5 настоящего Федерального закона, обязанности подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 приведенного Федерального закона.
При наличии оснований для прекращения публичного мероприятия сотрудники полиции, в случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия, принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Полномочия сотрудников полиции регламентированы в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
В силу п. 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте).
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что Водяницкий О.С., являясь участником несогласованного публичного мероприятия, был осведомлен сотрудниками полиции о противоправности таких действий и необходимости их прекращения, однако данному требованию не подчинился.
Таким образом, доставление Водяницкого О.С. в отдел полиции было направлено на пресечение нарушений общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, основано на строгом соблюдении законности, в частности Федерального закона «О полиции» и четком исполнении сотрудниками полиции должностных обязанностей.
Со стороны публичных властей были выполнены требования Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», обязывающие донести до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения, и оснований считать публичное мероприятие согласованным не имелось.
В данном случае характер совершенного правонарушения по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, объектом посягательства которого является общественный порядок и общественная безопасность, необходимость соблюдения и охраны которых вытекают из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Оснований для освобождения Водяницкого О.С. от административной ответственности не усматриваю, совершенное им административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела, не может быть признано судьей малозначительным.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является, по мнению суда, воспрепятствование со стороны Водяницкого О.С., выполнять сотрудникам полиции, возложенные на них служебные обязанности.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом личности виновного, считаю необходимым назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Водяницкого О. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и назначит ему наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Разъяснить Вдяницкому О.С., что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ он должен уплатить административный штраф через банк не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, после чего незамедлительно представить в Ленинградский районный суд г. Калининграда документ, свидетельствующий об уплате штрафа. В случае невыполнения этих требований документы для принудительного взыскания суммы штрафа могут быть направлены судебному приставу-исполнителю, а Водяницкий О.С. - привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 27.07.2017.
Судья О.В. Подушкин