Дело № 2-2003/2019
УИД:66RS0011-01-2019-002454-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск – Уральский 19 декабря 2019 года
Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области
в составе председательствующего судьи Пастуховой Н.А.,
при секретаре Пунане Е.М.,
с участием помощника прокурора Баскакова Д.И., представителей ответчика Антоновой А.Н., Костоусовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Каменска - Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области «Каменск-Уральский психоневрологический интернат», министерству социальной политики Свердловской области об устранении нарушений, возложении обязанности организации финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Каменска - Уральского обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области «Каменск-Уральский психоневрологический интернат», министерству социальной политики Свердловской области об устранении нарушений, возложении обязанности организации финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой г. Каменска-Уральского проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности Государственным автономным учреждением социального обслуживания населения Свердловской области «Каменск-Уральский психоневрологический интернат» (далее - ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ»), расположенного по адресу: 623412, ***, в ходе которой установлено нарушение требований пожарной безопасности, в связи с чем, истец просит обязать Министерство социальной политики Свердловской области профинансировать, а ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ» выполнить следующие работы: в здании, расположенном по адресу: ***, литер «В» (***) обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, заменив на новые пожарные извещатели, кабельные линии пожарной сигнализации и оповещений; обеспечить звуковой сигнал СОУЭ общим уровнем звука не менее 75 дБА;
- в здании, расположенном по адресу: ***, литер «В» (***) обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, заменив на новые пожарные извещатели, кабельные линии пожарной сигнализации и оповещений; обеспечить звуковой сигнал СОУЭ общим уровнем звука не менее 75 дБА.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Каменска – Уральского поддержал заявленные требования.
Представители ответчика ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ» Антонова А.Н., действующая на основании доверенности от ***, сроком действия до *** (т. 2 л.д. 126), Костоусова Л.В. исковые требования, касающихся их учреждения, признали в полном объеме.
Представитель Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебное заседание представлен отзыв (т. 1 л.д. 119-121), согласно которому просит отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Министерства социальной политики Свердловской области, а также рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – ОДН г. Каменска-Уральского и Каменского городского округа УДН и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В период с *** до *** должностными лицами ОНД г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС Росси по Свердловской области проведены внеплановые выездные проверки соблюдения правил пожарной безопасности объектов защиты ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ», расположенных по адресу: *** целью контроля выполнения ранее выданных предписаний.
Основанием для проведения проверки послужило истечение срока ранее выданного предписания *** от *** со сроком исполнения до ***.
В ходе указанной внеплановой выездной проверки сотрудниками Госпожнадзора повторно выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, которые влекут за собой нарушение права на охрану здоровья неопределенного круга лиц, в том числе, лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, а также лиц, являющихся работниками данного учреждения.
Установлено, что в здании ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ», расположенном по адресу: *** не выполнены п.п. 1, 2, 3 предписания *** от ***, а именно:
пункт 1 - не обеспечено исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании Литер «В» (***), а именно: пожарные извещатели выработали свой срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем -10 лет; кабельные линии пожарной сигнализации и оповещения имеют повреждения и не отвечают современным требованиям пожарной безопасности, а также подлежат замене по сроку службы; звуковой сигнал СОУЭ не обеспечивает общий уровень звука не менее 75 дБА (ст. ст. 6, 52, 54, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 17.3 Свода Правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п.п. 4.1, 4.8, 5.1, 5.3 Свода Правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
пункт 2 - не обеспечено исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании Литер «Д» (***), а именно: пожарные извещатели выработали свой срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем -10 лет; кабельные линии пожарной сигнализации и оповещения имеют повреждения и не отвечают современным требованиям пожарной безопасности, а также подлежат замене по сроку службы; звуковой сигнал СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА (ст. ст. 6, 52, 54, 84 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 17.3 Свода Правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п.п. 4.1, 4.8, 5.1, 5.3 Свода Правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
пункт 3 - не обеспечено исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании Литер «А», а именно: пожарные извещатели выработали свой срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем -10 лет; кабельные линии пожарной сигнализации и оповещения имеют повреждения и не отвечают современным требованиям пожарной безопасности, а также подлежат замене по сроку службы; звуковой сигнал СОУЭ не обеспечивает общий уровень звука не менее 75 дБА (ст. ст. 6, 52, 54, 84 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 17.3 Свода Правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п.п. 4.1, 4.8, 5.1, 5.3 Свода Правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»).
В связи с повторным выявлением данных нарушений должностным лицом Госпожнадзора выдано предписание *** от *** со сроком исполнения до *** (т. 1 л.д. 21-23).
В соответствие с требованиями ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.Согласно требованиям ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с Уставом ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ» (далее «Устав») (т. 1 л.д. 66-81), утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 03.12.2013 № 1465-ПП, ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ» является юридическим лицом - некоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета (п. 4, п. 6), учредителем и собственником имущества учреждения является Свердловская область в лице Министерства социальной политики Свердловской области (п. 5), автономное учреждение приобретает от своего имени имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ (п. 9).
Согласно п. 18 Устава автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Кроме государственного задания и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию Автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной Уставом.
В соответствии с п. 20, п. 21 Устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания Автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Автономным учреждением или приобретенных Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества.
Согласно п. 2, 4, пп. 3, 4, 5 п. 11 «Положения о министерстве социальной политики Свердловской области» (т. 1 л.д. 99-106), утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 г. № 485-ПП Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики) и организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении Свердловской области (далее - подведомственные учреждения социального обслуживания). В сфере государственного управления Министерство осуществляет следующие полномочия: учредителя в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, координирует их деятельность; главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; по противодействию терроризму.
В соответствии с пп. 11, ПП. 12, пп. 13 п. 12 «Положения о министерстве социальной политики Свердловской области», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 г. № 485-ПП Министерство в целях реализации полномочия, указанного в подпункте 3 пункта 11 настоящего положения: организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности подведомственными учреждениями социального обслуживания; в целях реализации полномочия, указанного в подпункте 4 пункта 11 настоящего положения: осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, по закрепленным за ним источникам доходов областного бюджета; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации; в целях реализации полномочия, указанного в подпункте 5 пункта 11 настоящего положения: разрабатывает и реализует меры в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявления, в том числе в рамках государственных программ Свердловской области; обеспечивает соблюдение требований, в том числе юридическими и физическими лицами, к антитеррористичсской защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Свердловской области или в ведении Министерства, в распоряжении подведомственных учреждений социального обслуживания.
В ходе настоящей проверки установлено, что в целях устранения нарушений, выявленных в ходе осуществления проверочных мероприятий должностными лицами Госпожнадзора ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ» в адрес Министерства социальной политики Свердловской области направлялись заявки о выделении денежных средств (*** от ***, от ***).
Однако, в соответствии с соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидии государственному автономному учреждению, подведомственному Министерству социальной политики *** и от *** Министерством предоставлены субсидии на выполнение работ в части устранения нарушений требований противопожарного законодательства в жилом корпусе Литер «Ж» (п. 4 предписания *** от ***) и устранения нарушений требований противопожарного законодательства в корпусе Литер «А» (п. 3 предписания *** от ***, п. 3 предписания *** от ***) (т. 1 л.д. 38-41; 43-45).
Таким образом, в ходе настоящей проверки установлено, что по состоянию на *** в здании ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ», расположенном по адресу: *** корпусах: Литер «В» и Литер «Д» не выполнены п.п. 1, 2 предписаний должностных лиц Госпожнадзора *** от *** и *** от ***.
В ходе судебного заседания было установлено, что ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ» изыскал денежные средства в сумме 349 945,00 руб. необходимые для полного исполнения предписания, заключены договоры на ремонт и приобретение необходимого оборудования, срок выполнения работ предусмотрен до ***
Учитывая, что ГАУ «Каменск-Уральский ПНИ» изыскал денежные средства на исполнение предписания (экономия от финансовой деятельности), то суд считает возможным отказать в удовлетворении требований к Министерству социальной политики Свердловской области.
Поскольку на момент рассмотрения дела работы по предписанию не выполнены, то суд считает возможным согласиться с истцов по срокам устранения нарушений пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Каменска – Уральского удовлетворить частично.
Обязать Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Каменск-Уральский психоневрологический интернат» в срок до *** устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в здании, расположенном по адресу: ***, литер «В» (***) обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, заменив на новые пожарные извещатели, кабельные линии пожарной сигнализации и оповещений; обеспечить звуковой сигнал СОУЭ общим уровнем звука не менее 75 дБА;
- в здании, расположенном по адресу: ***, литер «Д» (***) обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, заменив на новые пожарные извещатели, кабельные линии пожарной сигнализации и оповещений; обеспечить звуковой сигнал СОУЭ общим уровнем звука не менее 75 дБА.
В удовлетворении требований к Министерству социальной политики Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области
Мотивированное решение вынесено 26 декабря 2019 года.
Председательствующий: Н.А. Пастухова