РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Петеян И.А.,
с участием: представителя административного ответчика администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – Зикевской С.В. ( по доверенности);
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-1178/2022 по административному исковому заявлению Луценко Андрея Борисовича, Луценко Екатерины Валентиновны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об оспаривании постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Луценко А.Б. и Луценко Е.В. обратились в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 09.02.2022 года № 553 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена», площадью 1505 кв.м., с местоположением: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Цветочная, восточнее уч.7, кадастровый квартал: 63:32:1601004, территориальная зона Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области возобновить рассмотрение заявление Луценко А.Б. и Луценко Е.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена», площадью 1505 кв.м., с местоположением: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Цветочная, восточнее уч.7, кадастровый квартал: 63:32:1601004, территориальная зона Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером.
В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы обратились в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без предварительных торгов в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1505 кв.м., с местоположением: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Цветочная, восточнее уч.7, кадастровый квартал: 63:32:1601004, территориальная зона Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, в границах согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером, в целях формирования земельного участка и последующего предоставления.
По итогам рассмотрения заявления, администрацией района было вынесено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен в собственность третьему лицу. Административные истцы считают данный отказ незаконным и недействительным, противоречащий действующему законодательству и нарушающим их права.
В судебное заседание административные истцы и их представитель не явились, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддерживает, просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала относительно заявленных административных исковых требований, ранее представила возражения относительно административных исковых требований из которых следует, что принятое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка основано на ответе Управления Росреестра по Самарской области на межведомственный запрос, к которому было приложено землеустроительное дело № в котором содержатся документы, подтверждающие право собственности третьего лица, а именно свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии 63-АА №, распоряжение о присвоении почтового адреса земельному участку № от ДД.ММ.ГГГГ. Отделом муниципального контроля администрации муниципального района <адрес> был осуществлен осмотр испрашиваемого земельного участка, был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что земельный участок не огорожен, строения и сооружения отсутствуют.
Заинтересованные лица Иванова В.Н., Саакян Л.Г., а также представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административных истцов, заинтересованных лиц.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку административным истцам о нарушении их прав стало известно после вынесения постановления за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Луценко А.Б. и Луценко Е.В. обратились в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1505 кв.м., с местоположением: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Цветочная, восточнее уч.7, кадастровый квартал: 63:32:1601004, территориальная зона Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов..
Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Основанием для отказа является п.п. 2 п. 8 ст. 39.15, п.19 ст.39.16 ЗК РФ (предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается). Формируемый земельный участок предоставлен третьему лицу.
Иные основания, положенные в основу отказа административному истцу в предварительном согласовании представления земельного участка, оспариваемое постановление не содержит.
Не согласившись с указанным Постановлением, административные истцы в установленный законом срок обратились в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
В соответствии с п.19 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 10.11 Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД (ред. от 20.12.2018) «О земле» основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являются наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации при подготовке и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как было установлено судом, администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области при рассмотрении заявления Луценко А.Б. и Луценко Е.В. был направлен межведомственный запрос в Управление Росреестра по Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на запрос Управлением Росреестра по Самарской области было направлено землеустроительное дело № в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, который находится в собственности ФИО5
Из приложенного к землеустроительному делу правоустанавливающего документа – свидетельства о государственной регистрации права 63-АА № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Иванова В.Н. является собственником земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 7-я улица, участок №-Б. Указанный земельный участок был предоставлен ей на основании Постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Ягодинской волости Ставропольского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку ФИО5 присвоен адрес: <адрес>, участок № (ранее: <адрес>, 7-я улица, участок №-Б).
Как следует из сведений ЕГРН, вышеуказанный земельный участок ранее принадлежавший Ивановой В.Н., с кадастровым номером: 63:32:1601004:7 в настоящее время находится в собственности Саакян Л.Г.
При обращении в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, административными истцами была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная кадастровым инженером. Согласно указанной схеме, испрашиваемый земельный участок, находящийся в территориальной зоне Ж1 с кадастровым кварталом 63:32:1601004 расположен между земельными участками № с кадастровым номером: 63:32:1601004:84 и №, с кадастровым номером: 63:32:1601004:7370.
Между тем, из представленной администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области схемы расположения земельных участков следует, что земельный участок принадлежащий третьему лицу, расположен также в кадастровом квартале 63:32:1601004, при этом имея место расположения между земельными участками с кадастровыми номерами: 63:32:1601004:24 и 63:32:1601004:28.
Из сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте следует, что земельный участок на который ссылается в своем отказе административный ответчик, имеет иное место расположение в отличии от испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, довод администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, положенный в основу отказа административным истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашел, полностью опровергается материалами дела. Иных доказательств, что испрашиваемый земельный участок находится в пользовании третьих лиц, суду не представлено.
Указанные обстоятельства повлекли нарушение прав и законных интересов административных истцов, лишенных возможности приобрести земельный участок по процедуре, установленной законом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что вынесенное администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ постановление № об отказе ФИО1 и ФИО2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, бесплатно, государственная собственность на который не разграничена следует признать незаконным.
Вместе с тем, признавая незаконным распоряжение постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, суд, в целях восстановления нарушенных прав административных истцов, возлагает на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления ФИО1 и ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Луценко Андрея Борисовича, Луценко Екатерины Валентиновны – удовлетворить.
Признать постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена - незаконным.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской повторно рассмотреть заявление Луценко Андрея Борисовича, Луценко Екатерины Валентиновны от 29.12.2021 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, имеющего следующие характеристики: площадью 1505 кв.м., с местоположением: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Цветочная, восточнее уч.7, кадастровый квартал: 63:32:1601004, территориальная зона Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 июля 2022 года.
Председательствующий