Дело № 2-1093/2018 04 мая 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Романчук Н.К.,
при секретаре Рычиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 04 мая 2018 года гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП России по Магаданской области Вылковой Вите Александровне, УФССП России по Магаданской области об уменьшении размера взыскиваемого исполнительского сбора, предоставлении рассрочки по его уплате,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «Спецавтохозяйство», Общество) обратилось в Магаданский городской суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП России по Магаданской области Вылковой Вите Александровне об уменьшении размера взыскиваемого исполнительского сбора, предоставлении рассрочки по его уплате.
В обоснование указало, что является должником по исполнительному производству № о взыскании в пользу бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственной пошлины. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 ноября 2017 года с истца взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 рублей.
Истец продолжительное время находится в сложном финансовом положении, денежные средства на расчетном счете арестованы на сумму 5 007 729 рублей 56 копеек, убытки предприятия согласно бухгалтерскому балансу на 2016 год составили 3 619 000 рублей, нераспределенный убыток на конец 2016 года составил 11 031 000 рублей. Поэтому своевременно производить платежи по задолженностям и по исполнительным производствам не представляется возможным.
В настоящее время в отношении ООО «Спецавтохозяйство» возбуждено 231 исполнительное производство на общую сумму 2 199 782 рубля 19 копеек.
Полагает, что при размере взысканных государственных пошлин по исполнительным листам, составляющем от 300 до 1000 рублей, взыскание исполнительского сбора в размере 10 000 рублей является несоразмерным.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также положения статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» просит уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 ноября 2017 года, на одну четвертую, то есть до 7 500 рублей, одновременно предоставив рассрочку по его уплате сроком на один год с уплатой равными долями, один раз месяц по 625 рублей.
Определением судьи Магаданского городского суда от 27 марта 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Магаданской области.
Представитель истца, судебный пристав-исполнитель Вылкова В.А., представитель УФССП России по Магаданской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Руководствуясь положениями частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области Вылковой В.А. от 17 ноября 2017 года с ООО «Спецавтохозяйство» в связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа о взыскании в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственной пошлины взыскан исполнительский сбор в сумме 10 000 рублей.
Согласно представленной истцом копии налоговой декларации за 2016 год убытки предприятия за указанный период составили 3 619 000 рублей (код строки налоговой декларации 2 500), размер кредиторской задолженности составил 9 955 000 рублей (код строки 1520), непокрытый убыток составил 11 031 000 рублей. Расчетный счет ООО «Спецавтохозяйство» в операционном офисе № 100 в г. Магадан «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) арестован, к счету имеется картотека на общую сумму 5 007 729 рублей 56 копеек.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего дела доводы истца о том, что его тяжелое материальное положение не позволяет своевременно погасить задолженность по оплате исполнительского сбора в сумме 10 000 рублей, нашли свое подтверждение.
С учетом положений частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принимая во внимание отсутствие у должника денежных средств в размере, необходимом для немедленного исполнения требований исполнительного документа, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 7 500 рублей.
Разрешая требование истца о предоставлении рассрочки уплаты исполнительского сбора суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного гражданского права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства», поэтому, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О, основания для рассрочки (отсрочки) исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки.
Принимая во внимание тяжелое финансовое положение истца, отсутствие его вины в неисполнении в установленный законом срок требований постановления о взыскании исполнительского сбора, а также учитывая количество исполнительных производств о взыскании с истца денежных средств в общей сумме 2 199 782 рубля 19 копеек, суд приходит к выводу о том, что ООО «Спецавтохозяйство» предоставлено достаточно доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности единовременно исполнить постановление о взыскании исполнительского сбора. При этом от его исполнения должник не уклоняется, виновность в его действиях не усматривается.
В этой связи суд находит возможным предоставить ООО «Спецавтохозяйство» рассрочку по взысканию исполнительского сбора в соответствии с графиком, предложенным истцом.
В силу положений части 8 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае удовлетворения исковых требований об уменьшении размера исполнительского сбора решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП России по Магаданской области Вылковой Вите Александровне, УФССП России по Магаданской области об уменьшении размера взыскиваемого исполнительского сбора, предоставлении рассрочки по его уплате удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного на общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» по исполнительному производству № постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 ноября 2017 года до 7 500 (семи тысяч пятисот) рублей.
Решение суда в части уменьшения размера исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
Предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» рассрочку по уплате исполнительского сбора в сумме 7 500 рублей сроком на один год, то есть до 04 мая 2019 года, с выплатой каждый месяц денежных средств в сумме 625 рублей в соответствии со следующим графиком:
- 625 рублей в срок не позднее 04 июня 2018 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 июля 2018 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 августа 2018 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 сентября 2018 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 октября 2018 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 ноября 2018 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 декабря 2018 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 января 2019 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 февраля 2019 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 марта 2019 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 апреля 2019 года;
- 625 рублей в срок не позднее 04 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения суда, с учетом нерабочего праздничного дня, – 10 мая 2018 года.
Судья Н.К.Романчук