Решение
Именем Российской федерации
03 декабря 2019 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Аладина Д.А.
при секретаре Надкиной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7262 по иску Меньшикова С. В. к ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области о перерасчете пенсии,
У с т а н о в и л:
Меньшиков С.В. обратился в суд с иском, которым просит включить в страховой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии период: с 16 мая 1998 года по 05 июня 2001 года в должностях: начальника финансовой службы войсковой части <номер>, инспектора расчетной кассовой финансовой группы Севастопольского гарнизона, что подтверждается записями в послужном списке из личного дела военнослужащего; обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанного выше периода, считает их необоснованными и сообщает следующее.
В обосновании иска указал, что обратился в адрес начальника управления пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области с просьбой включить в страховой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии период службы в вооруженных силах Украины с мая 1998 года по июнь 2001 года. На его обращение от <дата> по указанному вопросу за исх.<номер> от <дата> был получен ответ, в котором указывалось на невозможность включения в страховой стаж указанного периода службы по причине того, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя» основанием для включения указанного периода в страховой стаж является факт постоянного проживания на территории Крыма и г. Севастополя на <дата>, однако, с позицией пенсионного фонда он не согласен.
В судебном заседании истец Меньшиков С.В. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Ответчик ГУ УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области представитель по доверенности Морозкина Е.Ю. возражала в удовлетворении требований по основаниях, изложенным в возражениях.
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Меньшиков С. В., <дата> года рождения, является получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 9 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) с <дата>.
Как следует из представленных документов - трудовой книжки Меньшикова С.В., военного билета Меньшикова С.В., истец с <дата> по <дата> проходил действительную военную службу в должностях: начальника финансовой службы войсковой части А-2689, инспектора расчетной кассовой финансовой группы Севастопольского гарнизона.
Со дня вступления в силу Федерального Закона № 400-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п.З ст.36 Федерального Закона № 400-ФЗ).
В связи с изменением порядка исчисления трудовых пенсий с даты вступления в силу Федерального закона <номер>-Ф3, предусматривающего расчет пенсии исходя из размера страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный Фонд Российской Федерации, уплаченных за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года, законодатель в статье 30 Федерального закона №173-Ф3 установил для граждан, осуществлявших трудовую деятельность до указанной даты, преобразование их пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, составным элементом которой является исчисляемый в установленном порядке расчетный размер трудовой пенсии.
В соответствии с нормами действующего законодательства, применяются следующие варианты подсчета трудового стажа с целью оценки пенсионных прав застрахованных лиц:
1. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (данный порядок также совпадает с порядком подсчета общего трудового стажа при определении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, действовавшим до 01.01.2002 года). В указанный стаж включаются периоды работы и иной деятельности в календарном порядке, при этом не включаются периоды учебы, периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет и иные периоды;
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3 (по нормам законодательства, действовавшим до 01.01.2002 года) при определении размера пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера. В общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, в том числе периоды учебы и ухода за детьми в возрасте до 3 лет и иные периоды, с применением к соответствующим периодам в необходимых случаях льготного порядка подсчета стажа (год за полтора, год за два). Однако в этом случае имеются ограничения
при исчислении расчетного размера пенсии - он не может превышать 555 руб. 96 коп, если стаж до 01.01.2002 г. у женщин составляет 20 лет, а у мужчин-25 лет. За каждый год сверх этого стажа указанная сумма повышается на 1 %, но не более чем на 20 %.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, регулируются Международными договорами.
На основании статьи 1 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного 13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь. Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан. Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, пенсионное
обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств -участников Соглашения. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на страховую пенсию необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
Согласно указанным рекомендациям периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 4 Закона от 12.02.1993 установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно статье 1 Закона от 12.02.1993, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, что договорами (соглашениями) о социальном обеспечении. Заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают. В соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований. Созданных законодательными органами этих государств. Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза СССР, а также пенсионное обеспечение семей военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
В соответствии с нормами п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются согласно подпункту 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, во взаимосвязи нормы Соглашения от 13.03.1992 и нормы Закона от 17.12.2001, касающиеся определения общего трудового стажа, и принимая во внимание приоритет норм Соглашения от 13.03.1992 по отношению к нормам Закона от 17.12.2001, в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств-участников Содружества Независимых Государств, в общий трудовой стаж могут включаться наравне с периодами военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств бывшего СССР. Периоды прохождения военной службы в вооруженных силах государств-участников Содружества Независимых Государств в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
Поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Меньшикова С. В. к ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области о включении в страховой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии период: с 16 мая 1998 года по 05 июня 2001 года в должностях: начальника финансовой службы войсковой части А-2689, инспектора расчетной кассовой финансовой группы Севастопольского гарнизона, обязании государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанного выше периода – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.12.2019 года.
Судья: