РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2022 года Чапаевский городской суд Самарской области в составе:председательствующего судьи Законова М.Н.,при секретаре Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-35/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Самарской области к Приказчиковой ФИО6 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России №16 по Самарской области обратился в суд к Приказчиковой В.А. с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> копеек, пени в размере <Данные изъяты> рубля <Данные изъяты>. В обоснование административного иска налоговым органом указано на то, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку на его имя зарегистрированы транспортные средства. Приказчикова В.А. направлялось налоговое требование и требование об уплате транспортного налога за 2019, которое не исполнено.
В связи с неоплатой задолженности, налоговый орган обратился в суд с требованиями о взыскании с Приказчиковой В.А. указанной задолженности. Однако определением мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> судебный приказ о взыскании с административного ответчика имеющейся задолженности был отменен, что послужило основанием настоящего административного иска.
В судебное заседание представитель административного истца - налогового органа – не явился, извещался судом надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик – Приказчикова В.А., в судебном заседании возражала против административного иска, ссылаясь на то, что автомашины в настоящее время проданы, за ответчиком не числятся.
Разрешая заявленные административные требования, суд исходит из следующего.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что Приказчикова В.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в качестве налогоплательщика.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Из материалов дела следует, что Приказчиковой В.А. направлялось налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рублей, налоговое требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате в срок до <Дата обезличена> транспортного налога в размере <Данные изъяты> рублей и пени в размере <Данные изъяты>.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Приказчиковой В.А. задолженности по транспортному налога и пени в общем размере <Данные изъяты> рубля. Который определением мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> был отменен, что послужило основанием настоящего иска.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <Дата обезличена> N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Сроки предъявления требований о взыскании налоговой задолженности и обращения в суд с исковыми требованиями налоговым органом не нарушены.
Приказчиковой В.А. направлялось налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рублей, налоговое требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате в срок до <Дата обезличена> транспортного налога в размере <Данные изъяты> рублей и пени в размере <Данные изъяты> копеек.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Приказчиковой В.А. задолженности по транспортному налога и пени в общем размере 50336,73 рубля. Который определением мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> был отменен, что послужило основанием настоящего иска.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 налогового кодекса РФ).
Согласно материалам дела, срок исполнения требования об уплате налогов, истек <Дата обезличена>, в связи с чем налоговый орган обязан обратиться в суд не позднее <Дата обезличена>.
Налоговая инспекция обратилась к мировому судье <Дата обезличена> за выдачей судебного приказа в отношении ответчика, то есть в срок установленный законом, отмена судебного приказа от <Дата обезличена>.
В случае отмены судебного приказа, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (п.3 ст. 48 НК РФ).
С указанным иском налоговый орган обратился в суд <Дата обезличена>. (согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором)
Доказательств оплаты налога и пени по нему административным ответчиком не представлено. Сроки на обращение в суд не нарушены.
Ссылки ответчика на то, что в настоящее время она не является владельцем автомашин, на которые начислен транспоторный налог за <Дата обезличена>, суд не принимает. Так, согласно ответу на запрос ГИБДД <Адрес обезличен>, ФИО2 в <Дата обезличена> году являлась собственником автомашин <Данные изъяты>. Отчуждение автотранспортных средств <Данные изъяты> произведено в <Дата обезличена>.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление МИФНС России №16 по Самарской области к Приказчиковой ФИО7 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
Взыскать с Приказчиковой ФИО8 задолженность по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> копеек, пени в размере <Данные изъяты> копейки, а всего <Данные изъяты> копейки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд <Адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.