Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 03 октября 2012 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., с участием помощника прокурора Лахденпохского рай она Макиева Т.Ю., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каковки Владимира Михайловича об оспаривании Постановлений Главы Лахденпохского муниципального района,
у с т а н о в и л:
Каковка В.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными Постановлений Главы Лахденпохского муниципального района (далее по тексту ЛМР) № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории Лахденпохского городского поселения (далее по тексту ЛГП) нормативов потребления тепловой энергии для населения» и Постановления Главы ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Главы ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ №». В обоснование заявленных требований указал следующее. Полагал, что указанные Постановления противоречат положениям п.п.9 и 10 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306. В соответствии с оспариваемыми постановлениями норма расхода тепловой энергии в месяц для жителей <адрес> в <адрес> составляет 0,026751 Гкал/кВ.м. площади жилого помещения. А к примеру, для жителей <адрес> по ул.<адрес>, имеющему аналогичные конструктивные параметры, норма расхода тепловой энергии в месяц составляет 0,02075 Гкал/кв.м. площади жилого помещения. Стоимость услуги по теплоснабжению для заявителя за 1 кв.м. общей площади жилого помещения составляет: 0,026751х2095=56,04 руб., для жителей <адрес> по ул.<адрес> 43,47 руб. Установление необоснованно повышенного норматива на потребление тепловой энергии, в частности для жителей <адрес>, существенного сказалось на стоимости услуг по теплоснабжению. Заявитель указал, что оспариваемые постановления повлекшие необоснованное установление стоимости на услуги по теплоснабжению, нарушают его имущественные права, обязывая его оплачивать услуги по теплоснабжению в завышенном размере.
В связи с чем, заявитель просил признать вышеуказанные Постановления Главы ЛМР противоречащими закону и недействующими с момента издания.
В судебном заседании заявитель Каковка В.М. поддержал заявление по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что срок исковой давности им не пропущен, так как узнал о том, что норматив завышен, в 2010 году из квитанций, когда повысилась стоимость отопления.
Представитель Администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что плата за отопление определяется исходя из установленных тарифа и норматива потребления тепловой энергии. Дом заявителя отапливала фирма О для них был установлен высокий норматив, так как у них был низкий тариф. Это было сделано, чтобы уравнять стоимость отопления в городе.
Представители заинтересованного лица - ООО «Петербургтеплоэнерго», Администрации ЛГП в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
От ООО «Петербургтеплоэнерго» поступил отзыв, в котором указали, что считают заявление не подлежащим удовлетворению в связи с пропуском заявителем срока исковой давности. Сославшись на ст. 33 Устава ЛМР, п. 4 ст. 36, ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., полагали, что оспариваемые постановления не являются нормативными актами. Кроме того, нормативный акт должен быть включен в регистр муниципальных правовых актов субъекта РФ, в материалах дела данные сведения отсутствуют. Из чего, по мнению ООО «Петербургтеплоэнерго», следует, что для оспаривания указанных в заявлении постановлений установлен трехлетний срок исковой давности.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Частью 2 указанной статьи определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее РФ), органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. утверждены правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту Правила).
В пункте 4 данных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г.) указано, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
На основании подпункта «д» п. 5 Правил, при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В силу п.10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Из положений п. 42 и приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии со следующей формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги
где:
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением Главы ЛМР № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории ЛГП нормативов потребления тепловой энергии для населения» (далее по тексту Постановление №) на территории Лахденпохского городского поселения установлены нормативы потребления тепловой энергии для населения.
Постановлением Главы ЛМР № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Постановление №).
Постановлением № установлено, что норма расхода в месяц Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения по <адрес> составляет 0,026751, норма расхода на 1 чел. на 18 кв.м. на отопительный сезон составляет 5,778. Норма расхода в месяц Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения по ул. <адрес> составляет 0,02075, норма расхода на 1 чел. на 18 кв.м. на отопительный сезон составляет 4,482.
Постановление № опубликовано в газете «Призыв» Лахденпохского муниципального района за № от 20-ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Правительством РК вынесено постановление №-П «О применении в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307». В данном постановлении указано, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 и использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие в муниципальных образованиях РК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из чего следует, что оспариваемые Постановления являются действующими до настоящего времени, на основании данных постановлений населению ЛГП начисляется плата за услуги по теплоснабжению.
Согласно пункту 4 ст. 7 Устава Муниципального образования «ЛГП» (принят решением 5 сессии Совета депутатов ЛГП от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления относится регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов в сфере электро- и теплоснабжения).
Согласно пункту 5 ст. 10 Устава Муниципального образования «ЛМР» (принят решением 17 сессии 3 созыва <адрес> совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления относится регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и теплоснабжения.
Указанные уставы муниципальных образований действовали в момент принятия оспариваемых Постановлений.
Из представленных суду материалов (расчетов нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых зданий) следует, что нормативы потребления тепловой энергии для населения ЛГП устанавливались Администрацией ЛМР различными, в зависимости от того, какая организация оказывала услуги по теплоснабжению в конкретные многоквартирные дома (МУП «Тепло Лахденпохья», МУП «Теплогарант», МУП «Теплоресурс», ООО «Комфорт»). Установлен средний норматив потребления тепловой энергии по каждому предприятию, а не в зависимости от конструктивных параметров здания и степени благоустройства.
С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> услуги по теплоснабжению стала оказывать одна организация - О1, для нее был установлен тариф в размере 1775,42 руб. за 1 Гкал.
С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> услуги по теплоснабжению оказывает ООО «Петербургтеплоэнерго».
При исследовании технических паспортов на здания, расчетов нормативов потребления теплоэнергии, было установлено следующее: <адрес> двухэтажный, 1979 года постройки, материал стен - легкобетонные блоки; <адрес> по ул. <адрес> двухэтажный, 1988 года постройки, материал стен - сборные железобетонные блоки. Степень благоустройства у данных домов одинаковая, оба дома относятся ко второй категории. Норматив потребления тепловой энергии оспариваемыми постановлениями для данных домов установлен различный.
Специалисты Ч и Г в судебном заседании показали, что <адрес> и <адрес> по ул. <адрес> относятся к одной категории домов, так как имеют аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства.
На основании изложенного суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает, что при принятии оспариваемых Постановлений были нарушены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. Оспариваемыми Постановлениями норматив потребления тепловой энергии был установлен различным, в зависимости от того, какая организация оказывает многоквартирному дому услуги по теплоснабжению.
Проведенным судом сравнительным анализом конструктивных параметров зданий, показаниями допрошенных специалистов данные обстоятельства были подтверждены, в частности, в судебном заседании было установлено, что дом, в котором проживает заявитель, и дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, имеют аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, однако норматив потребления тепловой энергии в доме, где проживает заявитель выше, чем в доме, расположенном на ул. <адрес> (соответственно 0,026751 Гкал/кв.м. и 0,02075 Гкал/кв.м.). В связи с чем выше и оплата за услугу по теплоснабжению.
Представитель Администрации ЛМР сама в судебном заседании подтвердила, что норматив для дома, в котором проживает заявитель, был установлен высокий, не в зависимости от конструктивных параметров здания и степени благоустройства, а чтобы уровнять стоимость услуги по теплоснабжению для всех жителей <адрес>. То есть, фактически подтвердила доводы заявителя о незаконности оспариваемых постановлений в части, касающейся дома, где проживает заявитель.
Доводы представителя ООО «Петербургтеплоэнерго» о том, что оспариваемые Постановления не являются нормативно-правовыми актами и, как следствие, заявителем пропущен срок исковой давности, суд полагает несостоятельными. Согласно пункту 1 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15 и Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом.
Оспариваемые Постановления подпадают под признаки нормативно-правового акта: изданы в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений. Не включение оспариваемых Постановлений в регистр муниципальных правовых актов, с учетом вышеизложенного, не может свидетельствовать о том, что данные постановления не являются муниципальными правовыми актами.
Кроме того, подтвердились доводы заявителя о том, что о нарушении своих прав он узнал в ДД.ММ.ГГГГ, когда был установлен единый тариф на услуги по теплоснабжению для населения <адрес>, и в квитанциях на оплату коммунальных услуг стали указывать норматив и тариф на услугу по теплоснабжению. До этого времени расшифровка начисляемых сумм за услугу по теплоснабжению в квитанциях не указывалась, что подтверждается представленными квитанциями. Тарифы, как и нормативы услуги по теплоснабжению различались, в связи с чем, стоимость услуги по теплоснабжению для всего населения ЛГП была практически одинаковой. Таким образом, заявителем не пропущен и трехлетний срок исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ,
р е ш и л :
Заявление Каковки Владимира Михайловича удовлетворить.
Признать противоречащими закону, недействующими с момента издания положение Постановления Главы Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на территории Лахденпохского городского поселения нормативов потребления тепловой энергии для населения» и положение Постановления Главы Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в Постановление Главы Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ», устанавливающие для <адрес>, Республики Карелия нормы расхода тепловой энергии в месяц в размере 0,026751 Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения и нормы расхода тепловой энергии в размере 5,778 на одного человека на 18 кв.м. на отопительный сезон.
Опубликовать информацию о решении суда в газете «Призыв» Лахденпохского района после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А. Б. Каменев
Решение в окончательной форме составлено 08 октября 2012 года.
Председательствующий: А. Б. Каменев