Дело № 2-65/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Фатеж 25 февраля 2015 г.
Фатежский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пашкова А.И.,
при секретаре Шаламовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» в лице филиала ОСАО «Ингосстрах» в <адрес> к ФИО3 о взыскании убытков в порядке суброгации,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» в лице филиала ОСАО «Ингосстрах» в <адрес> обратились в районный суд с исковым заявлением к ФИО8 и ФИО3 о взыскании с них, как с наследников ФИО2, убытков в размере 1 407 674 рублей 66 копеек, а также взыскании расходов по оплате госпошлины. В последующем ФИО8 была признана ненадлежащим ответчиком, и истец уточнил требования к ФИО3 о взыскании в порядке суброгации убытков в размере 1 407 674 рублей 66 копеек, а также взыскании расходов по оплате госпошлины, по следующим основаниям.
Между ОСАО «Ингосстрах» и ООО «Скания Лизинг» был заключен договор добровольного страхования транспортных средств (полис СС14045358) в отношении автомобиля Scania, гос.рег.знак T008VT67RUS. Страховая сумма была определена сторонами 3 860 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ на а/д М-2 «Крым» произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Scania, гос.рег.знак T008VT67RUS, с полуприцепом КРОНЕ SD под управлением ФИО5, автомобиля ChevroletAveo, гос.рег.номер V028DE46RUS, под управлением ФИО2.
Согласно справки о дорожно-транспортном происшествии и постановления о прекращении уголовного дела виновником происшествия является ФИО2.
В результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ ДТП все транспортные средства получили механические повреждения.
Согласно Правил страхования транспортных средств ОСАО «Ингосстрах» страховое возмещение может осуществляться в денежной или натуральной форме. Возмещение ущерба в натуральной форме осуществляется посредством организации проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства по направлению страховщика или организации предоставления иных услуг организациями.
По данному страховому случаю ОСАО «Ингосстрах» выплатило за восстановительный ремонт поврежденного автомобиля страховое возмещение в общей сумме 1 790 908,11 рубля.
В соответствии с требованиями ст. 965 Гражданского кодекса РФ, к ОСАО «Ингосстрах», как к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
На основании п. 4 ст. 931 ГК РФ, в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Гражданская ответственность ФИО2 при управлении автомобилем ChevroletAveo, гос.рег.номер V028DE46RUS, за причинение вреда имуществу третьих лиц на момент ДТП была застрахована в СОАО «ВСК», страховой полис ВВВ № 0568261135.
В адрес страховщика ответчика было направлено требование о страховой выплате в счет возмещения вреда в порядке суброгации, которое было исполнено в сумме 120 000 рублей.
Таким образом, сумма материального ущерба, с учетом амортизационного износа, подлежащая оплате виновником дорожно-транспортного происшествия, составляет 1 407 674 рубля 66 копеек.
В адрес родственников ответчика были направлены претензия и напоминание о выплате убытков в порядке суброгации, которые остались без ответа со стороны членов семьи ответчика.
Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ФИО2 в результате дорожно-транспортного происшествия от полученных травм скончался.
Возникшее между ОСАО «Ингосстрах» и ФИО2 правоотношение по поводу возмещения материального ущерба, допускает правопреемство, поскольку наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Правопреемником ФИО2 является его сын ФИО3.
Просят суд взыскать в порядке суброгации с правопреемника ФИО3 в пользу ОСАО «Ингосстрах» убытки в сумме 1 407 674 (один миллион четыреста семь тысяч шестьсот семьдесят четыре) оубля 66 копеек, а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 15 238 рублей 38 копеек.
Истец Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» в лице филиала ОСАО «Ингосстрах» в <адрес> в судебное заседание не направили своего представителя, о слушании дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушание дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в судебном заседание ДД.ММ.ГГГГ заявленные исковые требования не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в дорожно-транспортном происшествии погиб его отец - ФИО2. После смерти отца принял наследство, состоящее из денежных вкладов на сумму 49 923руб.52 коп.. В рамках принятого им наследственного имущества он уже расплатился по долгам отца о чем свидетельствует решение Фатежского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а потому просит в заявленных исковых требованиях отказать полностью.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Иисследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Судом объективно установлено, что единственным наследником наследственного имущества погибшего в ДТП ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является его сын - ФИО3.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1175 ч.1 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно представленного суду свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>1, выданного 29.08.2012г. и.о. нотариуса Фатежского нотариального округа <адрес> ФИО6, наследником наследственного имущества ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из денежного вклада, находящегося на хранении в структурном подразделении ОАО «Газпромбанк» на счете № - остаток на 11.05.2012г. - 49 923 рубля 52 копейки, является его сын ФИО3.
Как следует из решения мирового судьи судебного участка <адрес> и <адрес> от 26.10.2012года, вступившего в законную силу, с ФИО3, как с наследника ФИО2, в пользу ОАО «Сбербанк России» взыскана задолженность по кредитной карте VisaClassic № (номер счета карты 40817810913008806869) в сумме 14 370 (четырнадцать тысяч триста семьдесят) рублей 61 копейка.
Как следует из решения Фатежского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, с ФИО3, как с наследника ФИО2, в пользу ОАО «Сбербанк России» в лице Курского отделения № взыскан долг по кредитному договору № от 05.05.2011г. - в сумме 35 552 (тридцать пять тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля 91 копейка, также взысканы расходы по оплате госпошлины.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.05.2012г. № «О судебной практике по делам о наследовании» разъясняет: « Под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства», « Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества», «При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников, и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества».
С учетом изложенного, суд делает вывод об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований ОСАО «Ингосстрах» о взыскании с ответчика ФИО3 в порядке суброгации убытков в размере 1 407 674,66 рублей, поскольку с ответчика в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества - 49 923 рублей 52 копеек уже взыскана задолженность по долгам наследодателя в пользу ОАО «Сбербанк России», а при недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследника.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░ 1 407 674 ░░░░░░ 66 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░