Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-121/2017 ~ М-274/2017 от 18.04.2017

Дело № 2а-121,122/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 02 июня 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Жулевич Ольги Федоровны к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решений незаконными и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Сутягин А.Н., действующий по доверенности в интересах Жулевич О.Ф. обратился в суд с административными исками к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решений незаконными и понуждении к действиям. Заявленные требования мотивированы тем, что истица ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию Мийнальского сельского поселения с заявлениями об оформлении и предоставлении ей в аренду двух земельных участков в районе <адрес> РК площадью по 1500 кв.м. каждый, для дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной собственности. К заявлениям были приложены схемы испрашиваемых земельных участков. В соответствии с законом РК от 29.12.2015г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявления истца были перенаправлены в адрес ответчика и были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. под вх., . На момент подачи заявлений и на момент публикации извещений, согласно данным Государственного земельного кадастра, испрашиваемые земельные участки, были свободны от притязаний третьих лиц, объектов капитального строительства. В официально полученном кадастровом плане территории сведений о расположении испрашиваемой территории в пределах каких-либо сформированных земельных участков, в т.ч. с номером , не имелось. Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца были направлены письма по содержанию являющиеся отказами в оформлении и предоставлении земельных участков, по тем основаниям, что границы испрашиваемых земельных участков пересекают границы уже существующего земельного участка с кадастровым номером . В соответствии с данными, содержащимися в Государственном кадастре недвижимости, границы указанного участка не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, права на него не зарегистрированы. На основании изложенного административный истец просила, признать незаконными решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика принять новые решения: утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства», категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела объединены в одно производство.

В судебное заседание административный истец Жулевич О.Ф. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Сутягин А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях. Также дополнил, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих его доводы. Приложенные карты не описывают характерных точек участка . Информация, изложенная в скриншотах и в картах, является противоречивой. Сведения о местонахождении земельного участка актуальными не являются, так как его границы не установлены. Ссылки ответчика на расположение участка в водоохраной зоне, полагал несостоятельными, так как это не является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых участков. Водоохранная зона озера Панкьярви в соответствии действующим законодательством не определены. Истец не предполагает распашку земли на участках, кроме того, заключая договор аренды, возможно внесение в договор условий о запрете определенных видов деятельности на участке. Кроме того, испрашиваемые участки располагаются на склоне, скальном выходе, где распашка земель практически невозможна.

Представитель административного ответчика – Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в суд не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Направили отзыв, в котором указали следующее. ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» были предоставлены заявления Жулевич О.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании земельных участков на праве аренды из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в ведении Мийнальского сельского поселения. Месторасположение земельных участков: <адрес>, район <адрес>, цель использования земельных участков: для ведения дачного хозяйства. Основание предоставления земельного участка без проведения торгов: п.п.15, п.2 ст.39.6 ЗК РФ. Испрашиваемые земельные участки расположены в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером . Согласно сведениям, полученным ответчиком из Государственного фонда данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, испрашиваемые участки полностью расположены на ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером . Ссылаясь на положения п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.п.1, п.16 ст.11.10 ЗК РФ, Приказ Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , указали, что в предоставленных Жулевич О.Ф. схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории, не приведено изображение границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , из которого образуются испрашиваемые Жулевич О.Ф. земельные участки. Также участки расположены в зоне ограничений градостроительной деятельности, а именно в водоохраной зоне (в прибрежной защитной и водоохраной полосе оз.Пайкъярви).     Ссылаясь на ст. 65 Водного кодекса РФ, ст.ст. 11.9, 11.10, 39.15 ЗК РФ указали, что ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе озера <адрес>, очевидно предполагающее использование земли в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта. То есть, предоставление испрашиваемых участков истцу невозможна. В связи с чем, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица –администрации Мийнальского сельского поселения (далее МСП) в суд не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено следующее.

Сутягин А.Н., действующий по доверенности в интересах Жулевич О.Ф., обратился в администрацию МСП с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ (вх.) и ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления в аренду двух земельных участков в районе <адрес> РК для дачного хозяйства, с приложением схем испрашиваемых земельных участков (л.д.6-7, 43-44).

Указанные заявления администрацией МСП были перенаправлены в адрес ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлены сообщения на заявление от 04.03.2016г., от 22.01.2016г. в которых указали, что в соответствии со ст.38.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении целей опубликовано в газете ДД.ММ.ГГГГ., на сайте администрации ЛМР и на официальном сайте хх.хх.хх. (л.д.11, 52).

ДД.ММ.ГГГГ от А Б, В, Г поступили заявки о намерении участвовать в аукционе по продаже испрашиваемых участков.

ДД.ММ.ГГГГ исх.. ответчик в адрес истца направил ответы на заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх., ДД.ММ.ГГГГ вх. в которых указал, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с тем, что в течение 30 дней со дня опубликования извещения о предварительном согласовании поступили заявки от иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже испрашиваемых участков. После обеспечения образования испрашиваемого участка и постановки его на государственный учет ответчиком будет принято решение о проведении аукциона (л.д.10, 54).

ДД.ММ.ГГГГ (исх..4-21 ответчиком в адрес истца направлены сообщения об отказе в организации аукциона по предоставлению земельного участка по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что границы, предполагаемого в образовании земельного участка, пересекают границу земельного участка, имеющего кадастровый , сведения о котором внесены в Государственный кадастр недвижимости (л.д.12, 53).

Из кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером , площадью 172300 кв.м., следует, что участок является ранее учтенным, право собственности не установлено, категория земель: земли запаса (л.д. 79).

По сообщению из Управления Росреестра по РК, на основании проектов землеустройства по упорядочиванию землепользования и приватизации земель совхоза «Яккимский» <адрес> РК (1991 г.) и проекта землеустройства по упорядочению границ земельных участков Лахденпохской сельской администрации <адрес> РК (2001 г), земельный участок с кадастровым номером был переведен в земли, закрепляемые за сельской администрацией (земли запаса) (л.д. 157-160).

Согласно сообщению ФГБУ «Главрыбвод» озеро Пайкъярви, расположено в 200-300 м. на восток от поселка Пайкярвенкюля Мийнальского сельского поселения <адрес>. Озеро Пайкъярви имеет особо ценное рыбхозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежной защитной полосы озера составляет 200 метров. Комиссией по установлению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них, организованной Северо-западным территориальным управлением Росрыболовсьва, для данного озера установлена первая категория рыбохозяйственного значения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 156).

Фактически аналогичный ответ был по запросу суда предоставлен из Федерального агентства водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления (отдел водных ресурсов по Республике Карелия) (л.д. 161-163).

Из положений ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в РК и органами государственной власти РК" (далее ЗРК №1980) следует, что органы государственной власти РК осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: городских, сельских поселений в РК в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; муниципальных районов в РК в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

В силу ст.3 ЗРК №1980 Полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти РК, уполномоченным Правительством РК.

Постановлением Правительства РК от 30.12.2015 N 446-П "О внесении изменений в Положение о Государственном комитете РК по управлению государственным имуществом и организации закупок" функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством РК земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Пунктом 6 ст.11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании п.п.3 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 2 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 13 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

На основании положений ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Озеро Пайкъярви имеет ширину прибрежной защитной полосы 200 метров, что подтверждается сведениями, предоставленными ФГБУ «Главрыбвод» и Федеральным агентством водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления (отдел водных ресурсов по Республике Карелия).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

При таких обстоятельствах     суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, испрашиваемые земельные участки располагаются в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером . Расстояние от дальней и ближней границ вышепоименованного участка до границы водного объекта составляет соответственно 116 м. и 97 м. (л.д. л.д. 130-133). Таким образом, материалами дела подтверждается факт нахождения испрашиваемых земельных участков в прибрежной защитной полосе озера Пайкъярви.

Дачное строительство в прибрежной защитной полосе озера Пайкъярви, очевидно предполагающее использование земли в сельскохозяйственных целях, и по своему назначению не исключает, а наоборот, предполагает возможность осуществления гражданином, которому будет предоставлен соответствующий земельный участок, вышеуказанных запрещенных действий, что в свою очередь повлечет нарушение установленных Водным кодексом РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ.

Ссылки представителя истца на то, что водоохранная зона и прибрежная защитная полоса озера Пайкъярви не установлены и не поставлены на реестровый учет, судом во внимание не принимаются.

Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17, органы государственной власти, указанные в п. 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

При этом положения ст. 65 ВК РФ, определяющие ширину прибрежной защитной полосы водных объектов, имеющих особо ценное рабохозяйственное значение, и ограничивающие хозяйственную и иную деятельность в водоохранных зонах, не связывают обязанность соблюдения установленных в них требований с наличием специальных информационных знаков о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и фактом постановки данных зон на кадастровый учет.

Таким образом, само по себе отсутствие специальных информационных знаков, обозначающих границы прибрежной защитной полосы озера Пайкъярви и не внесение сведений о данной границе в соответствующие реестры, не освобождает граждан от обязанности соблюдать установленные законом (в частности положениями Водного кодекса РФ) ограничения.

Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что испрашиваемые земельные участки полностью располагаются в пределах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , имеющего категорию «земли запаса».

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

На основании п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в том числе, земли запаса и земли сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положениями ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определен состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Следовательно, разрешение вопроса о переводе земельных участков из категории земель запаса в иную категорию земель является обязательным этапом предоставления административному истцу испрашиваемых земельных участков.

Административный истец с заявлениями о переводе земельных участков из земель запаса в другую категорию не обращался, что в судебном заседании не оспаривалось представителем административного истца.

Ссылки представителя административного истца на то, что границы земельного участка не определены, суд во внимание на принимает. Участок является ранее учтенным. Статья 47 Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу, если иное не установлено настоящей главой. Заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, поданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Таким образом, несмотря на то, что границы земельного участка с кадастровым номером не определены в действующим в данное время порядке, его местонахождение установлено. Согласно сведениям из программного комплекса ГИС ИнГЕО-UZR_InGeoDB, полученным по запросу суда из Управления Росреестра по РК, можно сделать однозначный вывод, что испрашиваемые участки полностью располагаются в пределах земельного участка с кадастровым (л.д. 135-136, 157-160).

Остальные доводы административного истца не состоятельны по основаниям, изложенным выше.

При таких обстоятельствах, заявленные требования не могут быть удовлетворены. В судебном заседании установлено, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены административному истцу в аренду под дачное строительство. То есть, обжалуемые отказы административного ответчика являются правомерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л :

Административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    

Председательствующий: А.Б. Каменев

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2017 года.

Председательствующий:      А.Б. Каменев

Копия верна: судья                     А.Б. Каменев

2а-121/2017 ~ М-274/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жулевич Ольга Федоровна
Ответчики
Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок
Другие
администрация Мийнальского сельского поселения
Сутягин Александр Николаевич
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Каменев А.Б.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
18.04.2017Регистрация административного искового заявления
18.04.2017Передача материалов судье
21.04.2017Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2017Предварительное судебное заседание
18.05.2017Судебное заседание
02.06.2017Судебное заседание
07.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2017Дело оформлено
10.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее