Дело № 2а-121,122/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 02 июня 2017 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Жулевич Ольги Федоровны к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решений незаконными и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Сутягин А.Н., действующий по доверенности в интересах Жулевич О.Ф. обратился в суд с административными исками к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решений незаконными и понуждении к действиям. Заявленные требования мотивированы тем, что истица ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию Мийнальского сельского поселения с заявлениями об оформлении и предоставлении ей в аренду двух земельных участков в районе <адрес> РК площадью по 1500 кв.м. каждый, для дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной собственности. К заявлениям были приложены схемы испрашиваемых земельных участков. В соответствии с законом РК от 29.12.2015г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявления истца были перенаправлены в адрес ответчика и были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. под вх.№, №. На момент подачи заявлений и на момент публикации извещений, согласно данным Государственного земельного кадастра, испрашиваемые земельные участки, были свободны от притязаний третьих лиц, объектов капитального строительства. В официально полученном кадастровом плане территории сведений о расположении испрашиваемой территории в пределах каких-либо сформированных земельных участков, в т.ч. с номером №, не имелось. Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца были направлены письма по содержанию являющиеся отказами в оформлении и предоставлении земельных участков, по тем основаниям, что границы испрашиваемых земельных участков пересекают границы уже существующего земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с данными, содержащимися в Государственном кадастре недвижимости, границы указанного участка не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, права на него не зарегистрированы. На основании изложенного административный истец просила, признать незаконными решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика принять новые решения: утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства», категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела объединены в одно производство.
В судебное заседание административный истец Жулевич О.Ф. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Сутягин А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях. Также дополнил, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих его доводы. Приложенные карты не описывают характерных точек участка №. Информация, изложенная в скриншотах и в картах, является противоречивой. Сведения о местонахождении земельного участка № актуальными не являются, так как его границы не установлены. Ссылки ответчика на расположение участка в водоохраной зоне, полагал несостоятельными, так как это не является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых участков. Водоохранная зона озера Панкьярви в соответствии действующим законодательством не определены. Истец не предполагает распашку земли на участках, кроме того, заключая договор аренды, возможно внесение в договор условий о запрете определенных видов деятельности на участке. Кроме того, испрашиваемые участки располагаются на склоне, скальном выходе, где распашка земель практически невозможна.
Представитель административного ответчика – Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в суд не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Направили отзыв, в котором указали следующее. ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» были предоставлены заявления Жулевич О.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании земельных участков на праве аренды из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в ведении Мийнальского сельского поселения. Месторасположение земельных участков: <адрес>, район <адрес>, цель использования земельных участков: для ведения дачного хозяйства. Основание предоставления земельного участка без проведения торгов: п.п.15, п.2 ст.39.6 ЗК РФ. Испрашиваемые земельные участки расположены в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером №. Согласно сведениям, полученным ответчиком из Государственного фонда данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, испрашиваемые участки полностью расположены на ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №. Ссылаясь на положения п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.п.1, п.16 ст.11.10 ЗК РФ, Приказ Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указали, что в предоставленных Жулевич О.Ф. схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории, не приведено изображение границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, из которого образуются испрашиваемые Жулевич О.Ф. земельные участки. Также участки расположены в зоне ограничений градостроительной деятельности, а именно в водоохраной зоне (в прибрежной защитной и водоохраной полосе оз.Пайкъярви). Ссылаясь на ст. 65 Водного кодекса РФ, ст.ст. 11.9, 11.10, 39.15 ЗК РФ указали, что ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе озера <адрес>, очевидно предполагающее использование земли в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта. То есть, предоставление испрашиваемых участков истцу невозможна. В связи с чем, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица –администрации Мийнальского сельского поселения (далее МСП) в суд не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Сутягин А.Н., действующий по доверенности в интересах Жулевич О.Ф., обратился в администрацию МСП с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) и ДД.ММ.ГГГГ (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления в аренду двух земельных участков в районе <адрес> РК для дачного хозяйства, с приложением схем испрашиваемых земельных участков (л.д.6-7, 43-44).
Указанные заявления администрацией МСП были перенаправлены в адрес ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлены сообщения на заявление № от 04.03.2016г., № от 22.01.2016г. в которых указали, что в соответствии со ст.38.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении целей опубликовано в газете ДД.ММ.ГГГГ., на сайте администрации ЛМР и на официальном сайте хх.хх.хх. (л.д.11, 52).
ДД.ММ.ГГГГ от А Б, В, Г поступили заявки о намерении участвовать в аукционе по продаже испрашиваемых участков.
ДД.ММ.ГГГГ исх.№.№ ответчик в адрес истца направил ответы на заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх.№, ДД.ММ.ГГГГ вх.№ в которых указал, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с тем, что в течение 30 дней со дня опубликования извещения о предварительном согласовании поступили заявки от иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже испрашиваемых участков. После обеспечения образования испрашиваемого участка и постановки его на государственный учет ответчиком будет принято решение о проведении аукциона (л.д.10, 54).
ДД.ММ.ГГГГ (исх.№.4-21 ответчиком в адрес истца направлены сообщения об отказе в организации аукциона по предоставлению земельного участка по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что границы, предполагаемого в образовании земельного участка, пересекают границу земельного участка, имеющего кадастровый №, сведения о котором внесены в Государственный кадастр недвижимости (л.д.12, 53).
Из кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 172300 кв.м., следует, что участок является ранее учтенным, право собственности не установлено, категория земель: земли запаса (л.д. 79).
По сообщению из Управления Росреестра по РК, на основании проектов землеустройства по упорядочиванию землепользования и приватизации земель совхоза «Яккимский» <адрес> РК (1991 г.) и проекта землеустройства по упорядочению границ земельных участков Лахденпохской сельской администрации <адрес> РК (2001 г), земельный участок с кадастровым номером № был переведен в земли, закрепляемые за сельской администрацией (земли запаса) (л.д. 157-160).
Согласно сообщению ФГБУ «Главрыбвод» озеро Пайкъярви, расположено в 200-300 м. на восток от поселка Пайкярвенкюля Мийнальского сельского поселения <адрес>. Озеро Пайкъярви имеет особо ценное рыбхозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежной защитной полосы озера составляет 200 метров. Комиссией по установлению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них, организованной Северо-западным территориальным управлением Росрыболовсьва, для данного озера установлена первая категория рыбохозяйственного значения (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 156).
Фактически аналогичный ответ был по запросу суда предоставлен из Федерального агентства водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления (отдел водных ресурсов по Республике Карелия) (л.д. 161-163).
Из положений ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в РК и органами государственной власти РК" (далее ЗРК №1980) следует, что органы государственной власти РК осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: городских, сельских поселений в РК в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; муниципальных районов в РК в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу ст.3 ЗРК №1980 Полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти РК, уполномоченным Правительством РК.
Постановлением Правительства РК от 30.12.2015 N 446-П "О внесении изменений в Положение о Государственном комитете РК по управлению государственным имуществом и организации закупок" функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством РК земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Пунктом 6 ст.11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п.п.3 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 2 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 13 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
На основании положений ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Озеро Пайкъярви имеет ширину прибрежной защитной полосы 200 метров, что подтверждается сведениями, предоставленными ФГБУ «Главрыбвод» и Федеральным агентством водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления (отдел водных ресурсов по Республике Карелия).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, испрашиваемые земельные участки располагаются в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером №. Расстояние от дальней и ближней границ вышепоименованного участка до границы водного объекта составляет соответственно 116 м. и 97 м. (л.д. л.д. 130-133). Таким образом, материалами дела подтверждается факт нахождения испрашиваемых земельных участков в прибрежной защитной полосе озера Пайкъярви.
Дачное строительство в прибрежной защитной полосе озера Пайкъярви, очевидно предполагающее использование земли в сельскохозяйственных целях, и по своему назначению не исключает, а наоборот, предполагает возможность осуществления гражданином, которому будет предоставлен соответствующий земельный участок, вышеуказанных запрещенных действий, что в свою очередь повлечет нарушение установленных Водным кодексом РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ.
Ссылки представителя истца на то, что водоохранная зона и прибрежная защитная полоса озера Пайкъярви не установлены и не поставлены на реестровый учет, судом во внимание не принимаются.
Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17, органы государственной власти, указанные в п. 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
При этом положения ст. 65 ВК РФ, определяющие ширину прибрежной защитной полосы водных объектов, имеющих особо ценное рабохозяйственное значение, и ограничивающие хозяйственную и иную деятельность в водоохранных зонах, не связывают обязанность соблюдения установленных в них требований с наличием специальных информационных знаков о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и фактом постановки данных зон на кадастровый учет.
Таким образом, само по себе отсутствие специальных информационных знаков, обозначающих границы прибрежной защитной полосы озера Пайкъярви и не внесение сведений о данной границе в соответствующие реестры, не освобождает граждан от обязанности соблюдать установленные законом (в частности положениями Водного кодекса РФ) ограничения.
Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что испрашиваемые земельные участки полностью располагаются в пределах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, имеющего категорию «земли запаса».
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в том числе, земли запаса и земли сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определен состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Следовательно, разрешение вопроса о переводе земельных участков из категории земель запаса в иную категорию земель является обязательным этапом предоставления административному истцу испрашиваемых земельных участков.
Административный истец с заявлениями о переводе земельных участков из земель запаса в другую категорию не обращался, что в судебном заседании не оспаривалось представителем административного истца.
Ссылки представителя административного истца на то, что границы земельного участка № не определены, суд во внимание на принимает. Участок является ранее учтенным. Статья 47 Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу, если иное не установлено настоящей главой. Заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, поданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Таким образом, несмотря на то, что границы земельного участка с кадастровым номером № не определены в действующим в данное время порядке, его местонахождение установлено. Согласно сведениям из программного комплекса ГИС ИнГЕО-UZR_InGeoDB, полученным по запросу суда из Управления Росреестра по РК, можно сделать однозначный вывод, что испрашиваемые участки полностью располагаются в пределах земельного участка с кадастровым № (л.д. 135-136, 157-160).
Остальные доводы административного истца не состоятельны по основаниям, изложенным выше.
При таких обстоятельствах, заявленные требования не могут быть удовлетворены. В судебном заседании установлено, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены административному истцу в аренду под дачное строительство. То есть, обжалуемые отказы административного ответчика являются правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л :
Административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2017 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Копия верна: судья А.Б. Каменев