РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ
Кореневский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кошминой М.Д.,
при секретаре Кравцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Медведева В. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> «О досрочном назначении трудовой пенсии по старости»,
УСТАНОВИЛ:
Медведев В.В. обратился в суд с иском к УПФР по <адрес>) «О досрочном назначении трудовой пенсии по старости». В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в МКОУ « Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР по <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Однако, в досрочном назначении трудовой пенсии ему было отказано, как не имеющему требуемого специального стажа. Не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (по нормам ранее действовавшего законодательства) период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба по призыву в составе Вооруженных Сил С..
Просит: признать решение УПФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать УПФР по <адрес> засчитать ему в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба по призыву в составе Вооруженных Сил С. и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по нормам ранее действовавшего законодательства (второй вариант решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года).
В судебном заседании истец Медведев В.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР по <адрес> - Деркач Т.Ф. просила в удовлетворении исковых требований Медведева В.В., отказать. При этом пояснила суду, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба по призыву в составе Вооруженных Сил С. - не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № период военной службы не предусмотрен. Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета М. Р. от 06.09.1991г. № период военной службы не предусмотрен. Пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета М. С. от 17.12.1959г. № 1397, данный период может быть включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с вышеназванным Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Порядок подсчета стажа с учетом Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации № от 17.10.2003г. «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в
соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на дату установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст.7 ФЗ N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено в судебном заседании, истец Медведев В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на действительной срочной службе в Советской Армии в воинском звании рядовой. ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность организатора по общественно- полезному труду Кореневской средней школы №1, ДД.ММ.ГГГГ переведен учителем трудового обучения, где по настоящее время работает в данной должности. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой серии АТ-VI № на имя Медведева В.В. (л.д. 9-10), военным билетом серии МН № на имя Медведева В.В. (л.д. 11-15), справкой № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Отделом военного комиссариата <адрес> (л.д. 16) и не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Медведев В.В. обратился в УПФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (л.д.18).
Отказывая Медведеву В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности УПФР по <адрес> в решении № от ДД.ММ.ГГГГ указал, что период службы истца в составе Вооруженных Сил С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был засчитан в специальный стаж поскольку, действующее законодательство возможности такого зачета, не предусматривает. По нормам ранее действовавшего законодательства данный период не засчитан в специальный стаж так как, в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, специальный стаж истца должен быть выработан полностью. Не предусматривает возможности зачета спорного периода Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-8).
Суд считает такие действия УПФР по <адрес> неправомерными, нарушающими право Медведева В.В. на пенсионное обеспечение.
Так, во время военной службы истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, подпунктом «г» пункта 1 которого было предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил С..
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения время работы, указанной в этом Положении, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Под «настоящим Постановлением» в указанной норме понимается Постановление Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым устанавливалась продолжительность специального стажа, а также был утвержден перечень организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию по выслуге лет.
По смыслу приведенной нормы, продолжительность предусмотренных Положением дополнительных периодов работы и иной деятельности, включаемой в педагогический (медицинский) стаж, не должна превышать 1/3 от общей продолжительности специального стажа, а 2/3 этого стажа должно приходиться на педагогическую (или иную) деятельность, которая предусмотрена основным Постановлением.
Во время дальнейшей трудовой деятельности истца работа, которая включается в специальный педагогический стаж, предусматривалась иными нормативными актами, поскольку Постановление Совета М. С. N 1397 от ДД.ММ.ГГГГ в 1993 году утратило силу (в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 953).
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, на период прохождения истцом действительной срочной службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в части 3 статьи 55 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, ссылку представителя ответчика на Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», суд считает несостоятельной.
Как следует из материалов дела, периоды работы Медведева В.В., включенные в специальный стаж пенсионным органом в бесспорном порядке, составляют на ДД.ММ.ГГГГ 24 года 4 месяца 19 дней, то есть более 2/ 3 требуемого стажа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба по призыву в составе Вооруженных Сил С. подлежит включению в специальный стаж, дающий право Медведеву В.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
На основании изложенного, суд также приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно пункту 2 данной статьи днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 данного Федерального закона.
На основании изложенного, срок назначения Медведеву В.В. пенсии, согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», должен определяться со дня обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
При таких обстоятельствах исковые требования Медведева В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Медведева В. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> «О досрочном назначении трудовой пенсии по старости», удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> засчитать Медведеву В. В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей период:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба по призыву в составе Вооруженных Сил С..
Назначить Медведеву В. В. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Кореневский районный суд.
Председательствующий М.Д. Кошмина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.