Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4741/2023 ~ М-3874/2023 от 07.07.2023

УИД 63RS0031-01-2023-004859-70

номер производства 2а-4741/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 14 июля 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

с участием: помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Бурмистрова К.Ю.,

представителя административного истца Краснова А.В.,

административного ответчика Дивакова К.Н. (посредством видеоконференц-связи),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4741/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области к Дивакову Константину Николаевичу об установлении административного надзора,

установил:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что Диваков К.Н. осужден 22.05.2012 <данные изъяты> городским судом Самарской области по ст.105 ч.1 УК РФ к 12 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима (впоследствии неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменялась в порядке ст.80 УК РФ на ИР, а затем ИР на лишение свободы – оставшийся к отбытию срок 3 месяца 6 дней). 28.08.2023 Диваков К.Н. освобождается из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области и следует к месту жительства по адресу: <адрес>, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве. Осужденный за время отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно, установленный режим отбывания наказания соблюдает, не трудоустроен, но от выполнения работ в порядке ст.106 УИК РФ, не отказывается, социально-полезные связи не нарушены, в связи с чем, административный истец просит установить административный надзор в отношении Дивакова К.Н. сроком на 10 лет с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, с возложением на срок административного надзора ограничений в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в отдел полиции по месту жительства для регистрации; запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с работой; запрета посещать организации, осуществляющие продажу алкогольной продукции на розлив.

Копия административного искового заявления, с приложенными к нему материалами вручены Дивакову К.Н., что подтверждается распиской.

Представитель административного истца - ФКУ ИК -29 УФСИН России по Самарской области – Краснов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Диваков К.Н. в судебном заседании просил снизить срок административного надзора и уменьшить количество явок в ОВД.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить административное исковое заявление, суд считает административное исковое заявление обоснованным, вместе с тем подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

    Согласно части 1 статьи 3 ФЗ-64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ-64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания).

На основании ст. 5 ч. 1 п. 2, ст. 5 ч. 3 п. 1 ФЗ -64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 2 ст. 3 настоящего ФЗ, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Статьей 86 УК РФ (в редакции до начала действия Федерального закона от 23.07.2013 №218-ФЗ) предусмотрено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкое преступление - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Диваков К.Н. 22.05.2012 осужден <данные изъяты> городским судом Самарской области за совершение 19.04.2011 особо тяжкого преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ к 12 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

30.07.2021 Самарским областным судом при рассмотрении в порядке апелляции постановления <данные изъяты> районного суда Самарской области от 01.04.2021 (отказано в удовлетворении ходатайства в порядке ст.80 УК РФ), ходатайство Дивакова К.Н. о замене неотбытой части наказания в порядке ст.80 УК РФ на более мягкое наказание – исправительные работы было удовлетворено.

23.05.2023 <данные изъяты> районным судом гор.Самары неотбытая часть наказания в виде исправительных работ Дивакову К.Н. была заменена на лишение свободы сроком 3 месяца 6 дней в исправительной колонии особого режима.

Указанным выше приговором установлено, что Диваковым К.Н. совершено особо тяжкое преступление при наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений.

        

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области об установлении в отношении Дивакова К.Н. административного надзора обоснованным, с установлением в отношении последнего административного надзора сроком на 08 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку последний имеет непогашенную судимость за совершение преступления, относящегося к категории особо тяжких при наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений. При этом, установление административного надзора при наличии ряда обстоятельств, имеющих место быть в данном случае, прямо предусмотрено законодательством РФ, то есть носит императивный характер.

Кроме того, установление административного надзора и возложение в связи с этим на Дивакова К.Н. административных ограничений не ухудшает его положение, как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства, какие - либо его права при этом не нарушаются и в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.

    На основании ст. 4 ч. 1 ФЗ-64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

    Частью 8 ст. 272 КАС РФ предусмотрено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ). Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Разъяснениями пункта 30 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации установлено, что с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.

    Пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 № 15 предусматривает, что в случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства, пребывания или фактического нахождения лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре). В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства, пребывания или фактического нахождения, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

    При установлении обязанностей административного надзора суд учитывает данные о личности Дивакова К.Н., изложенные в характеристике на осужденного, утвержденной начальником ИК-29 УФСИН России по Самарской области, согласно которым Диваков К.Н. за время отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно, установленный режим отбывания наказания соблюдает, поощрений и взысканий не имеет, не трудоустроен, но от выполнения работ в порядке ст.106 УИК РФ, не отказывается, социально-полезные связи не нарушены.

    В период отбывания наказания в исправительном учреждении злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания Диваков К.Н. не признавался.

    Принимая во внимание изложенные выше сведения, характеризующие Дивакова К.Н., сведения о состоянии здоровья последнего, характер совершенного преступления и обстоятельства, при которых Диваковым К.Н. было совершено преступление, то обстоятельство, что после освобождения из мест лишения свободы Диваков К.Н. следует к месту жительства по адресу: <адрес> в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить Дивакову К.Н. следующие ограничения: обязательную явку три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение посещения баров, ресторанов и иных общественных организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив, поскольку преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с трудовыми отношениями, поскольку преступление совершено в 23 часа 30 минут.

Оснований для установления максимального количества явок - 4 для регистрации в отдел полиции, как просил административный истец, суд не усматривает, поскольку считает, что установление количества явок в органы внутренних дел для регистрации (3 раза в месяц) в достаточной мере будет способствовать оказанию на Дивакова К.Н. индивидуального профилактического воздействия.

    Оснований для установления иных ограничений судом не установлено.

Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи, не являются чрезмерными, а лишь ставят в зависимость совершение тех или иных действий от соответствующего уведомления органа внутренних дел по месту осуществления административного надзора и получения от него разрешения, что в свою очередь отвечает целям административного надзора.

Установление административного надзора и возложение на ответчика административных ограничений, включая запрещение посещения баров, ресторанов и иных общественных организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив, нахождение по месту жительства в установленное время, а также количество явок для регистрации в ОВД, будут способствовать предупреждению совершения им новых преступлений или правонарушений, способствовать искоренению антиобщественной установки поведения и формированию у Дивакова К.Н. правопослушного поведения, а также оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

    Судом разъясняется административному ответчику о том, что по освобождению из мест лишения свободы он обязан встать на учет в орган внутренних дел в трехдневный срок. Кроме того, в течение всего срока административного надзора он не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.

    Также административному ответчику разъясняется, что в силу положений ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в соответствии с ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180, 273 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить частично.

Установить в отношении Дивакова Константина Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, административный надзор сроком на 08 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Установить в отношении Дивакова Константина Николаевича на срок административного надзора ограничения в виде:

- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрещения посещения баров, ресторанов и иных общественных организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив;

- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с трудовыми отношениями.

В остальной части административное исковое заявление, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение принято 14 июля 2023 года.

    Председательствующий Ю.С. Ахтемирова

2а-4741/2023 ~ М-3874/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области
Прокурор Центрального района г. Тольятти
Ответчики
Диваков К.Н.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
07.07.2023Регистрация административного искового заявления
07.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее