ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2016 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Ходыкиной Е. В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Якимсевой Н.В. к администрации г. о. Самары о признании дома аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Якимсева Н. В. обратилась в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением к администрации г. о. Самара о признании дома аварийным и подлежащим сносу, указав, что распоряжением от 01.04.13 г. № 817 «О признании жилого помещения непригодным для проживания» жилое помещение по адресу: <данные изъяты> Б, <данные изъяты> признано не пригодным для проживания.
Ссылаясь на то, что в настоящее время проживание в вышеуказанном помещении не представляется возможным, а администрация г. о. Самара не предпринимает никаких действий по признанию его ветхим, аварийным и подлежащим сносу, просит обязать администрацию г. о. Самара вынести распоряжение о признании дома, расположенного по адресу: <адрес>/<данные изъяты> <адрес> ветхим, аварийным и подлежащим сносу в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании истец поддержала требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представители третьих лиц администрации Самарского района г. Самара, Департамента управления имуществом г. о. Самары просили отказать в удовлетворении требований истца.
Выслушав стороны, исследовав материала дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.15 г., вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Согласно ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Якимсева Н. В. в администрацию г. о. Самары с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 42 Положения не обращалась, администрацией не было отказано истцу в признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Учитывая, что решение вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов, в связи с чем дело не подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В целях защиты своих законных прав и интересов Якимсева Н. В. вправе оспорить бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, обратившись в суд в порядке, предусмотренном ст. 218 КАС РФ.
Поскольку решения по вопросу признания дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование о признании дома аварийным и подлежащим сносу, не может быть разрешено в порядке искового производства и производство по делу подлежит прекращению на основании статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 134, 220 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Гражданское дело № по исковому заявлению Якимсевой Н.В. к администрации г. о. Самары о признании дома аварийным и подлежащим сносу– прекратить.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение 15 суток со дня принятия.
Судья Гороховик О. В.