Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-476/2015 ~ М-105/2015 от 03.03.2015

Дело № 2-476/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта2015 года г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре смекаловой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мякишева Я.О. об оспаривании решения должностного лица начальника ФКУ «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2,

УСТАНОВИЛ:

Мякишев Я.О. обратился в суд с требованием обязать начальника ФГКУ «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2 МЧС России направить его на военно-врачебную комиссию для определения степени тяжести полученной травмы с последующим направлением необходимых документов страховщику для осуществления страховой выплаты по обязательному государственному страхованию военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы, мотивируя свои требования следующим.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель проходил службу в качестве пожарного специальной пожарной части №... ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России. ДД.ММ.ГГГГ заявитель получив в ДТП травму в виде перелома правого предплечья, по поводу которого находился на стационарном излечении в КБ № 51. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к начальнику ФГКУ «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 2 МЧС России с просьбой направить его на военно-врачебную комиссию для определения степени тяжести полученной травмы для дальнейшего получения страховой выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы. ДД.ММ.ГГГГ начальник ФГКУ « Специальное управление Федеральной противопожарной службы» № 2 МЧС России письменным ответом отказал в направлении на военно-врачебную комиссию на основании п. 11 приказа МЧС России от 05.07.2011 г. № 340 «Об утверждении Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы», согласно которому страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай находится в причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица. Считая отказ незаконным, поскольку факт нахождения заявителя в состоянии алкогольного опьянения не подтвержден документально, а также не состоит в прямой причинной связи с травмой, заявитель просит суд о вынесении указанного выше решения.

В судебном заседании заявитель, представитель заявителя Юсупов А.С. доводы заявления поддержали.

Представители должностного лица Николаева Е.В., Егорова И.К. возражали против удовлетворения требований Мякишева Я.О., ссылаясь на доводы отзыва суду пояснили, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель проходил службу в СПЧ №... ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» в должности пожарного. В целях реализации прав сотрудников учреждения на получение страхового возмещения по обязательному государственному страхованию, жизнь и здоровье сотрудников застрахованы в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в страховой компании ОАО «СОГАЗ». Исходя из смысла Закона и приказа МЧС, дополнительные гарантии в виде страховых выплат предусматриваются для сотрудников, находящихся непосредственно на службе и получивших травмы при исполнении должностных обязанностей (при ведении боевых действий на пожаре, при несении службы в подразделении и т.д.). Заявителем травма получена в быту, не связана с исполнением им должностных обязанностей, что подтверждено результатами служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ г., кроме того, в заключении отражено, что Мякишев Я.О. находился в состоянии алкогольного опьянения, что противоречит Положению о службе, Присяге и не влечет обязанности для должностного лица направления заявителя на военно-врачебную комиссию для определения степени тяжести полученной травмы, поскольку страховым случаем не является.

Представитель заинтересованного лица ОАО «СОГАЗ» Черепанова И.А. ссылаясь на доводы возражений, суду пояснила, что в целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998г. за № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту - ФЗ), жизнь и здоровье сотрудников «Специального управления ФПС №2 МЧС России», застрахованы в ОАО «СОГАЗ» на основании государственного контракта №... от ДД.ММ.ГГГГ.При наступлении страхового события, соответствующие Правилам страхования и государственному контракту документы, для получения страховой выплаты направляются в ОАО «СОГАЗ». Страховые случаи перечислены в разделе 5 государственного контракта и ст. 4 ФЗ. При этом в рассматриваемых документах установлено, что при получении травмы сотрудником, находившемся в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения выплата не производится.Исходя из смысла Закона и приказа МЧС от 05 июля 2011г. №340 «Об утверждении Инструкции об организации государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы», дополнительные гарантии в виде страховых выплат предусматриваются для служащих, находящихся на службе и получивших травмы при исполнении имиобязанностей и несениислужбы. Ознакомившись с представленными должностным лицом материалами, травма, полученная заявителем является бытовой, и не связана с исполнением воинской службы, что не обязывает должностное лица направлять заявителя на военно-врачебную комиссию для определения степени тяжести полученной травмы.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32, часть 4), государство, регулируя отношения службы, может устанавливать в этой сфере особые правила, что находится в полном соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом.

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих, включая сотрудников милиции. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении должностей государственной службы.

Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушающее гарантированное Конституцией Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

Принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования прохождения государственной службы устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.

В соответствии с п. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы в т.ч. по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;

В соответствии с п.п. 151-153 Приказ МЧС РФ от 03.11.2011 N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" прекращение службы в ФПС ГПС оформляется приказом. При этом увольнение сотрудников производится соответствующими руководителями в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации. Основания для увольнения сотрудников установлены частью первой статьи 58 Положения. Увольнение по болезни либо ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж", "з") производится при признании военно-врачебными комиссиями сотрудника негодным или ограниченно годным к службе.

В соответствии с п. 163 этого же приказа, до представления к увольнению сотрудники, по их просьбе, в установленном порядке направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления категории годности к военной службе. Заключение военно-врачебной комиссии учитывается при определении основания увольнения.

На освидетельствование военно-врачебной комиссией могут не направляться сотрудники, увольняемые по пунктам "к", "л", "о", а также по другим основаниям в случае их отказа от освидетельствования военно-врачебной комиссией, оформленного рапортом на имя руководителя, имеющего право увольнения этих сотрудников.

В соответствии с 11 Приказ МЧС России от 05.07.2011 N 340 (ред. от 11.04.2012) "Об утверждении Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы", п. 1 ст. 10 Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 04.06.2014) "Обобязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай: наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным; находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица; является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.

В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 04.06.2014) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Мякищев Я.О. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в качестве пожарного специальной пожарной части № 9 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России. ДД.ММ.ГГГГ заявитель получив в ДТП травм в виде перелома правого предплечья, по поводу которого находился на стационарном излечении в КБ № 51. ДД.ММ.ГГГГ

Приказом №... от ДД.ММ.ГГГГ Мякишев Я.О. уволен на основании п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. При увольнении Мякишеву Я.О. выплачена премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

ДД.ММ.ГГГГ Мякишеву Я.О. отказано в выдаче направления для прохождения военно-врачебной комиссии.

С учетом приведенных выше норм закона, оспариваемое заявителем решение нельзя признать законном по следующим основаниям.

Законодателем предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможен отказ в выдаче направления для прохождения военно-врачебной комиссии, в т.ч. указанные оснований связаны с основаниями увольнения работника по инициативе руководителя. Как следует из материалов дела, Мякишев Я.О. уволен по основанию, не позволяющему работодателю в силу закона отказать в направлении работника для прохождения военно-врачебной комиссии. Доводы представителей должностного лица о нарушении кодекса чести, недостойное поведение в быту, получение травмы в состоянии алкогольного опьянения не нашли своего отражения при решении вопроса об основание увольнения заявителя и не могут быть основанием для отказа. Более того, решение по страховой выплате, отказу в таковой в силу приведенного выше закона не относиться к компетенции работодателя, поскольку разрешается страховщиком.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

ЗаявлениеМякишева Я.О. удовлетворить.

Обязать начальника ФКУ «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2 выдать Мякишеву Я.О. направление для прохождения военно-врачебной комиссии для определения тяжести полученной травмы в течение 10 суток с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 21.03.2015 года путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.

Судья Я.А. Щербакова

2-476/2015 ~ М-105/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мякишев Ярослав Олегович
Другие
Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 2 МЧС России"
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Щербакова Яна Александровна
Дело на сайте суда
gelgor--krk.sudrf.ru
19.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2015Передача материалов судье
23.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.02.2015Предварительное судебное заседание
10.03.2015Предварительное судебное заседание
16.03.2015Судебное заседание
21.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2015Дело оформлено
08.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее