Судья Гапонова Е.М. Дело № 33а-261/2016
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
28 января 2016 года г.Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой Р.Рќ.,
судей Сафроновой Р›.Р. Рё РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° РЎ.Р’.,
РїСЂРё секретаре Митюревой Р.Рћ.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению ОАА к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области» о признании действий незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
по апелляционным жалобам ОАА на решение Советского районного суда г. Орла от 03 ноября 2015 года, которым в удовлетворении требований ОАА отказано.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° Сабаевой Р.Рќ., выслушав РћРђРђ, поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционных жалоб, судебная коллегия РїРѕ административным делам Орловского областного СЃСѓРґР°,
установила:
Административный истец - РћРђРђ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор в„–1 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Орловской области» (далее РїРѕ тексту - ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла) Рѕ признании действий незаконными Рё возложении обязанности РїРѕ устранению допущенных нарушений его прав.
Р’ обоснование указывал, что содержится РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла области РЅР° основании постановления Северного районного СЃСѓРґР° Рі. Орла.
<...>2015 РЅР° основании решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла РѕРЅ был поставлен РЅР° профилактический учет, как лицо, склонное Рє употреблению Рё приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков.
С решением комиссии не согласен, поскольку при его принятии не был соблюден порядок принятия данного решения.
Указывал на то, что какие-либо сведения о том, что он является склонным к употреблению и приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков отсутствуют.
Ссылался на то, что согласно имеющихся документов (заключения экспертизы, справки наркологического диспансера) наркоманией он не страдает, на учете в наркодиспансере не состоит, а, следовательно, у комиссии отсутствовали основания для постановки его на профилактический учет.
Указывал, что при принятии решения комиссией отсутствовали сведения, свидетельствующие о том, что он склонен к употреблению и приобретению наркотических веществ либо других сильнодействующих медицинских препаратов.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционных жалобах административный истец ОАА ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
Указывает на то, что дело судом первой инстанции было незаконно рассмотрено в его отсутствие.
РЎСѓРґ РїСЂРё вынесении решения РЅРµ учел, что основанием для постановки РЅР° профилактический учет явился немотивированный рапорт сотрудника следственного изолятора РџРЎРќ, РІ котором РѕРЅ указал, что оперативным путем установил, что административный истец вынашивает намерения РЅР° приобретение наркотических средств РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла.
Однако информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, должна быть оформлена в соответствии с требованиями закона и передана в органы дознания, следствия, прокуратуру или суд для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Поскольку в данном случае требования законодательства не были соблюдены, то и информация, предоставленная сотрудником, не может являться основанием для постановки на профилактический учет.
Указывает на то, что на заседании комиссии о постановке его на профилактический учет не присутствовал, объяснения не давал.
Решение о постановке на профилактический учет нарушает его права, так как данный факт будет указан в его характеристике; ограничит его право на условно-досрочное освобождение.
Приводит доводы о том, что районным судом не принято во внимание: представленное им заключение эксперта, согласно которого он не страдает наркоманией или алкоголизмом; обстоятельство того, что основанием для постановки его на профилактический учет послужил факт обвинения в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как усматривается РёР· материалов дела, РћРђРђ решением административной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла был поставлен РЅР° профилактический учет как склонный Рє употреблению Рё приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков.
Считая свое право нарушенным, административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
Отказывая РІ удовлетворении административного заявления, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє выводу Рѕ законности решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1, принятого <...>.2015 Рѕ постановке РћРђРђ РЅР° профилактический учет как склонного Рє употреблению Рё приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции неправильным в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значения для дела.
Согласно пункту 2 Рнструкции РїРѕ профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся РІ учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.05.2013 в„– 72 (далее РїРѕ тексту – Рнструкции) РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью профилактической работы является недопущение правонарушений СЃРѕ стороны лиц, содержащихся РІ учреждениях РЈРРЎ, посредством системы профилактических мероприятий.
РР· положений пункта 5 Рнструкции следует, что профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции Рё надзора Р·Р° лицами, содержащимися РІ учреждениях РЈРРЎ, РёС… размещения РІ соответствии СЃ законом, выявления причин Рё условий, способствующих совершению правонарушений, разработки Рё осуществления мер РїРѕ РёС… устранению (общая профилактика), установления лиц, РѕС‚ которых РјРѕР¶РЅРѕ ожидать совершения правонарушений, Рё принятия мер РїРѕ оказанию РЅР° РЅРёС… необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного РЅР° профилактический учет являются наличие достоверных Рё проверенных сведений Рѕ его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии РЅР° РґСЂСѓРіРёС… лиц, Р° также медицинские Рё психологические показания. РЎР±РѕСЂ Рё подготовка необходимых материалов РїРѕ постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного РЅР° профилактический учет возлагается РЅР° сотрудников подразделения учреждения РЈРРЎ, являющегося инициатором постановки РЅР° профилактический учет (РїСѓРЅРєС‚ 8 Рнструкции).
Р’ соответствии СЃ пунктом 14 Рнструкции РІ учреждениях РЈРРЎ подозреваемые, обвиняемые Рё осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся РёС… совершить, выявляются путем:
изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Рндивидуальная профилактика правонарушений включает РІ себя работу СЃ лицами, поставленными РЅР° профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной Рё дифференцированной работы СЃ учетом психологических особенностей РёС… личности, характера Рё степени общественной опасности, совершенных РёРјРё правонарушений Рё РґСЂСѓРіРёС… особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов Рё средств воспитательного воздействия. Р—Р° подозреваемыми, обвиняемыми Рё осужденными, состоящими РЅР° профилактическом учете, приказом учреждения РЈРРЎ закрепляются сотрудники учреждения РЈРРЎ (РїСѓРЅРєС‚ 23 Рнструкции).
РќР° профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые Рё осужденные, склонные Рє употреблению Рё приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков (РїСѓРЅРєС‚ 24 Рнструкции).
Рнициатором постановки РЅР° профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения РЈРРЎ, контактирующий СЃ подозреваемыми, обвиняемыми Рё осужденными (РїСѓРЅРєС‚ 26 Рнструкции).
Сотрудник учреждения РЈРРЎ, владеющий информацией Рѕ замыслах подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного РЅР° подготовку Рє совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт РЅР° РёРјСЏ начальника учреждения РЈРРЎ ( РїСѓРЅРєС‚ 27 Рнструкции).РР· материалов дела усматривается, что согласно протоколу в„– <...> РѕС‚ <...>2015 заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ1 Рі. Орла РћРђРђ был поставлен РЅР° профилактический учет как лицо, склонное Рє употреблению Рё приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков РІ соответствии СЃ Рї. 24 Рнструкции.
РР· рапорта старшего оперуполномоченного ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла РѕС‚ <...>.2015 следует, что РёРј было установлено, что РћРђРђ вынашивает намерения РЅР° приобретение наркотических средств РЅР° территории РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла Рё РёС… дальнейшего употребления.
Однако в указанном рапорте отсутствуют сведения о том, какими проверочными действиями был установлен указанный факт.
Следовательно, указанный рапорт РЅРµ соответствует требованиям пункта 27 Рнструкции, поскольку РЅРµ является мотивированным.
Довод свидетеля ПСН, составившего указанный рапорт, который был допрошен в суде первой инстанции о том, что данные сведения носят секретный характер, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в таком случае невозможно проверить законность и обоснованность действий сотрудников исправительного учреждения, в том числе, по вынесению оспариваемого административным истцом решения.
Р’ соответствии СЃ Рї. 28 Рнструкции, начальник учреждения РЈРРЎ после ознакомления СЃРѕ сведениями, изложенными РІ рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения РЈРРЎ РЅР° РёС… полную Рё всестороннюю проверку.
Сотрудники подразделений учреждения РЈРРЎ РІ течение 10 дней РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ проверку достоверности Рё обоснованности сведений, изложенных РІ рапорте, отражая результаты проверки РІ соответствующих документах. После окончания проверки РІ случае согласия РІРёР·РёСЂСѓСЋС‚ рапорт, после чего передают его РІ воспитательную службу. Если РїРѕ результатам проверки РЅРµ выявлена целесообразность постановки (снятия) лица РЅР° профилактический учет, то Рє рапорту прилагается справка СЃ мотивированным обоснованием Рё РїСЂРё необходимости рекомендациями Рѕ дальнейшей работе СЃ этим подозреваемым, обвиняемым Рё осужденным (РїСѓРЅРєС‚ 29 Рнструкции).
Начальник учреждения РЈРРЎ после ознакомления СЃ указанными материалами, убедившись РІ обоснованности ходатайства инициатора Рѕ постановке (снятии) РЅР° профилактический учет лица, указанного РІ рапорте, визирует его Рё назначает дату для рассмотрения представленного материала РЅР° заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё учреждения РЈРРЎ (РїСѓРЅРєС‚ 30 Рнструкции).
Между тем, из материалов дела усматривается, что рапорт сотрудника учреждения ПСН от <...>.2015г. был завизирован начальником учреждения <...>.2015г. (л.д.29). В этот же день было назначено заседание комиссии учреждения и рассмотрен вопрос о постановке ОАА на профилактический учет (л.д.24).
Таким образом, установленные РїРѕ делу обстоятельства свидетельствуют Рѕ том, что проверка достоверности Рё обоснованности сведений, изложенных РІ рапорте РЅРµ проводилась, заседание РєРѕРјРёСЃСЃРёРё назначено Рё проведено РІ день поступления рапорта сотрудника учреждения, что является нарушением пунктов 28, 29, 30 Рнструкции.
Наряду СЃ этим, начальник отряда (воспитатель), Р·Р° которым закреплен подозреваемый, обвиняемый Рё осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения РЅР° очередном заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё учреждения РЈРРЎ (справка РїРѕ личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного Рё иных лиц РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки РїРѕ факту допущенного правонарушения Рё иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного), предварительно знакомит СЃ РЅРёРј начальника учреждения РЈРРЎ (РїСѓРЅРєС‚ 31 Рнструкции).
РќР° заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ присутствии подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство Рѕ постановке (снятии) его РЅР° профилактический учет (РєСЂРѕРјРµ сотрудников психологической службы), Рё РґСЂСѓРіРёРµ должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. РљСЂРѕРјРµ того, заслушиваются РїРѕ желанию подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики РЅР° заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ озвучиваются (РїСѓРЅРєС‚ 32 Рнструкции).
РџРѕ результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: Рѕ постановке РЅР° профилактический учет, снятии СЃ профилактического учета, отказе РІ постановке РЅР° профилактический учет, отказе РІ снятии СЃ профилактического учета. Решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё принимается большинством голосов членов РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения РЈРРЎ Рё подписывается членами РєРѕРјРёСЃСЃРёРё (РїСѓРЅРєС‚ 33 Рнструкции).
РР· материалов дела усматривается, что РґРѕ заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Сѓ РћРђРђ РЅРµ было затребовано объяснение, Рѕ дате заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё последний РЅРµ извещался, что свидетельствует Рѕ нарушении административным ответчиком пунктов 31, 32 Рнструкции.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказательства законности оспариваемого решения суду первой инстанции представлены не были, не представлены какие-либо доказательства и в суд апелляционной инстанции, ходатайства об их истребовании также не заявлялись.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрения дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
РќР° основании изложенного, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что оспариваемое административным истцом решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла РѕС‚ <...>2015 является незаконным, поскольку принято СЃ нарушением требований законодательства, РІ частности, Рнструкции РїРѕ профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся РІ учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.05.2013 в„– 72.
Р’ силу пункта 8 Рнструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного РЅР° профилактический учет являются наличие достоверных Рё проверенных сведений Рѕ его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии РЅР° РґСЂСѓРіРёС… лиц, Р° также медицинские Рё психологические показания, доказательства которых РІ данном случае отсутствуют.
Судебная коллегия также находит необоснованным вывод СЃСѓРґР° первой инстанции РѕР± отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым решением, поскольку РІ силу пунктов 37, 39 Рнструкции рапорт Рѕ постановке РЅР° профилактический учет, выписки РёР· протоколов заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё учреждения РЈРРЎ, справки, акты Рё РґСЂСѓРіРёРµ материалы (РєСЂРѕРјРµ материалов психологического характера) передаются РІ отдел специального учета для приобщения РёС… Рє личному делу подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного, Р° результаты профилактической работы СЃ РЅРёРј фиксируются РІ характеризующих данных.
РџСЂРё поступлении РІ учреждение РЈРРЎ подозреваемых, обвиняемых или осужденных РёР· воспитательных колоний либо РёР· следственных изоляторов (тюрем), Рє личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных РЅР° профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые Рё обвиняемые) автоматически ставятся РЅР° профилактический учет РїРѕ основаниям, указанным РІ учетных карточках.
Деятельность сотрудников учреждений по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений, и в случае применения к административному истцу будет учитываться в числе его отрицательно характеризующих данных, что может повлечь нарушение прав последнего.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления ОАА
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 03 ноября 2015 года отменить.
Административное исковое заявление ОАА удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области» от <...> 2015 года о постановке ОАА на профилактический учет.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области» устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Председательствующий судья
РЎСѓРґСЊРё
Судья Гапонова Е.М. Дело № 33а-261/2016
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
28 января 2016 года г.Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой Р.Рќ.,
судей Сафроновой Р›.Р. Рё РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° РЎ.Р’.,
РїСЂРё секретаре Митюревой Р.Рћ.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению ОАА к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области» о признании действий незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
по апелляционным жалобам ОАА на решение Советского районного суда г. Орла от 03 ноября 2015 года, которым в удовлетворении требований ОАА отказано.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° Сабаевой Р.Рќ., выслушав РћРђРђ, поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционных жалоб, судебная коллегия РїРѕ административным делам Орловского областного СЃСѓРґР°,
установила:
Административный истец - РћРђРђ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор в„–1 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Орловской области» (далее РїРѕ тексту - ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла) Рѕ признании действий незаконными Рё возложении обязанности РїРѕ устранению допущенных нарушений его прав.
Р’ обоснование указывал, что содержится РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла области РЅР° основании постановления Северного районного СЃСѓРґР° Рі. Орла.
<...>2015 РЅР° основании решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла РѕРЅ был поставлен РЅР° профилактический учет, как лицо, склонное Рє употреблению Рё приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков.
С решением комиссии не согласен, поскольку при его принятии не был соблюден порядок принятия данного решения.
Указывал на то, что какие-либо сведения о том, что он является склонным к употреблению и приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков отсутствуют.
Ссылался на то, что согласно имеющихся документов (заключения экспертизы, справки наркологического диспансера) наркоманией он не страдает, на учете в наркодиспансере не состоит, а, следовательно, у комиссии отсутствовали основания для постановки его на профилактический учет.
Указывал, что при принятии решения комиссией отсутствовали сведения, свидетельствующие о том, что он склонен к употреблению и приобретению наркотических веществ либо других сильнодействующих медицинских препаратов.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционных жалобах административный истец ОАА ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
Указывает на то, что дело судом первой инстанции было незаконно рассмотрено в его отсутствие.
РЎСѓРґ РїСЂРё вынесении решения РЅРµ учел, что основанием для постановки РЅР° профилактический учет явился немотивированный рапорт сотрудника следственного изолятора РџРЎРќ, РІ котором РѕРЅ указал, что оперативным путем установил, что административный истец вынашивает намерения РЅР° приобретение наркотических средств РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла.
Однако информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, должна быть оформлена в соответствии с требованиями закона и передана в органы дознания, следствия, прокуратуру или суд для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Поскольку в данном случае требования законодательства не были соблюдены, то и информация, предоставленная сотрудником, не может являться основанием для постановки на профилактический учет.
Указывает на то, что на заседании комиссии о постановке его на профилактический учет не присутствовал, объяснения не давал.
Решение о постановке на профилактический учет нарушает его права, так как данный факт будет указан в его характеристике; ограничит его право на условно-досрочное освобождение.
Приводит доводы о том, что районным судом не принято во внимание: представленное им заключение эксперта, согласно которого он не страдает наркоманией или алкоголизмом; обстоятельство того, что основанием для постановки его на профилактический учет послужил факт обвинения в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как усматривается РёР· материалов дела, РћРђРђ решением административной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла был поставлен РЅР° профилактический учет как склонный Рє употреблению Рё приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков.
Считая свое право нарушенным, административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
Отказывая РІ удовлетворении административного заявления, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє выводу Рѕ законности решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1, принятого <...>.2015 Рѕ постановке РћРђРђ РЅР° профилактический учет как склонного Рє употреблению Рё приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции неправильным в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значения для дела.
Согласно пункту 2 Рнструкции РїРѕ профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся РІ учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.05.2013 в„– 72 (далее РїРѕ тексту – Рнструкции) РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью профилактической работы является недопущение правонарушений СЃРѕ стороны лиц, содержащихся РІ учреждениях РЈРРЎ, посредством системы профилактических мероприятий.
РР· положений пункта 5 Рнструкции следует, что профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции Рё надзора Р·Р° лицами, содержащимися РІ учреждениях РЈРРЎ, РёС… размещения РІ соответствии СЃ законом, выявления причин Рё условий, способствующих совершению правонарушений, разработки Рё осуществления мер РїРѕ РёС… устранению (общая профилактика), установления лиц, РѕС‚ которых РјРѕР¶РЅРѕ ожидать совершения правонарушений, Рё принятия мер РїРѕ оказанию РЅР° РЅРёС… необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного РЅР° профилактический учет являются наличие достоверных Рё проверенных сведений Рѕ его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии РЅР° РґСЂСѓРіРёС… лиц, Р° также медицинские Рё психологические показания. РЎР±РѕСЂ Рё подготовка необходимых материалов РїРѕ постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного РЅР° профилактический учет возлагается РЅР° сотрудников подразделения учреждения РЈРРЎ, являющегося инициатором постановки РЅР° профилактический учет (РїСѓРЅРєС‚ 8 Рнструкции).
Р’ соответствии СЃ пунктом 14 Рнструкции РІ учреждениях РЈРРЎ подозреваемые, обвиняемые Рё осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся РёС… совершить, выявляются путем:
изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Рндивидуальная профилактика правонарушений включает РІ себя работу СЃ лицами, поставленными РЅР° профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной Рё дифференцированной работы СЃ учетом психологических особенностей РёС… личности, характера Рё степени общественной опасности, совершенных РёРјРё правонарушений Рё РґСЂСѓРіРёС… особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов Рё средств воспитательного воздействия. Р—Р° подозреваемыми, обвиняемыми Рё осужденными, состоящими РЅР° профилактическом учете, приказом учреждения РЈРРЎ закрепляются сотрудники учреждения РЈРРЎ (РїСѓРЅРєС‚ 23 Рнструкции).
РќР° профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые Рё осужденные, склонные Рє употреблению Рё приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков (РїСѓРЅРєС‚ 24 Рнструкции).
Рнициатором постановки РЅР° профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения РЈРРЎ, контактирующий СЃ подозреваемыми, обвиняемыми Рё осужденными (РїСѓРЅРєС‚ 26 Рнструкции).
Сотрудник учреждения РЈРРЎ, владеющий информацией Рѕ замыслах подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного РЅР° подготовку Рє совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт РЅР° РёРјСЏ начальника учреждения РЈРРЎ ( РїСѓРЅРєС‚ 27 Рнструкции).РР· материалов дела усматривается, что согласно протоколу в„– <...> РѕС‚ <...>2015 заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ1 Рі. Орла РћРђРђ был поставлен РЅР° профилактический учет как лицо, склонное Рє употреблению Рё приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов Рё алкогольных напитков РІ соответствии СЃ Рї. 24 Рнструкции.
РР· рапорта старшего оперуполномоченного ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла РѕС‚ <...>.2015 следует, что РёРј было установлено, что РћРђРђ вынашивает намерения РЅР° приобретение наркотических средств РЅР° территории РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла Рё РёС… дальнейшего употребления.
Однако в указанном рапорте отсутствуют сведения о том, какими проверочными действиями был установлен указанный факт.
Следовательно, указанный рапорт РЅРµ соответствует требованиям пункта 27 Рнструкции, поскольку РЅРµ является мотивированным.
Довод свидетеля ПСН, составившего указанный рапорт, который был допрошен в суде первой инстанции о том, что данные сведения носят секретный характер, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в таком случае невозможно проверить законность и обоснованность действий сотрудников исправительного учреждения, в том числе, по вынесению оспариваемого административным истцом решения.
Р’ соответствии СЃ Рї. 28 Рнструкции, начальник учреждения РЈРРЎ после ознакомления СЃРѕ сведениями, изложенными РІ рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения РЈРРЎ РЅР° РёС… полную Рё всестороннюю проверку.
Сотрудники подразделений учреждения РЈРРЎ РІ течение 10 дней РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ проверку достоверности Рё обоснованности сведений, изложенных РІ рапорте, отражая результаты проверки РІ соответствующих документах. После окончания проверки РІ случае согласия РІРёР·РёСЂСѓСЋС‚ рапорт, после чего передают его РІ воспитательную службу. Если РїРѕ результатам проверки РЅРµ выявлена целесообразность постановки (снятия) лица РЅР° профилактический учет, то Рє рапорту прилагается справка СЃ мотивированным обоснованием Рё РїСЂРё необходимости рекомендациями Рѕ дальнейшей работе СЃ этим подозреваемым, обвиняемым Рё осужденным (РїСѓРЅРєС‚ 29 Рнструкции).
Начальник учреждения РЈРРЎ после ознакомления СЃ указанными материалами, убедившись РІ обоснованности ходатайства инициатора Рѕ постановке (снятии) РЅР° профилактический учет лица, указанного РІ рапорте, визирует его Рё назначает дату для рассмотрения представленного материала РЅР° заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё учреждения РЈРРЎ (РїСѓРЅРєС‚ 30 Рнструкции).
Между тем, из материалов дела усматривается, что рапорт сотрудника учреждения ПСН от <...>.2015г. был завизирован начальником учреждения <...>.2015г. (л.д.29). В этот же день было назначено заседание комиссии учреждения и рассмотрен вопрос о постановке ОАА на профилактический учет (л.д.24).
Таким образом, установленные РїРѕ делу обстоятельства свидетельствуют Рѕ том, что проверка достоверности Рё обоснованности сведений, изложенных РІ рапорте РЅРµ проводилась, заседание РєРѕРјРёСЃСЃРёРё назначено Рё проведено РІ день поступления рапорта сотрудника учреждения, что является нарушением пунктов 28, 29, 30 Рнструкции.
Наряду СЃ этим, начальник отряда (воспитатель), Р·Р° которым закреплен подозреваемый, обвиняемый Рё осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения РЅР° очередном заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё учреждения РЈРРЎ (справка РїРѕ личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного Рё иных лиц РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки РїРѕ факту допущенного правонарушения Рё иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного), предварительно знакомит СЃ РЅРёРј начальника учреждения РЈРРЎ (РїСѓРЅРєС‚ 31 Рнструкции).
РќР° заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ присутствии подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство Рѕ постановке (снятии) его РЅР° профилактический учет (РєСЂРѕРјРµ сотрудников психологической службы), Рё РґСЂСѓРіРёРµ должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. РљСЂРѕРјРµ того, заслушиваются РїРѕ желанию подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики РЅР° заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ озвучиваются (РїСѓРЅРєС‚ 32 Рнструкции).
РџРѕ результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: Рѕ постановке РЅР° профилактический учет, снятии СЃ профилактического учета, отказе РІ постановке РЅР° профилактический учет, отказе РІ снятии СЃ профилактического учета. Решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё принимается большинством голосов членов РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения РЈРРЎ Рё подписывается членами РєРѕРјРёСЃСЃРёРё (РїСѓРЅРєС‚ 33 Рнструкции).
РР· материалов дела усматривается, что РґРѕ заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Сѓ РћРђРђ РЅРµ было затребовано объяснение, Рѕ дате заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё последний РЅРµ извещался, что свидетельствует Рѕ нарушении административным ответчиком пунктов 31, 32 Рнструкции.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказательства законности оспариваемого решения суду первой инстанции представлены не были, не представлены какие-либо доказательства и в суд апелляционной инстанции, ходатайства об их истребовании также не заявлялись.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрения дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
РќР° основании изложенного, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что оспариваемое административным истцом решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РЎРР—Рћ-1 Рі. Орла РѕС‚ <...>2015 является незаконным, поскольку принято СЃ нарушением требований законодательства, РІ частности, Рнструкции РїРѕ профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся РІ учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.05.2013 в„– 72.
Р’ силу пункта 8 Рнструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного РЅР° профилактический учет являются наличие достоверных Рё проверенных сведений Рѕ его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии РЅР° РґСЂСѓРіРёС… лиц, Р° также медицинские Рё психологические показания, доказательства которых РІ данном случае отсутствуют.
Судебная коллегия также находит необоснованным вывод СЃСѓРґР° первой инстанции РѕР± отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым решением, поскольку РІ силу пунктов 37, 39 Рнструкции рапорт Рѕ постановке РЅР° профилактический учет, выписки РёР· протоколов заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё учреждения РЈРРЎ, справки, акты Рё РґСЂСѓРіРёРµ материалы (РєСЂРѕРјРµ материалов психологического характера) передаются РІ отдел специального учета для приобщения РёС… Рє личному делу подозреваемого, обвиняемого Рё осужденного, Р° результаты профилактической работы СЃ РЅРёРј фиксируются РІ характеризующих данных.
РџСЂРё поступлении РІ учреждение РЈРРЎ подозреваемых, обвиняемых или осужденных РёР· воспитательных колоний либо РёР· следственных изоляторов (тюрем), Рє личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных РЅР° профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые Рё обвиняемые) автоматически ставятся РЅР° профилактический учет РїРѕ основаниям, указанным РІ учетных карточках.
Деятельность сотрудников учреждений по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений, и в случае применения к административному истцу будет учитываться в числе его отрицательно характеризующих данных, что может повлечь нарушение прав последнего.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления ОАА
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 03 ноября 2015 года отменить.
Административное исковое заявление ОАА удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области» от <...> 2015 года о постановке ОАА на профилактический учет.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области» устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Председательствующий судья
РЎСѓРґСЊРё