Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3781/2015 ~ М-3908/2015 от 04.08.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2015 г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Малкиной Л.И.

при секретаре Кунчининой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3781/15 по иску Администрации городского округа Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У с т а н о в и л:

Администрация городского округа Сызрань обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что <дата> судебным приставом-исполнителем Парамоновой Е.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации г.о. Сызрань исполнительского сбора в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства № № *** В соответствии со ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Администрацией г.о.Сызрань в целях исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. Администрация г.о.Сызрань не уклонялась от исполнения, а объективно не могла в установленный судебным приставом срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении социальной выплаты засчет средств бюджета субъекта РФ Самарской области на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм с учетом проведения всех необходимых действий по перечислению денежных средств из бюджета области в городской бюджет. Кроме того, Администрация сразу же уведомила об этом судебного пристава-исполнителя и обратилась с ходатайством об отложении исполнительных действий.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** «Об определении уполномоченных органов Администрации городского округа Сызрань по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Сызрань», уполномоченными органами по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются КЖКХ Администрации городского округа Сызрань и Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань. Процедура проведения торгов определена Федеральным законом № 44-ФЗ и составляет длительное время, что делает невозможным исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В настоящее время Комитетом ЖКХ Администрации г.о.Сызрань по итогам проведения электронного аукциона заключены с ООО «Гарантия» Муниципальные контракты №№ 0142300001214001253_111186, 01423000012140011251_111186, 0142300001214001250_111186 от <дата> на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области на территории городского округа Сызрань. Срок исполнения обязательства по передаче жилых помещений в муниципальную собственность до 01.09.2015.

Администрация г.о.Сызрань полагает, что в настоящее время имеет место существенное препятствие, не позволяющее исполнить решение суда в полном объеме в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда, который формируется за счет средств вышестоящих бюджетов.

Кроме этого во исполнение статьи 4 Закона Самарской области № 135-ГД, для расчета в соответствии с методикой, объема субвенций, необходимых для исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, Управлением по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань ежеквартально представляются в уполномоченный орган Правительства Самарской области списки детей-сирот и лиц, приравненных к ним, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, а также ежемесячно направляется уточненная информация о количестве детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на первое число каждого месяца. Таким образом, уполномоченные Правительством Самарской области органы обладают всей информацией о количестве детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на сегодняшний день. Согласно ст.59 Устава городского округа Сызрань бюджет городского округа Сызрань – форма образования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления городского округа Сызрань. В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается. Бюджет городского округа Сызрань является дотационным, сформирован с дефицитом, в связи с чем исполнение решения суда по обеспечению детей - сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями без соответствующих средств областного бюджета незаконно.

Таким образом, наличие норм закона, напрямую регламентирующих исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и лицам, приравненным к ним, жилых помещений согласно действующего законодательства за счет денежных средств, перечисленных субъектов РФ из областного бюджета в местный бюджет, является объективным и неоспоримым доказательством невозможности исполнения органом местного самоуправления данных полномочий в отсутствие соответствующих денежных средств. Поскольку порядок выделения денежных средств из областного бюджета установлен в нормативно-правовых актах, то он не может быть нарушен волеизъявлением органа местного самоуправления. Администрацией городского округа Сызрань были направлены письма в Министерство строительства Самарской области от <дата> № *** и Губернатору Самарской области от <дата> № 02-25/3687, в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области от <дата> № *** о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда. На основании всего выше указанного можно сделать вывод о том, что нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Администрации городского округа Сызрань. В связи с тем, что Администрация городского округа Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области и не может повлиять на сроки выделения указанных средств, считает, что Администрация городского округа Сызрань предприняла все возможные меры для исполнения обязательства, но при всей необходимой степени заботливости и осмотрительности не может исполнить судебное решение в добровольном порядке в силу особенности характера обязательства, ввиду чего просит освободить от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель Администрации г.о.Сызрань в лице Корниловой Н.А. заявленные требования поддержала и привела доводы, изложенные выше.

В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов г. Сызрани Самарской области Парамонова Е.В. не явилась, о слушании дела уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомила, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без ее участия.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от <дата> Администрация городского округа Сызрань обязана предоставить Кузину А.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от <дата> решение суда оставлено без изменения.

<дата> судебным приставом-исполнителем Парамоновой Е.В. возбуждено исполнительное производство № № *** в отношении должника Администрации г.о. Сызрань и предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда в течение 5 дней, однако в установленный срок решение исполнено не было.

Определением Сызранского городского суда от 21.10.2014, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Администрации г.о. Сызрань об отсрочке исполнения решения Сызранского городского суда от <дата> до <дата> отказано.

Неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда (от 02.10.2014, 19.11.2014, 12.01.2015), однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение решения суда судебному приставу-исполнителю не поступало.

Постановлением № *** по делу об административном правонарушении от <дата> Администрация г.о. Сызрань привлечена к административном ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

<дата> судебным приставом-исполнителем МО СП г. Сызрани УФССП России по Самарской области Парамоновой Е.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации г.о. Сызрань исполнительского сбора в размере 50000 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (далее Закон) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Вместе с тем, согласно п.6 и 7 ст.112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из названных норм закона следует, что исполнительский сбор представляет собой имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения. Исполнительский сбор является расходами, которые взыскиваются с должника за сам факт возбуждения исполнительного производства в случае неисполнения им требований исполнительного документа добровольно.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Принимая во внимание выше названные нормы закона и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.

Между тем надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, последним суду не представлено.

В обоснование требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора Администрация г.о. Сызрани ссылается на свое имущественное положение, не позволяющее своевременно исполнить решение суда. Однако данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, в силу названных норм закона, таким основанием может быть лишь отсутствие вины должника.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации г.о. Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора не подлежат удовлетворению, поскольку в установленный законом срок должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что его исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда, а имеющиеся документы не свидетельствуют о принятии Администрацией г.о.Сызрани в установленный срок мер для надлежащего исполнения обязательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Администрации городского округа Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МО СП г. Сызрани УФССП России по Самарской области Парамоновой Е.В. от <дата> в рамках исполнительного производства № № *** – оставить без удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Малкина Л.И.

2-3781/2015 ~ М-3908/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.о.Сызрань
Ответчики
МОСП г.Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Малкина Л.И.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
05.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2015Передача материалов судье
05.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2015Судебное заседание
11.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2015Дело оформлено
09.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее