Решение по делу № 2-10/2014 (2-467/2013;) ~ М-499/2013 от 11.11.2013

Дело № 2-10/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2014 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масанкиной А. А.,

при секретаре Трифановой М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Виктора Викторовича к МО МВД РФ «Змеиногорский» о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Захаров В. В. обратился в Змеиногорский городской суд с иском к МО МВД РФ «Змеиногорский» о компенсации морального вреда, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> он в связи с совершением административного правонарушения был задержан сотрудниками МО МВД РФ «Змеиногорский» и помещен в камеру административного задержания - КАЗ, где содержался <данные изъяты> часов, т. е. до рассмотрения административного материала мировым судьей, после чего ДД.ММ.ГГГГ водворен в камеру ИВС. В указанной камере КАЗ он находился в бесчеловечных, унизительных условиях, которые заключались в том, что площадь камеры составляла <данные изъяты> х <данные изъяты>; стандартное освещение и окно отсутствовали, что исключало доступ дневного света и свежего воздуха и вызывало боли от напряжения и раздражения глаз и головы; бетонный пол не имел декоративного покрытия, от чего в камере была бетонная пыль, раздражавшая глаза и затруднявшая дыхание; отсутствовало спальное место, имелась только лавочка длиной <данные изъяты> и шириной <данные изъяты>, в связи с чем он был лишен сна и отдыха; отсутствовал санузел, что лишало возможности справить естественные надобности по мере необходимости, приходилось терпеть, испытывая физическую боль, до того, как дежурный выведет в туалет, это оскорбляло его достоинство от возникающего чувства ущербности и неполноценности (несамостоятельности); прогулка на свежем воздухе не предоставлялась, равно как и питание ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

После рассмотрения административного материала, около <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ он был вновь помещен в КАЗ и только примерно в <данные изъяты> часов водворен в камеру ИВД, где находился до окончания срока административного ареста, назначенного постановлением мирового судьи, т. е. до ДД.ММ.ГГГГ Условия содержания в камере ИВС также были ненадлежащими, бесчеловечными: на площади камеры <данные изъяты> х <данные изъяты> он находился еще совместно с двумя административно задержанными, что наряду с нахождением мебели в камере создавало скученность, духоту, нехватку свежего воздуха; искусственная вентиляция плохо работала; на прогулки не выводили, в связи с чем он был лишен дневного света и свежего воздуха, а это, в свою очередь, вызывало беспокойство за здоровье, т. к. он ранее болел туберкулезом и эти условия могли повлиять на возобновление болезни, на все его обращения к дежурным ИВС предоставить прогулки следовал отказ с обоснование того, что административно арестованным законом не предусмотрена прогулка; санузел не был огорожен, что лишало возможности в уединенной обстановке справлять естественные потребности и вызывало чувство стыда; унитаз не имел сидения и крышки, бачка для смыва нечистот, из-за чего в камере присутствовал неприятный запах и создавалось ощущение нахождения в общественном туалете; в связи с тем, что стол для приема пищи был расположен в метре от санузла, возникало отвращение при приеме пищи, отсутствовал аппетит и он недоедал, испытывая голод, физическое истощение и недомогание; гигиенические принадлежности не выдавались, а принести их было некому, т. к. родственники у него проживают в другом населенном пункте, из-за этого он испытывал отчаяние и раздражение; постельные принадлежности также не выдавались, за исключением грязных матрацев, которые своим видом и запахом вызывали отвращение и боязнь заразиться кожными заболеваниями, вследствие недосыпания он испытывал физическое и психологическое истощение и страдания.

Перенесенные им физические и нравственные страдания считает пытками, что является нарушением его прав и свобод, посягательством на нематериальные блага - жизнь, здоровье, достоинство личности. Причиненный ему моральный вред оценивает в <данные изъяты> руб., который просил взыскать с МО МВД РФ «Змеиногорский» за счет средств казны РФ и на основании ч. 3 ст. 40, ст. 1071 ГК РФ привлечь к участию в деле в качестве уполномоченного финансового органа Министерство финансов РФ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве соответчика по делу привлечено Министерство финансов РФ.

В судебном заседании Захаров В. В. не участвовал по причине нахождения в местах лишения свободы, о дате и времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика МО МВД России «Змеиногорский» Шутова Е. Н. полагала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы ранее представленных письменных возражений (л. д. 68-70).

Представитель ответчика МО МВД России «Змеиногорский» Ходырев С. В. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, в предыдущих судебных заседаниях исковые требования также не признал.

Представитель соответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, письменного отзыва суду не представил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в том числе истца, поскольку действующее законодательство не предоставляет лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами гражданских дел. Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях. Кроме того, ходатайства об участии в судебном заседании истцом не заявлялось. Исходя из того, что истец находится в исправительном учреждении, с целью реализации его прав, последнему разъяснялись в письменном виде его права, обязанности, принцип состязательности сторон, в том числе право на ведение дела через представителя.

Выслушав объяснения представителя ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский», допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам между народного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Захаров В. В. доставлен в МО МВД РФ «Змеиногорский» для составления административного материала. В <данные изъяты>. в отношении него составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. В <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Захаров В. В. задержан на основании ст. 27.3 КоАП РФ, о чем пом. оперативного дежурного МО МВД РФ «Змеиногорский» ФИО5 составлен протокол. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела в отношении Захарова В. В.

Как следует из доводов иска, пояснений представителей ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский», Книги учета лиц, доставленных в ДЧ МО, непосредственно после задержания Захаров В. В. был помещен в камеру для административно задержанных, где находился до <данные изъяты> мин. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением мирового судьи судебного участка г. Змеиногорска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Захаров В. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного ареста на срок 3 суток, постановлено срок отбытия наказания исчислять с момента административного задержания: с <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ

Как пояснили представители ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский», при отделе отсутствует специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в связи с чем, до момента рассмотрения административного материала мировым судьей задержанные в рамках административного производства лица содержатся в камере для административно задержанных, а затем, в случае назначения мировым судьей наказания в виде административного ареста, переводятся для его отбывания в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский». В связи с чем, в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Захаров В. В. для отбывания административного ареста водворен в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский», откуда освобожден в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, о чем также свидетельствует Книга учета административно-арестованных лиц, содержащихся в ИВС.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 2и3настоящей статьи.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Согласно ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных встатье 27.3настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.Условиясодержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ).

Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, пунктом 3 которого предусмотрено, что специальные помещения для содержания задержанных лиц оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Пунктами 4, 11, 12, 13 указанного Положения, в т. ч. в редакции, действовавшей на момент задержания истца, предусмотрено, что задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием понорме питаниядля подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205. В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии сПостановлениемПравительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205. Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц (п. 4). Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна (п. 11). Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение (п. 12). Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета (п. 13).

В разделе II Примерного перечня помещений и оборудования дежурной части, являющегося приложением № 1 к Наставлению по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел РФ, утвержденному приказом МВД РФ от 26 февраля 2002 года № 174 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации», действовавшим до издания приказа МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России», среди помещений дежурной части управлений (отделов) внутренних дел предусматривались комнаты для содержания задержанных лиц (три комнаты для раздельного содержания мужчин, женщин и несовершеннолетних), туалет с умывальником в тамбуре для дежурного наряда и задержанных (п. п. 35, 39).

Пунктами 115-122 Раздела IV названного примерного Перечня определялись следующие требования к комнатам для содержания задержанных лиц: каждая комната для задержанных должна иметь площадь не менее 10 кв. метров (п. 115). Комнаты имеют в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м (п. 117). В комнате для задержанных предусматривается приточная вентиляция с механическим побуждением и вытяжная вентиляция с естественным побуждением (п. 119). В комнате для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые своим основанием прочно соединяются с полом (п. 120.) Электрические лампы для освещения размещаются в нишах над дверью или на потолке и ограждаются металлическими решетками или сетками (п. 122). Спальных мест, санузла и водопровода для данных комнат требованиями не предусмотрено.

Из письменных возражений на иск, пояснений представителей МО МВД РФ «Змеиногорский» Ходырева С. В., Шутовой Е. Н., показаний свидетеля ФИО6 следует, что в камерах временного содержания лиц, задержанных в административном порядке, каковых в отделе две, спальные места не предусмотрены, имеется только прикрепленная к полу деревянная скамья, на которой задержанный может отдохнуть; вентиляция имеется принудительная, естественной нет по причине расположения камер внутри здания и соответственно отсутствия в ней окон; ни водопровода, ни санузлов в камерах не имеется, поскольку для таких камер они также не предусмотрены; обеспечение задержанных питанием не предусмотрено, но их кормили в то же время и той же пищей, которую сотрудники дежурной части готовили для себя, кроме того и родственникам задержанных не запрещалось приносить продукты; прогулки задержанных не осуществлялись, т. к. им необходимость также ничем не регламентировалась.

Из копии технического паспорта административного здания органа внутренних дел в <адрес> <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в здании имеется две комнаты для содержания задержанных лиц, которые расположены внутри здания, окнами они не оборудованы, имеют площадь <данные изъяты>. и <данные изъяты>., что значительно меньше той площади, которая предусматривалась для комнат для задержанных пунктом 115 приложения № 1 к Наставлению, утвержденному приказом МВД РФ от 26 февраля 2002 года № 174 дсп.

Европейский суд по правам человека в п. 46 постановления от 29 января 2009 года по делу «Андреевский против РФ» обратил внимание на доклад Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) в адрес властей Российской Федерации в связи с посещением Российской Федерации ЕКПП со 2 по 17 декабря 2001 г., в разделе которого, касающегося условий содержания под стражей в камерах для административно-задержанных отделов внутренних дел, указано следующее:

«25. Аналогично ситуации, выявленной в ходе предыдущих посещений, ни одно из районных управлений внутренних дел (РУВД) и местных подразделений Министерства внутренних дел не было оборудовано для круглосуточного пребывания; несмотря на это, делегация установила, что иногда в таких учреждениях люди содержатся круглые сутки… Камеры, осмотренные делегацией, были совершенно неприемлемы для длительного периода содержания под стражей: они были темными, недостаточно вентилируемыми, грязными и обычно лишены какой-либо мебели за исключением скамьи. Лица, содержавшиеся там круглосуточно, не обеспечивались матрасами или одеялами. Кроме того, законодательство не предусматривает обеспечение задержанных питанием и питьевой водой, существуют проблемы с доступом к туалету. ЕКПП напоминает рекомендации, изложенные в его докладе в связи с посещением 1999 года, о том, что условия содержания в камерах для административно-задержанных РУВД и местных подразделениях Министерства внутренних дел должны быть приведены в соответствие с приказом Министерства внутренних дел об общих условиях и регулировании содержания под стражей в камерах временного содержания. Комитет также напоминает рекомендацию, данную во время предыдущих посещений, о том, что камеры для административно-задержанных не должны использоваться для размещения заключенных на срок более трех часов».

Позиция Европейского Суда о том, что камеры для административно-задержанных не должны использоваться для размещения заключенных на срок более трех часов изложена также в постановлении от 12 июня 2008 года по делу «Щербет против России», постановлении от 25 октября 2005 года по делу «Федотов против РФ», в противном случае имеет место нарушение статьи 3 Конвенции в связи с длительным (более трех часов) пребыванием лица в «камере» для административно задержанных лиц» без пищи и воды и в отсутствие беспрепятственного доступа в туалет.

Вопреки требованиям вышеуказанных правовых актов, Захаров В. В. содержался в камере для административно задержанных более <данные изъяты>, а именно <данные изъяты>, при этом не был обеспечен спальным местом, что не отрицалось и представителями ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский». Доказательств того, что истец за время такого длительного содержания в указанной камере был обеспечен питанием, суду не представлено. Доводы представителей ответчика о том, что при задержании лица на срок более <данные изъяты>, родственникам задержанных разрешалось приносить продукты питания, являются несостоятельными, поскольку противоречат п. 4 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение…, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627, которое, предусматривая право задержанных лиц получать продукты питания от родственников, в то же время не освободило соответствующие органы от обязанности обеспечить лиц, задержанных на срок более 3 часов, питанием по нормам и рационам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205. Показания свидетеля ФИО6 о том, что задержанных кормили в то же время и той же пищей, что употребляли сотрудники дежурной части, готовившие еду для себя, не подтверждают факта обеспечения питанием по установленным нормам Захарова В. В., поскольку расходятся с пояснениями и доводами представителей ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский», а кроме того, свидетель привел указанные сведения обобщенно, не подтвердив, что в том же порядке кормили и конкретно истца.

Доводы истца об отсутствии в камере для административно задержанных окон, суд отклоняет как необоснованные, поскольку пунктом 117 приложения № 1 к Наставлению, утвержденному приказом МВД РФ от 26 февраля 2002 года № 174 дсп, наличие окон предусмотрено только в наружных стенах камер, каковых в данном случае не имеется ввиду расположения камер внутри здания. Наличие искусственного освещения подтверждается показаниями свидетеля ФИО6 и не оспаривалось истцом.

Утверждения истца о наличии в камере пыли в связи с тем, что пол был бетонным, суд находит бездоказательными с учетом того, что камеры для административно задержанных обеспечены искусственной вентиляцией и их уборка осуществлялась регулярно на основании договора возмездного оказания услуг по дератизации, дезинсекции, дезинфекции здания от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному органом внутренних дел с <данные изъяты>

Ссылки истца на отсутствие в камере санузла также не могут быть признаны обоснованными, поскольку ни Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение…, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627, ни приложением № 1 к Наставлению, утвержденному приказом МВД РФ от 26 февраля 2002 года № 174 дсп, наличие в камерах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, санузла не предусмотрено, а для отправления естественных надобностей согласно п. 12 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение…, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627, производится выведение задержанных лиц из специального помещения по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа. Соблюдение данного порядка в отношении истца усматривается из искового заявления.

Непредоставление прогулок за время содержания истца в камере для административно задержанных, не может служить основанием для вывода о нарушении прав Захарова В. В., поскольку вышеуказанными правовыми актами прогулки для задержанных лиц также не предусмотрены.

Порядок отбывания административногоаресталицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ, определяется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2002 г. № 726.

Пунктами 2, 6 Положения о порядке отбывания административного ареста предусмотрено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая указанные требования правового акта, а также то обстоятельство, что в МО МВД РФ «Змеиногорский» отсутствует специальный приемник для содержания арестованных в административном порядке лиц, в связи с чем они помещаются для отбывания административного ареста в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский», при оценке условий, в которых истец содержался в изоляторе временного содержания при отделе в период с <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ, в т. ч. в части оборудования камеры суд руководствуется, помимо упомянутого Постановления Правительства РФ № 726, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - ФЗ № 103) и Правилами внутреннего трудового распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 (далее - Правила № 950).

В соответствии со ст. 23 ФЗ № 103 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Пунктом 42 Правил № 950 также предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Доводы истца о том, что административный арест он отбывал именно в камере ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский» подтверждаются справкой о результатах проверки Змеиногорской межрайонной прокуратурой ИВС ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Представители ответчика указывали на то, что административно арестованные содержатся в ИВС только в камере

Из выписки из технического паспорта на здание МО МВД РФ «Змеиногорский» по <адрес> в <адрес>, в котором располагается ИВС, видно, что площадь камеры составляет <данные изъяты>., соответственно исходя из установленной законом санитарной нормы в ней может содержаться не более <данные изъяты> лиц. Камер с размерами, указанными истцом, в ИВС не имеется.

Согласно Книги учета административно-арестованных лиц, содержащихся в ИВС (инв. № 417), справки о результатах проверки ИВС прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ одновременно с Захаровым В. В. содержалось 4 лица, отбывающих административный арест, а ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> лица. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ имело место несоответствие площади камеры количеству содержащихся в ней лиц, а ДД.ММ.ГГГГ нарушений санитарных норм не допущено.

В то же время следует отметить, что минимум норматива санитарной площади, приходящейся на одного человека в изоляторах, определяется Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в размере 7 кв. м, и Европейский Суд по правам человека в своих решениях ориентируется на этот примерный стандарт при обустройстве камер.

Материалами дела подтверждается и истцом в иске не оспаривалось наличие в камере санузла. О соблюдении условий приватности при оборудовании камеры указано в актах обследования технической укрепленности ИВС, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Доказательств того, что до ДД.ММ.ГГГГ., а соответственно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования приватности при оборудовании санузла в камере изолятора были соблюдены, ответчиком МО МВД РФ «Змеиногорский» суду не представлено.

Суд находит обоснованными утверждения истца о непредоставлении ему прогулок при содержании в ИВС.

Пунктом 12 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2002 г. № 726, установлено, что арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 103 и разделом XV Правил № 950 также предусмотрено право лиц, содержащихся в ИВС, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Доказательства фактического обеспечения истца прогулками ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГв дневное время, стороной ответчика суду не представлены, соответствующие доводы письменных возражений ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский» голословны, ничем не подтверждены, в Журнале регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС инв. за период ДД.ММ.ГГГГ сведения о выводах Захарова В. В. на прогулку отсутствуют.

Ссылки истца на невыдачу ему администрацией ИВС гигиенических и постельных принадлежностей необоснованны, отклоняются судом по следующим основаниям.

Согласно п. 25 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД РФ от 06 июня 2000 г., которые могут быть применены в вопросах определения прав указанных лиц, содержащихся в иных, нежели спецприемники, местах, арестованные имеют право, в т. ч., иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна, пользоваться собственной одеждой и обувью по сезону, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяется настоящими Правилами (приложение № 6).

В приложении № 6 к указанным Правилам внутреннего распорядка приведен Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах. В данный Перечень включены, в частности, туалетные принадлежности (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло, шампуни, зубная щетка, зубной порошок или паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, гребень, расческа, кремы); бритвы безопасные разового пользования или механические; мочалка или губка; туалетная бумага.

Обеспечение арестованных постельными принадлежностями на время сна предусмотрено также пунктом 7 Положения о порядке отбывания административного ареста, утв. Постановлением Правительства № 726.

По смыслу указанных норм права, учреждениями, в которых лица отбывают наказание в виде административного ареста, обеспечивается только наличие у таких лиц постельных принадлежностей на время сна, обязанность выдавать гигиенические (туалетные) принадлежности не предусмотрена, что не исключает права арестованного лица иметь их при себе. Факт выдачи Захарову В. В. в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский» постельных принадлежностей, в частности простыни, наволочки, подушки, одеяла, матраца, подтверждается записями в Книге учета выдачи постельных принадлежностей и личной росписью истца в ней.

Проанализировав представленные ответчиком МО МВД РФ «Змеиногорский» доказательства, на котором в силу ст. 56 ГПК РФ лежала обязанность доказать обеспечение надлежащих условий содержания истца в камере административно задержанных и в ИВС, суд приходит к выводу о том, что Захаров В. В. в период с <данные изъяты> мин. ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в камере для административно задержанных дежурной части МО МВД РФ «Змеиногорский» и в период с <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в ИВС МО МВД РФ «Змеиногорский» содержался в условиях, не соответствующих требованиям закона, в т. ч. ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при несоответствии площади камер количеству содержащихся в них лиц, при необеспеченности спальным местом и питанием в условиях содержания в КАЗ более <данные изъяты> часов, при отсутствии в камере ИВС санитарного узла с соблюдением требований приватности, при отсутствии прогулок во время содержания в ИВС, что само по себе является достаточным, чтобы причинить страдания и переживания лицу, содержащемуся под стражей, в т. ч. более <данные изъяты> часов в камере, не предусмотренной для длительного содержания лиц, и является основаниям для компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Частью 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов РФ или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации,возложено на Министерство финансов РФ.

Таким образом, при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ, вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов РФ, являющееся надлежащим ответчиком по делу. В связи с чем в иске к МО МВД РФ «Змеингорский» надлежит отказать.

Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (ч. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ч. 2).

При определении размера компенсации морального вреда Захарову В. В. суд учитывает характер причиненных истцу нравственных страданий, его личность, продолжительность нахождения в условиях, не соответствующих установленному порядку содержания лиц, задержанных в административном порядке и отбывающих наказание в виде административного ареста, а также то, что истцом не представлено доказательств наступления негативных последствий, в т. ч. ухудшения состояния здоровья в результате содержания в КАЗ и ИВС в ненадлежащих условиях. Принимая во внимание указанное, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает, что денежная компенсация в размере <данные изъяты> рублей является справедливой и соразмерной степени нравственных страданий истца, а во взыскании остальной части заявленной суммы надлежит отказать, т. к. никаких доказательств, ее обосновывающих, истцом не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Захарова Виктора Викторовича удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Захарова Виктора Викторовича компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья А. А. Масанкина

Решение принято в окончательной форме 15 января 2014 года.

Председательствующий судья А. А. Масанкина

2-10/2014 (2-467/2013;) ~ М-499/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Захаров Виктор Викторович
Ответчики
МО МВД РФ "Змеиногорский"
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Змеиногорский городской суд Алтайского края
Судья
Масанкина Анна Анатольевна
Дело на странице суда
zmeinogorsky--alt.sudrf.ru
11.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2013Передача материалов судье
15.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.12.2013Предварительное судебное заседание
19.12.2013Судебное заседание
10.01.2014Судебное заседание
15.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее