Решение по делу № 2-1332/2019 ~ М-1007/2019 от 18.04.2019

Дело № 2-1332/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2019 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Котешко Л.Л.

при секретаре судебного заседания – Панове А.А.

с участием истца – прокурора Жукова А.С.,

представителя ответчика - Шелеповой О.П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство города «Севастополь», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю о возложении обязанностей совершения действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» обеспечить деятельность по сбору, накоплению и размещению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязав выполнить следующие мероприятия:

-    обеспечить предварительную обработку отходов, поступающих на полигон ТКО в <адрес>, с целью извлечения отходов производства и потребления, захоронение которых запрещается в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»;

- обеспечить проведение инвентаризации объекта размещения отходов, полигона ТКО «<адрес>;

-    обеспечить ежеквартальное проведение наблюдения за состоянием воздушной среды над отработанными участками полигона на содержание и на границе санитарно-защитной зоны: метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола.

Исковые требования мотивированы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства ООО «Благоустройство города «Севастополь» при эксплуатации полигона твёрдых коммунальных отходов в <адрес> (далее – полигон ТКО), в ходе которой установлено, что ООО «Благоустройство города «Севастополь» в полном объеме не осуществляются мероприятия по организации сбора, перевозки и утилизации твёрдых бытовых и нетоксичных отходов в соответствии с требованиями природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Непринятие таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что в результате нарушения ООО «Благоустройство города «Севастополь» законодательства существенно нарушаются интересы неопределённого круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, охрану от загрязнения почв, атмосферного воздуха и подземных вод, безопасное санитарно-эпидемиологическое положение.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, представил письменные возражения. В том числе указал, что в настоящее время осуществляется проект по сортировке мусора, ответчик пытается заключить договор с предприятием, которое могло бы сортировать мусор, но тарифы у них не установлены, поэтому заключить договор с заводом не представляется возможным. Для инвентаризации объекта также необходимо изготовление документов, договор заключен, срок исполнения по 31.12.2018 и в настоящее время договор не исполнен.

Представители третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, в предварительном судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства ООО «Благоустройство города «Севастополь» при эксплуатации полигона твёрдых коммунальных отходов в <адрес>.

Согласно соглашению об организации и осуществлению деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории города Севастополя от 14 августа 2017 года, заключенного по результатам конкурсного отбора Департамент городского хозяйства г. Севастополя поручает ГУПС «Благоустройство города Севастополя» выполнение функции Регионального оператора по организации и осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Севастополя с 01 января 2018 года по 31 декабря 2027 года.

Согласно Дополнительному соглашению № 1 от 22 марта 2018 года к Соглашению от 14 августа 2017 года об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя, наименование ГУПС «Благоустройство города Севастополь» изменено на ООО «Благоустройство города Севастополь» в связи со сменой организационно-правовой формы Регионального оператора.

В соответствие с указанным соглашением, а также требованиями ч.1 ст. 24.6. Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» в обязанности ООО «Благоустройство города «Севастополь», как Регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории города Севастополя в установленном порядке в соответствие с Территориальной схемой.

Территориальной схемой города Севастополя в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 13 октября 2016 года № 976-ПП, предусмотрено, что на полигон ТКО в <адрес> принимаются для захоронения бытовые отходы с предварительной сортировкой.

Кроме этого, в соответствии с рабочим проектом «<адрес>», третья очередь строительства полигона является элементом комплекса полигона ТБО, и складирование ТБО на 3-й очереди предусмотрено с предварительной сортировкой.

Эксплуатирующей организацией является ООО «Благоустройство города «Севастополя».

Согласно акту от 30 ноября 2017 года о приеме-передачи объектов нефинансовых активов, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передал ГУПС «Благоустройство города «Севастополь» Полигон твердых бытовых отходов, 3-я очередь.

В соответствии Территориальной схемой и рабочим проектом, ТКО после приемки (взвешивания, дозиметрического контроля) доставляются на разгрузочную площадку. После разгрузки мусоровозов производится отбор крупногабаритных, не подлежащих дальнейшей переработке (части машин, холодильников, бытовой техники, крупной деревянной тары и т.д.), которые заключаются в накопительные бункеры с рассортировкой. Сортировку крупногабаритных отходов производят рабочие. Затем ТКО подают тракторами с лопатой в загрузочный (подающий) конвейер, который подает ТКО на участок динамического сепаратора сортировки. Далее происходит разрыхление мелких и сепарирование мелких фракций ТКО с помощью динамического сепаратора со сбором отсева (сепаратор, имеющий сита с отверстиями до 50 мм для отсеивания мелких фракций). Динамический сепаратор предназначен для отделения мелкой фракции от твердых бытовых отходов для облегчения отбора вторичного сырья. При встряхивании мусора происходит отделение мелкий фракций и основной части, жидкости и просыпание их через прорези решеток в кузов самосвала. Далее мелкая фракция отходов поступает на полигон для захоронения. Шнек, установленный внутри сепаратора, перемещает отходы на основной сортировочный конвейер, проходящий через большую сортировочную кабину. Кабина имеет 14 приемных отверстий-накопителей. В сортировочной кабине осуществляется разборка ТКО по компонентам вторсырья. Картон, бумага, текстиль, вторполимеры, стекло, металлы и т.д. сбрасываются по сортам в соответствующую накопительную клетку эстакады. Сортировочная кабина, через которую проходит конвейер, оборудована необходимым комплексом рабочих позиций сортировки ТКО (по числу сортируемых фракций).

Оставшиеся после сортировки ТКО с сортировочного конвейера, не подлежащие сортировке отходы (хвосты), по транспортной ленте подаются в кузов самосвала и доставляются на полигон для захоронения.

Отходы, отсортированные в качестве вторичных ресурсов, полученные при конвейерно-ручной сортировке (макулатура, текстиль, стекло, полимеры, металлы), подлежат переработке в готовые изделия (например, термопласткомпозиты) или отгружаются на дальнейшую переработку на соответствующие профильные предприятия

В соответствии с ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

Указанное распоряжение вступило в силу с 01 января 2018 года, за исключением пунктов 68 - 182 перечня, утвержденного распоряжением; пункты 68 - 109 перечня, утвержденного распоряжением, вступили в силу с 01 января 2019 года, в том числе, введен запрет на захоронение видов отходов, входящих в подтипы ФККО "Бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства" (4 05 000 00 00 0); "Отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные" (4 34 000 00 00 0); "Отходы стекла и изделий из стекла" (4 51 000 00 00 0); а также видов отходов, отнесенных к группе девятого блока ФККО "Отходы шин, покрышек, камер автомобильных" (9 21 100 00 00 0) и другие виды отходов.

В ходе надзорного мероприятия установлено, что отходы поступающие на полигон ТКО после взвешивания, в нарушение указанных норм, минуя стадию сортировки поступают на тело полигона для захоронения, в следствии чего допускается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, а именно бумага, картон, пластмасса, стекло и иные отходы, что подтверждается лабораторными исследованиями компонентного состава отхода, проведенными ЭАЛ ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» (акты отбора проб от 12 марта 2019 года № 38 Т).

Таким образом, в нарушение указанных требований и норм федерального законодательства, Территориальной схемы города Севастополя и Соглашения от 14 августа 2017 года обществом не производится сортировка и предварительная обработка отходов поступающих на полигон ТКО.

Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Правила инвентаризации объектов размещения отходов утверждены приказом Минприроды Российской Федерации №49 от 25 февраля 2010 года.

В нарушение указанной нормы закона инвентаризация объекта размещения отходов, до настоящего времени не проведена.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п. 1.36. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 года, Система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях необходимо ежеквартально производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих большую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте мониторинга полигонов и согласовываются с уполномоченными на это органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола.

Генеральным директором ООО «Благоустройство города «Севастополь» утверждена программа мониторинга, а также программа производственного контроля, которыми определены периодичность отбора проб, места отбора проб, а также перечень контролируемых показателей.Однако в нарушение требований инструкции, программы мониторинга и программы производственного контроля Обществом не проводится контроль в санитарно-защитной зоне по следующим выбрасываемым в атмосферный воздух загрязняющим веществам: метану, окиси азота, бензолу, трихлорметану, четыреххлористому углероду, хлорбензолу.

Таким образом, ООО "Благоустройство города «Севастополь» допускается эксплуатация объекта размещения отходов производства и потребления, 3-я очередь с отклонениями от проектных решений и Территориальной схемы субъекта РФ, что в свою очередь может повлечь негативные последствия для окружающей среды, такие как: увеличение риска возникновения пожаров на объекте размещения отходов; уменьшение срока эксплуатации Полигона (3-я очередь); уменьшение вовлечения в хозяйственный оборот отходов, содержащих полезные компоненты, с целью их дальнейшей утилизации; увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Кроме того, согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Судом установлено, что в силу перечисленных норм ООО «Благоустройство города «Севастополь» в полном объеме не осуществляются мероприятия по организации сбора, перевозки и утилизации твёрдых бытовых и нетоксичных отходов в соответствии с требованиями природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Непринятие таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В результате вышеуказанных нарушений законодательства существенно нарушаются интересы неопределённого круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, охрану от загрязнения почв, атмосферного воздуха и подземных вод, безопасное санитарно-эпидемиологическое положение, в связи с чем исковые требования прокурора являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю о возложении обязанностей совершения действий - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» обеспечить деятельность по сбору, накоплению и размещению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязав выполнить следующие мероприятия:

-    обеспечить предварительную обработку отходов, поступающих на полигон ТКО в <адрес>, с целью извлечения отходов производства и потребления, захоронение которых запрещается в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»;

- обеспечить проведение инвентаризации объекта размещения отходов, полигона ТКО <адрес>;

-    обеспечить ежеквартальное проведение наблюдения за состоянием воздушной среды над отработанными участками полигона на содержание и на границе санитарно-защитной зоны: метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2019.

Председательствующий –

2-1332/2019 ~ М-1007/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополя"
Другие
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
18.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2019Передача материалов судье
19.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2019Предварительное судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
14.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее