Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-254/2015 ~ М-256/2015 от 09.11.2015

Дело № 2-254/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2015 года Красноярский край

город Игарка

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Зеньковой Е.А.,

при секретаре судебных заседаний Моор И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царициной Н.С. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Кристаллик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» города Игарки о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Царицина Н.С. обратилась в суд с искомым заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Кристаллик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» города Игарки о взыскании заработной платы. Свои требования мотивирует тем, что она работает младшим воспитателем у ответчика, который начисляет и выплачивает ей заработную плату, не соблюдая требований Регионального соглашения № 3 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 13.02.2015 года, зарегистрированного в Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края 16.02.2015 года № 25. Согласно настоящего Соглашения, с 01 июня 2015 года на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работников организаций в Туруханском районе установлен в размере 15.313 рублей, при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей). За ДД.ММ.ГГГГ ей начислена и выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля. Просит взыскать с ответчика в ее пользу не начисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> рублей (л.д.4-5).

Истец Царицина Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила свои требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» города Игарки, извещенный о месте и времени слушания дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился. Представил суду заявление, в котором указывает на отсутствие возражений против заявленных исковых требований и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д.39).

Представитель администрации Туруханского района, извещенной о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Туруханского района (л.д.44).

Из представленных возражений против заявленных исковых требований следует, что администрация Туруханского района требования истца в части взыскания недоначисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ не признает в связи с пропуском трехмесячного срока для взыскания, ссылаясь на ст.392 Трудового кодекса РФ и на п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» (л.д.38).

Представитель Управления образования администрации Туруханского района, в судебное заседание не явился. Управление образования о месте и времени слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.45).

Из представленных возражений против заявленных исковых требований, следует, что Управление образования Администрации Туруханского района требования истца не признает, и, со ссылкой на Федеральный закон от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», ст.129, ст.60.2 Трудового кодекса Российской Федерации считает, что работникам учреждения, чья заработная плата складывается из заработной платы по основному месту работы и внутреннему совмещению (расширение зон обслуживания, в рамках одного трудового договора), исчисление персональной выплаты производится как разница между совокупным доходом (основная работа + совмещение) и размером минимальной заработной платы. При начислении заработной платы работникам Управление образования Администрации Туруханского района руководствуется действующими нормативными правовыми актами федерального и местного значения. Указывает на пропуск истцом установленного ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд за восстановлением нарушенного права. Просит в удовлетворении иска отказать (л.д.27-28).

В силу ч.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч.1 ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одном из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав и не препятствует рассмотрению дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав истца, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.

Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда.

Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.

Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1980-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совет СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.

Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда СССР от 23.06.1965 года № 401) в городе Игарке Красноярского края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 01.01.2015 года в размере 5.965 рублей в месяц.

Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в городе Игарке Красноярского края, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда с 01.01.2015 года должна быть не ниже 5.965 рублей без учета районного коэффициента и полярной надбавки за стаж работа в районах Крайнего Севера, а с учетом указанных компенсационных выплат – не ниже 14.316 рублей 00 копеек в месяц: 5.965 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.579 рублей 00 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.772 рубля 00 копеек (максимальная процентная надбавка 80%).

В соответствии с Региональным соглашением № 3 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 13.02.2015 года, зарегистрированным в Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края 16.02.2015 года № 25, с 01 июня 2015 года на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работников организаций в Туруханском районе установлен в размере 15.313 рублей, при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей).

Судом установлено, что Царицина Н.С. работает в МК ДОУ «Детский сад «Кристаллик» города Игарки с ДД.ММ.ГГГГ, младшим воспитателем со ДД.ММ.ГГГГ. По условиям трудового договора работнику установлен должностной оклад, на который производится начисление районного коэффициента в размере 60 %, северного коэффициента в размере 80 % (л.д.7-14).

С учетом всех компенсационных выплат на одну ставку за ДД.ММ.ГГГГ истцу была начислена и выплачена заработная плата, размер которой меньше установленного Региональным соглашением № 3 о минимальной заработной плате в Красноярском крае. Так, из расчетных листков следует, что истцу начислена заработная плата:

- в ДД.ММ.ГГГГ за полную норму рабочего времени - в размере <данные изъяты>, куда включены оклад - <данные изъяты> рубля, доплата от нагрузки 5% – <данные изъяты>, доплата за вредность 10% – <данные изъяты>, бальная оценка 100 % – <данные изъяты>, районный коэффициент 60 % - <данные изъяты>, северный коэффициент 80 % - <данные изъяты> (л.д.15);

- в ДД.ММ.ГГГГ за полную норму рабочего времени - в размере <данные изъяты>, куда включены оклад - <данные изъяты> рубля, доплата от нагрузки 5% – <данные изъяты>, доплата за вредность 10% – <данные изъяты>, бальная оценка 100 % – <данные изъяты>, районный коэффициент 60 % - <данные изъяты>, северный коэффициент 80 % - <данные изъяты> (л.д.16).

Разрешая вопрос о периоде и размере не начисленной истцу заработной платы суд приходит к следующим выводам.

Царицына Н.С. работает на 1 ставку младшего воспитателя. Как усматривается из представленных доказательств, а именно приказов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Царицыной Н.С. производилась оплата за расширение зон обслуживания по должности младший воспитатель 0,5 ставки. (л.д.32,33).

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

В силу ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Расчет не начисленной заработной платы, представленный истцом, суд находит неверным, произведенным без учета требований статей 129, 149, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при расчете не начисленной заработной платы истцом не приняты во внимание выплаты, произведенные ей работодателем за замещение временно отсутствующего работника (работа в условиях, отклоняющихся от нормальных), которые являются компенсационными выплатами и входят в состав заработной платы.

В соответствии с п. 2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Согласно ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в деле являются истец и ответчик. Поскольку третье лицо не является стороной в деле, в связи с чем не вправе заявить о пропуске истцом срока обращения в суд, то заявления третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, – администрации Туруханского района и Управления образования администрации Туруханского района о пропуске истцом срока обращения в суд разрешению не подлежит.

Региональным соглашением № 3 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 13.02.2015 года с 01 июня 2015 года на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работников организаций в Туруханском районе установлен в размере 15.313 рублей.

Представленными материалами дела подтверждено, что совокупный размер месячной зарплаты Царициной Н.С. превышает установленный размер минимальной заработной платы, в связи с чем нарушений ее трудовых прав при выплате ей заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено.

При указанных обстоятельствах истице Царициной Н.С. в исковых требованиях следует отказать в полном объеме, за необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях Царициной Н.С. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Кристаллик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» города Игарки о взыскании заработной платы отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.

Председательствующий Е.А.Зенькова

2-254/2015 ~ М-256/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Царицина Наталья Сергеевна
Ответчики
МКОУ ДОУ д/с "Кристаллик"
Суд
Игарский городской суд Красноярского края
Судья
Зенькова Евгения Анатольевна
Дело на странице суда
igarka--krk.sudrf.ru
09.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2015Передача материалов судье
10.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2015Судебное заседание
18.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее